Дело № 2-965/2011 по иску прокурора к Администрации БГО, УЖКХ БГО, Березовское лесничество об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора



Мотивированное решение составлено 26.09.2011

Дело № 2-965/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М.С., с участием

заместителя прокурора г.Березовского Свердловской области Васильевой Т.П.,

представителя ответчика государственного учреждения Свердловской области «Березовское лесничество» - Петрова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березовского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, государственному учреждению Свердловской области «Березовское лесничество» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора,

установил:

прокурор г. Березовского Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа и государственному учреждению Свердловской области «Березовское лесничество» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Березовского с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Березовском и главного специалиста по экологии администрации Березовского городского округа проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории г. Березовского Свердловской области. В ходе проверки установлено, что в <адрес>, находится свалка бытовых отходов размером 30 кв.м.

На участок, где размещена свалка бытовых отходов в нарушение действующего законодательства не было получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, в отношении него не организована система санитарной очистки. Между тем, несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, что нарушает права граждан. При этом, ответчиками не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами.

Впоследствии по ходатайству истца в качестве соответчиков по делу привлечены: государственное учреждение Свердловской области «Березовское лесничество» и Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Прокурор требует возложить на ответчиков обязанность ликвидировать вышеуказанную свалку мусора в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Березовского Васильева Т.П. иск поддержала.

Представитель соответчика государственного учреждения Свердловской области «Березовское лесничество» иск не признал, полагает, что является ненадлежащим ответчиком. Деятельность по организации, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям территориальной администрации.

Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Березовском исковые требования прокурора г. Березовского Свердловской области поддержала.

Представители соответчиков: администрации Березовского городского округа, Департамента лесного хозяйства Свердловской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения заместителя прокурора г.Березовского, представителей соответчика и третьего лица, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив и сопоставив их в совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора г.Березовского Свердловской области, директором ГУСО «Березовское лесничество», мастером леса Березовского участкового лесничества, представителем ИП ФИО4, установлено, что в <адрес>, находится свалка отходов.

Исходя из сведений полученных прокуратурой г. Березовского в ходе осмотра на месте с привлечением специалиста комитета по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа и ГУ Свердловской области «Березовское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несанкционированная свалка находится в пределах Березовского городского округа: на территории общего пользования, часть свалки расположена на территории государственного лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч.3 ст.8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.2, п.3 ст.13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В пункте 2.3 санитарных Правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01), предусматривается, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).

Поскольку расположенная <адрес> свалка, эксплуатируется с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства, заявленные требования о ликвидации данной свалки являются правомерными.

Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п.24, 25 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствия.

Положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления», предусматривают возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования.

Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

В соответствии с пп. 10, 12, 25, 26 ст. 6 Устава Березовского городского округа, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 23.08.2007 №33, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Статьей 31 Устава Березовского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды.

Статьей 39 Устава Березовского городского округа установлено, что УЖКХ функциональный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, включая вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно Правилам организации сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 21.02.2008 №393, на территории Березовского городского округа запрещается: временное хранение отходов вне контейнерных площадок, образовывать несанкционированные свалки по сбору мусора и отходов производства и потребления.

Постановлением администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского круга» от 28.04.2011 на территории Березовского городского округа с 30.04.2011 введен особый противопожарный режим на летний пожароопасный период до особого распоряжения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на органы местного самоуправления: администрацию Березовского городского округа и Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, в рамках предоставленных им полномочий.

Требования истца о возложении обязанности по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на ГУ СО «Березовское лесничество» и Департамент лесного хозяйства Свердловской области не обоснованы. В силу положений ст. 11 Закона N 89-ФЗ и ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека. Из рода деятельности, осуществляемом ГУ СО «Березовское лесничество», следует, что основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана, защита, и воспроизводство лесов.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в соответствии со ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Возникновение указанной свалки бытовых отходов не связано с деятельностью ГУ СО «Березовское лесничество» и Департамента лесного хозяйства Свердловской области и не вызвано действиями или бездействием их должностных лиц (работников) в рамках возложенных законодательством полномочий.

Поскольку несанкционированная свалка отходов обнаружена в границах Березовского городского округа, при этом администрацией Березовского городского округа и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, обязанными соблюдать и исполнять природоохранное законодательство, мер к ликвидации данной свалки не принимается и фактически не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу и утилизации данных отходов, на указанные органы местного самоуправления следует возложить обязанность по принятию соответствующих мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления в установленный срок, в пределах компетенции.

Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая объем работ по выполнению выявленных нарушений, необходимость привлечения специализированных организаций и спецтехники, а также значимость поставленного перед судом требования, суд полагает возможным установить срок по устранению свалки в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в части.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа и администрацию Березовского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную <адрес> в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления - в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

В удовлетворении иска к государственному учреждению Свердловской области «Березовское лесничество» и Департаменту лесного хозяйства Свердловской области - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд истцом и третьими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова