Мотивированное решение составлено 24.12.2011 №2-1605/2011 Именем Российской Федерации 19 декабря 2011 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Фоменко М.С., с участием помощника прокурора г. Березовского Свердловской области Васильевой Т.М., представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Березовского округа Сенцова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березовского городского округа и управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора, установил: прокурор г. Березовского Свердловской области, действующий в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа и управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее: прокуратурой г. Березовского с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и главного специалиста по экологии администрации Березовского городского округа проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории г. Березовского Свердловской области. В ходе проверки установлено, что на расстоянии около 10 м от края земельного участка (за территорией жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, находятся отходы в виде трех обожженных железных бочек, фильтрующих и поглощающих коробок, потерявших потребительские свойства, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь. Прокурор требует возложить на ответчиков обязанность ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на расстоянии около 10 м от края земельного участка (за территорией жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Васильева Т.М. иск поддержала, дополнив, что в ходе проверки были пресечены действия гражданки, пытавшейся поджечь мусор. Свалка способствует возникновению пожаров. При осмотре места свалки, проведенного непосредственно перед судебным заседанием, установлено, что ранее обнаруженные в данном месте обожженные железные бочки отсутствуют, однако фильтрующие и поглощающие коробки до настоящего времени не убраны. Представитель ответчика Сенцов А.В. признал, что отходы из фильтрующих и поглощающих коробок в указанном месте действительно разбросаны, место свалки не санкционировано, органом местного самоуправлении принимаются меры по выявлению лиц, причастных к свалке. Действия по ликвидации отходов будут приняты, но для этого потребуется около 3 месяцев с учетом праздничных дней и необходимостью заключения договоров со специализированными организациями для вывоза и утилизации отходов, оплаты услуг данных организаций. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив и сопоставив их в совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора г.Березовского Свердловской области, директором ГУСО «Березовское лесничество», мастером леса Березовского участкового лесничества, представителем ИП ФИО4, установлено, что на расстоянии около 10 м от края земельного участка (за территорией жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, находится свалка отходов. Из сообщения комитета по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в зоне обнаружения данной выявленной градостроительным регламентом не предусматривается размещение свалок для бытового, строительного или иного вида мусора. Согласно данным геоинформационной системы комитета по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа несанкционированная свалка находится в зоне городских лесов, скверов и садов на землях города Березовского. По информации ГУ Свердловской области «<данные изъяты>» несанкционированная свалка отходов и потребления в районе <адрес>, расположена на землях города Березовского. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашены принципы, на которых основывается земельное законодательство Российской Федерации, один из которых - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно). В соответствии с пп. 10, 12, 25, 26 ст. 6 Устава Березовского городского округа, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Статьей 31 Устава Березовского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды. Статьей 39 Устава Березовского городского округа, установлено, что УЖКХ функциональный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, включая вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно Правилам организации сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории Березовского городского округа запрещается: временное хранение отходов вне контейнерных площадок, образовывать несанкционированные свалки по сбору мусора и отходов производства и потребления. Постановлением администрации Березовского городского округа «О введении особого противопожарного режима на территории Березовского городского круга» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Березовского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим на летний пожароопасный период до особого распоряжения. Проанализировав нормы Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06.09.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N89-ФЗ, а также принимая во внимание положения Устава Березовского городского округа суд приходит к выводу, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то есть действия, непосредственно направленные на ликвидацию свалок и очистку земельных участков относится к компетенции органов местного самоуправления поселений. Несанкционированная свалка отходов обнаружена на территории земельного участка, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления и расположенной в пределах муниципального образования, при этом ответчиками, обязанными соблюдать и исполнять природоохранное законодательство, мер к ликвидации данной свалки не принимается и фактически не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу, утилизации данных отходов. Доказательств обратного, ответчиками суду не представлено. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению, на ответчиков в пределах компетенции следует возложить обязать принять соответствующие меры по ликвидации несанкционированной свалки мусора в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления в установленный срок. Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая объем работ по выполнению выявленных нарушений, необходимость привлечения специализированных организаций для вывоза и утилизации отходов, оплаты услуг данных организаций, а также значимость проведения установленных судом мероприятий, суд полагает возможным установить срок по устранению свалок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березовского городского округа и управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора удовлетворить. Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа и администрацию Березовского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на расстоянии около 10 м от края земельного участка (за территорией жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области. Председательствующий: Копия верна: судья: Ж. В. Романова