Дело № 2-1352/2011 по заявлению прокурора о признании в састи недействующит нормативно правовой акт местного самоуправления



Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-1352/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М. С.,

с участием помощника прокурора г. Березовского Злоказовой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Березовского Свердловской области о признании в части недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,

установил:

прокурор г. Березовского Свердловской области обратился в суд с заявлением:

- о признании недействующим пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом № 151/1-д от 30.10.2009 начальника Управления образования Березовского городского округа,

- о возложении на Управление образования Березовского городского округа обязанности исключить пп. 7 п. 2.9 из Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом № 151/1-д от 30.10.2009 начальника Управления образования Березовского городского округа.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой г. Березовского проведена проверка по обращениям граждан о законности постановки детей на учет для получения места в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Приказом начальника Управления образования Березовского городского округа № 151/1-д от 30.10.2009 утверждено Положение «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», которое регламентирует порядок комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений и групп муниципальных образовательных учреждений Березовского городского округа, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Положение обязательно для применения неопределенным кругом лиц, рассчитано на неоднократное применение и направлено на регулирование общественных отношений, связанных с получением дошкольного образования. В пп. 7 п. 2.9 Положения указано, что первоочередным правом приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения пользуются дети работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями при согласовании с Управлением образования Березовского городского округа в пределах установленных квот. Прокурор считает, что указанный пункт Положения противоречит действующему законодательству и подлежит исключению, поскольку он нарушает права детей, родители которых не имеют возможности заключить данные договоры, создает социальное неравенство. Предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении зависит от имущественного положения родителей и нарушает конституционные права граждан на образование, принцип юридического равенства. Согласно пункту 27 типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Действующим законодательством не предусмотрена возможность первоочередного предоставления мест детям работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в связи с чем данный пункт указанного Положения не может являться основанием для первоочередного предоставления мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, оспариваемым пп. 7 п. 2.9 Положения Управлению образования Березовского городского округа предоставляется право согласования договоров о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, то есть Управление образования вправе либо согласовать, либо отказать в согласовании указанных договоров. На основе положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, можно сделать вывод, что оспариваемый пункт Положения содержит коррупционный фактор «вправе», что противоречит законодательству. Наличие коррупционного фактора может привести к злоупотреблениям правом, созданию условий для коррупциогенных проявлений со стороны уполномоченных лиц, принятию ими решений в рассматриваемой сфере правоотношений из корыстной или иной личной заинтересованности, созданию преимуществ для одних и административных барьеров для других заинтересованных лиц в ущерб интересам населения муниципального образования при применении указанных норм муниципального правового акта. ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на пп. 2 п. 2.9 и пп. 7 п. 2.9 вышеуказанного Положения, который ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен Управлением образования Березовского городского округа, в части приведения в соответствие пп. 7 п. 2.9 Положения отказано.

В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Злоказова Е.Э. требования заявления поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель заинтересованного лица Управления образования Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Заслушав помощника прокурора, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктами 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно пунктам 1, 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В силу пп. 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения.

Пункт 27 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, гласит, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Судом установлено, что приказом начальника Управления образования Березовского городского округа от 30.10.2009 № 151/1-д утверждено Положение «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», в пункте 2.9 которого указаны категории детей, обладающие правом первоочередного приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Помимо прочих категорий детей, обладающих правом первоочередного приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в пункте 2.9 в пп. 7 указана категория детей работников предприятий и организаций, заключивших договоры о сотрудничестве с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями при согласовании с Управлением образования, в пределах установленных квот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством Свердловской области, ни другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена возможность первоочередного предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям работников предприятий и организаций, заключивших договоры с такими образовательными учреждениями, напротив, законом гарантируется гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от имущественного и должностного положения, при этом социальная обоснованность предоставления указанной категории лиц мест в дошкольных образовательных учреждениях на льготных условиях отсутствует, суд соглашается с доводами прокурора о том, что оспариваемый пункт Положения противоречит конституционному принципу юридического равенства граждан. В результате комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основе Положения, содержащего оспариваемый пункт, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение общедоступного дошкольного образования.

Из материалов дела следует, что 20.07.2011 прокурором г. Березовского был принесен протест начальнику Управления образования Березовского городского округа, в котором прокурор потребовал изменить пп. 7 п. 2.9 указанного выше Положения, приведя его в соответствие с действующим законодательством.

Согласно ответу начальника Управления образования Березовского городского округа № 552 от 12.08.2011 формулировка пп. 7 п. 2.9 названного Положения оставлена без изменения.

Поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил, что пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа № 151/1-д от 30.10.2009, нарушаются права неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании данного пункта недействующим и о возложении на Управление образования Березовского городского округа обязанности исключить данный пункт из указанного Положения, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора г. Березовского Свердловской области о признании в части недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать недействующим пп. 7 п. 2.9 Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа № 151/1-д от 30.10.2009.

Обязать Управление образования Березовского городского округа исключить пп. 7 п. 2.9 из Положения «О порядке комплектования воспитанниками муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа № 151/1-д от 30.10.2009.

Взыскать с Управления образования Березовского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья:       Ж. В. Романова