<данные изъяты> № 2-41/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 января 2012 года г. Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием представителя заявителя Лукмановой Х.З. Сафиной М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукмановой Х.З. о признании незаконными решения Администрации Березовского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, УСТАНОВИЛ: Заявитель Лукманова Х.З. обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать незаконным решение Администрации Березовского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, а также обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение ее прав путем возложения обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в обоснование своей жалобы указав, что она является ветераном Великой Отечественной войны и женой умершего военнослужащего (ст.20 и ст.21 Федерального закона от 12.01.995 №5-ФЗ «О ветеранах»). В силу ее особого статуса как члена семьи умершего супруга - участника Великой Отечественной войны, она имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.995 №5-ФЗ «О ветеранах» в виде обеспечения жильем один раз. Решением администрации Березовского городского округа, оформленного виде письма на е обращение за № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что обеспеченность общей площади на одного члена семьи составляет более учетной нормы - 10 кв.м. Вместе с тем, указанные обстоятельства не соответствуют действительности. Она проживает в жилом помещении в виде индивидуального жилого дома, общей площадью № кв.м., в том числе жилой - № кв.м., <адрес>, собственником указанного дома является ее сын Лукманов А.Х., которому данное жилое помещение перешло в собственность в результате заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого она подарила данный дом сыну. Кроме нее и сына Лукманова А.Х. в указанном жилом помещении проживают в качестве членов семьи еще три человека, соответственно, на каждого проживающего, в том числе нее, приходится 8,18 кв.м. общей и 5,08 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы, установленной главой Березовского городского округа. Более того, в указанном доме отсутствует централизованное водоснабжение и канализация, отопление является печным, с учетом ее преклонного возраста и состояния здоровья нормальное проживание в таких условиях не представляется возможным. Какого-либо иного жилого помещения для проживания ни на праве собственности, ни на праве пользования она не имеет. Свой отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся Администрация Березовского городского округа также мотивировала тем обстоятельством, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента совершения действий, в результате которых заявитель может быть признан нуждающимся в жилом помещении, при этом, под такими действиями администрация БГО посчитала вселение в ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение, где она проживает, в качестве члена семьи Назмиева Ш.А., который в ДД.ММ.ГГГГ году продал принадлежащую ему квартиру в <адрес>. Вместе с тем, указанные действия были совершены не ею, не зависели от ее воли, своего согласия на это не давала, умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, она не совершала. Полагает, что администрация Березовского городского округа в нарушение ст.53 и п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, не установив факт совершения ею с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, необоснованно отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении. Указанными действиями администрация Березовского городского округа нарушила ее право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Заявитель Лукманова Х.З. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, свое заявление поддержала. В судебном заседании представитель заявителя Сафина М.Х. требования своего доверителя Лукмановой Х.З. поддержала в полном объеме, подтвердил изложенные выше доводы и обстоятельства, дополнительно пояснила суду, что Назмиев Ш.А. является племянником Лукмановой Х.З., в связи с расторжением брака со своей супругой Назмиев Ш.А. действительно продал оформленную на его имя квартиру в <адрес>, но все денежные средств от продажи отдал своей супруге и их совместному ребенку. Поскольку другого жилья у него не было, Лукманов А.Х., как собственник жилого дома, где проживает Лукманова Х.З., самостоятельно принял решение о вселении в принадлежащий ему дом Назмиева Ш.А. в качестве члена своей семьи с постановкой на регистрационный учет. Сама Лукманова З.Х. никаких действий по вселению Назмиева Ш.А. не совершала, вселение Назмиева Ш.А. было связано с его семейными и жизненными обстоятельствами, а не с целью поставить себя или Лукманову Х.З. в положение нуждающегося в предоставлении жилья. В действиях Лукмановой Х.З. отсутствовал умысел на совершение намеренных действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, а у администрации Березовского городского округа отсутствовали основания для отказа в постановке Лукмановой Х.З. на учет по ст.53 ЖК РФ. Обращаясь в администрацию Березовского городского округа, Лукманова Х.З. просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья без учетов членов ее семьи для реализации права на получения меры социальной поддержки, предусмотренной пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку является ветераном Великой Отечественной войны и женой умершего военнослужащего ветерана Великой Отечественной воны Лукманова Х.Л. Представитель обжалуемого органа Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, также представителю Администрации БГО были своевременно вручены заявление Лукмановой Х.З., приложенные к нему документы, определение Березовского городского суда от 13 декабря 2011 года о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором органу местного самоуправления, чьи действия обжалуются заявителем, были разъяснены процессуальные права и обязанности, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания, в том числе с особенностями рассмотрения дела по заявлениям граждан в порядке главы 25 ГПК РФ, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. Представитель администрации Березовского городского округа направил в адрес суда письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения судом заявленных Лукмановой Х.З. требований. Иных ходатайств и возражений по заявлению Лукмановой Х.З. от Администрации БГО суду не поступало. Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Лукманов А.Х. и Назмиев Ш.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, им также были своевременно вручены заявление Лукмановой Х.З., приложенные к нему документы и определение Березовского городского суда о подготовке дела к судебному разбирательству, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств и возражений по заявлению Лукмановой Х.З. от указанных заинтересованных лиц в адрес суда не поступало. Суд с учетом мнения представителя заявителя, настаивавшего на рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя Администрации БГО, просившего рассмотреть дело в его отсутствие, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя обжалуемого органа, а также заинтересованных лиц и самого заявителя в порядке ст.167 ГПК РФ, ч.2ст.257 ГПК РФ. Заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Лукмановой Х.З. и незаконности обжалуемых ею действий Администрации Березовского городского округа в силу следующих обстоятельств. Как следует из письма администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ (л.д.6), обжалуемым заявителем решением Лукмановой Х.З. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в качестве оснований для отказа было указано на обеспеченность Лукмановой Х.З. жилым помещением более учетной нормы в 10 кв.м., при этом, из содержания письма усматривается что при расчете обеспеченности общей площадью на одного члена семьи не был учтен Назмиев Ш.А., который ДД.ММ.ГГГГ продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру в <адрес>, и зарегистрировался в доме, где проживает Лукманова Х.З. Также из указанного решения усматривается, что при условии учета в качестве члена семьи Назмиева Ш.А. и его проживания в доме по <адрес>, что влечет обеспеченность Лукмановой Х.З. общей площадью менее учетной нормы, основанием для отказа в постановке Лукмановой Х.З. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является не истечение пятилетнего срока, установленного ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента совершения действий, в результате которых заявитель может быть признан нуждающимся в жилом помещении, при этом, под такими действиями администрация БГО посчитала вселение в ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение, где проживает Лукманова Х.З., Назмиева Ш.А. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 - 26 Кодекса и другими федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. прав, вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством. Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено ведение учёта в установленном порядке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Как следует из ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время на территории Свердловской области действуют законы от 22.07.2005 № 96-03 "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" и от 22.07.2005 № 97-ОЗ "Об учёте малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" урегулирован порядок ведения учёта малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, Лукманова Х.З. в лице своего представителя Сафиной М.Х., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом города Березовского Свердловской области ФИО8, зарегистрированной в реестре нотариуса за № №, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Березовского городского округа с заявлением, в котором просила поставить ее (Лукманову Х.З.) на учет в качестве нуждающейся в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда для реализации права на обеспечение жильем один раз как жены умершего военнослужащего - участника Великой Отечественной войны, и как ветерана Великой Отечественной войны в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.995 №5-ФЗ «О ветеранах». К указанному заявлению ею были приложены документы (договор дарения, свидетельства о государственной регистрации права, выписка и уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки с места жительства, копии паспортов граждан Российской Федерации, справки Березовского БТИ и РН), из которых следует, что заявитель постоянно проживает в жилом помещении в виде индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой - № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, собственником указанного дома является ее сын Лукманов А.Х., которому данное жилое помещение перешло в собственность в результате заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого она подарила данный дом Лукманову А.Х. Кроме Лукмановой Х.З., на регистрационном учете в указанном жилом помещении состоят: ФИО9, 1981 года рождения, Назмиев Ш.А., 1954 года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10, 1981 года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ, Р.А., 1983 года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из содержания заявления и объяснений представителя заявителя, не оспорено представителем обжалуемого органа местного самоуправления, что также явствует из ответа администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, указанные лица проживают и имеют право пользования жилым помещением, в котором также проживает Лукманова Х.З. Даже учитывая данный круг лиц для определения обеспеченности заявителя жилым помещением, очевидно, что на каждого проживающего, в том числе Лукманову Х.З., приходится 8,18 кв.м. общей площади, что менее учетной нормы, установленной в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека постановлением главы Березовского городского округа от 19.12.2005 года за № 420, сохраняющего свое действие на момент обращения Лукмановой Х.З. в администрацию БГО за постановкой на учет и на момент рассмотрения дела судом. Вместе с тем, следует отметить, что право пользования указанным жилым помещением Лукмановой Х.З. производно от прав и воли собственника указанного дома, каковым она не является более шести лет. Какого-либо иного жилого помещения для проживания ни на праве собственности, ни на праве пользования она не имеет. Таким образом, на дату обращения Лукмановой Х.З. в администрацию Березовского городского округа заявитель являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Из приложенных Лукмановой Х.З. документов также следует, что она является ветераном Великой Отечественной войны и женой умершего военнослужащего (ст.20 и ст.21 Федерального закона от 12.01.995 №5-ФЗ «О ветеранах»), что подтверждается удостоверениями серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90) и серии СО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Федеральным законом от 21.12.2009 года № 327-ФЗ в Федеральный закон от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, дополнительное основание для получения жилого помещения инвалидами Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета в виде ограничения датой постановки на учет до 01 марта 2005 года Федеральным законом от 21.12.2009 отменено, при этом, законодателем установлено, что инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подпункт 4 пункт 1 ст.14 ФЗ от 21.12.2009). Судом установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривалось органом местного самоуправления, что Лукманова Х.З. в силу ее особого статуса как члена семьи умершего супруга - участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.995 №5-ФЗ «О ветеранах» в виде обеспечения жильем один раз, данное право ранее Лукманова Х.З. не использовала. В соответствии со ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Суд полагает, что отказ органа местного самоуправления в постановке Лукмановой Х.З. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении основаниям не истечения предусмотренного ст.53 ЖК РФ срока, противоречат действующему законодательству. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Как было установлено судом, подтверждается содержанием обжалуемого заявителем решения органа местного самоуправления, под такими действиями администрация БГО посчитала вселение в ДД.ММ.ГГГГ года в жилое помещение, где проживает Лукманова Х.З., в качестве члена семьи Назмиева Ш.А., который в ДД.ММ.ГГГГ году продал принадлежащую ему квартиру в <адрес>. Вместе с тем, указанные действия были совершены не ею, не зависели от ее воли, собственником указанного жилого помещения она не является. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, Назмиев Ш.А. является племянником Лукмановой Х.З., в связи с расторжением брака со своей супругой Назмиев Ш.А. действительно продал оформленную на его имя квартиру в <адрес>, но все денежные средств от продажи отдал своей супруге и их совместному ребенку. Поскольку другого жилья у него не было, Лукманов А.Х., как собственник жилого дома, где проживает Лукманова Х.З., самостоятельно принял решение о вселении в принадлежащий ему дом Назмиева Ш.А. в качестве члена своей семьи с постановкой на регистрационный учет. Сама Лукманова З.Х. никаких действий по вселению Назмиева Ш.А. не совершала, вселение Назмиева Ш.А. было связано с его семейными и жизненными обстоятельствами, а не с целью поставить себя или Лукманову Х.З. в положение нуждающегося в предоставлении жилья. В действиях Лукмановой Х.З. отсутствовал умысел на совершение намеренных действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, а у администрации Березовского городского округа отсутствовали основания для отказа в постановке Лукмановой Х.З. на учет по ст.53 ЖК РФ. Как указал Конституционный суд РФ в определении от 19.04.2007 № 258-О-О, при этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Данная позиция не изменилась и также была высказана Верховным судом РФ (определение от 19.02.2009 № 6н-424/08). При рассмотрении дел, связанных с применением ст.53 ЖК РФ, суд должен выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно и требуется ли в связи с этими действиями заявителя участие Министерства обороны в обеспечении его другим жильем. Таким образом, причинами совершения действий, в результате которых Лукманова Х.З. стала нуждающейся в предоставлении жилья на условиях социального найма и могла состоять на учете в качестве таковой, не были связаны сами по себе с наступлением указанных последствий, Лукманова Х.З. данную цель не преследовала, действия по отчуждению своего дома ею были совершены более шести лет назад до обращения в орган местного самоуправления за постановкой на учет для предоставления жилья, вселение Назмиева Ш.А., как и иных лиц, в жилое помещение, в котором она проживает, в качестве членов семьи были совершены не заявителем, соответственно, не имели умысла и намерений состоять на учете в качестве нуждающейся. На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию Березовского городского округа обязанности по постановке Лукмановой Х.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как члена семьи умершего супруга - участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности согласно поданному от ее имени заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке подготовки дела к судебном разбирательству обжалуемому органу в лице Администрации Березовского городского округа было распределено бремя доказывания согласно ст.249 ГПК РФ, в соответствии с ч.1 которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представителем органа местного самоуправления в лице Администрации БГО, чьи действия обжалованы заявителем Лукмановой Х.З., не представлено доказательств, подтверждающих законность обжалуемых заявителем действий. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у лиц, участвующих в деле, не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, они согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, участникам процесса также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57, 255 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 257,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Лукмановой Х.З. о признании незаконными решения Администрации Березовского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № - удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ согласно письму за исх. № в постановке Лукмановой Х.З. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность по постановке Лукмановой Х.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как члена семьи умершего супруга - участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности согласно поданному от ее имени заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Березовский городской суд. Решение в окончательном виде изготовлено 12 января 2012 года. <данные изъяты>. ФИО21 <данные изъяты>. Судья: Забоева Е.Л.