<данные изъяты> № 2-89/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «24» января 2012 года г.Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием истца прокурора Васильевой Т.П., представителя третьего лица ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по городу Березовскому Морозовой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Березовского Свердловской области, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи (далее ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС) о возложении обязанности по проведению работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно, организовать специальный пандус на входе в почтовое отделение №, расположенное по адресу: <адрес>; установить соответствующую кнопку вызова персонала почтового отделения, в иске прокурор также просил признать незаконным бездействие ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС при эксплуатации указанного почтового отделения в части неисполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование своих исковых требований прокурор указал следующее. В ходе проведенной прокуратурой города Березовского проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа, было выявлено, что ответчиком при осуществлении своей деятельности в обособленном структурном подразделении - почтовом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, не исполняются требования федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения данной категории лиц беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, центральный вход указанного почтового отделения не оборудован специальным пандусом и кнопкой вызова персонала почтового отделения, что создает препятствия в доступе к данному объекту социальной инфраструктуры, к услугам почтовой связи, мало мобильных групп населения и лиц, с ограниченными возможностями в передвижении. Указанные обстоятельства подтверждаются актом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому от ДД.ММ.ГГГГ за №. Прокурор полагает, что в результате указанного бездействия ответчика ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия жизни общества. Требования о признании незаконным бездействия по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к указанному почтовому отделению связи были заявлены прокурором в отношении ответчика Администрации Березовского городского округа, в последующем от иска к последнему как к ненадлежащему ответчику прокурор отказался в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса, данный отказ от иска был принят судом, производство по делу в указанной части было прекращено. Прокурор Васильева Т.П. в судебном заседании заявленные исковые требования к ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС поддержала в полном объеме, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснила суду, что еще ДД.ММ.ГГГГ в рамках общей проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов специалистом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому были выявлены те же нарушения ответчика в части обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в почтовое отделение №, расположенное по адресу: <адрес>, о чем был составлен соответствующий акт, на дату повторного обследования ДД.ММ.ГГГГ нарушения ответчиком не устранены, каких-либо доказательств устранения данных нарушений на момент рассмотрения дела судом ответчиком представлено не было. Прокурор просил суд при возложении на ответчика обязанности по проведению требуемых мероприятий установить срок для их исполнения: для устройства кнопки вызова персонала почтового отделения - в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу; для оборудования специального пандуса - в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Ответчик ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС в судебное заседание не явился - своего представителя не направил, о слушании дела был извещен надлежащим образом, ему были также направлены и им получены исковые материалы прокурора г.Березовского и определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания между сторонами, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. Каких-либо ходатайств и возражений по иску прокурора г.Березовского от ответчика суду не поступало, доказательств уважительности причин неявки представителя ответчика также представлено не было. Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому - Морозова Т.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора г.Березовского поддержала в полном объеме, подтвердив изложенные им обстоятельства, дополнительно пояснила, что в адрес ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по городу Березовскому от ответчика также не поступало никаких доказательств об устранении выявленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения данной категории лиц беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Представитель третьего лица также поддержала требуемый прокурором срок для выполнения работ по устройству пандуса и кнопки вызова персонала, полагая, что данный срок будет отвечать интересам инвалидов. С учетом мнения истца, представителя третьего лица, суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст.242 ГПК РФ. Заслушав истца, представителя третьего лица, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования прокурора города Березовского, заявленные в защиту неопределенного круга лиц из числа инвалидов, к ответчику ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств. Согласно ч.3 ст. 17 и ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Исходя из требований «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, принцип равенства прав предполагает, что потребности индивидуумов имеют одинаково важное значение. Эти потребности должны служить основой планирования в обществе и все средства следует использовать таким образом, что каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества. Инвалиды являются членами общества и должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 181 от 25 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, места отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В силу СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, доступные для маломобильных групп населения это, те здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения, Перечисленные требования законодательства направлены на улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения. В соответствии с требованиями ст. 4 и 53 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей при пожаре. Доступ к выходу должен быть свободен и обеспечен беспрепятственным движением людей. Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если центральный вход оборудован специальном пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно - двигательного аппарата при эвакуации инвалидов в случае чрезвычайной обстановке в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан. Статьей 14 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176 регламентировано, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи. Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, не оспаривалось ответчиком ФГУП «Почта России» в лице Екатеринбургского почтамта УФПС при осуществлении своей деятельности по оказанию услуг почтовой связи через структурное подразделение - почтовое отделение №, используется нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, центральный вход которого в нарушение требований указанного выше федерального законодательства, а также СНиП 35-01-201 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73), не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и устройством для вызова инвалидом представителей (работников) учреждения для оказания помощи инвалидам, имеющим трудности в самостоятельном передвижении. Данные обстоятельства подтверждаются актами обследования объекта социальной инфраструктуры, проведенных специалистом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому в присутствии заведующей почтовым отделением № ФИО4, за № от ДД.ММ.ГГГГ и за № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму начальника Екатеринбургского почтамта УФПС - филиала ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ за №.№ на требование заместителя прокурора г.Березовского оборудование пандусами и кнопками вызова персонала объектов почтовой связи запланировано на 2011-2012 года. На дату обследования ДД.ММ.ГГГГ указанные работы не выполнены. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих устранения указанных выше нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения данной категории лиц беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Отсутствие пандуса и устройства для вызова персонала почтового отделения создает препятствия в доступе к данному объекту социальной инфраструктуры, к услугам почтовой связи, мало мобильных групп населения и лиц, с ограниченными возможностями в передвижении, ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия жизни общества. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Рассматриваемый иск заявлен прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного округа лиц, из числа инвалидов, для устранения нарушения их прав на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту инфраструктуры. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Принимая во внимание, характер возложенной судом на ответчика обязанности, объем работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, требования ФЗ «Об исполнительном производстве», а также положения п.1 ст.6 Конвенции от 4.10.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», учитывая отсутствие возражений по требуемого прокурору сроку со стороны ответчика, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должны быть выполнены установленные решением суда работы: для устройства кнопки вызова персонала почтового отделения - в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу; для оборудования специального пандуса - в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи при оказании услуг почтовой связи в почтовом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, в части неисполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов о обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи выполнить работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: организовать специальный пандус на входе в почтовое отделение №, расположенное по адресу: <адрес>, - в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу; установить соответствующую кнопку вызова персонала почтового отделения №, расположенного по адресу: <адрес>, - в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала Екатеринбургский почтамт Управления федеральной почтовой связи государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течении семи дней со дня вручения копии этого решения. На заочное решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей апелляционной жалобы через Березовский городской суд. Истец, третьи лица могут подать на указанное решение апелляционную жалобу, прокурор - апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Березовский городской суд. Решение изготовлено в окончательной форме 26 января 2012 года. <данные изъяты>. ФИО7 <данные изъяты>. Судья: Е.Л. Забоева