дело № 2-244/2012 по иску прокурора к администрации БГО, УЖКХ БГО об устранении правил пожарной безопасности



Дело № 2-244/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.03.2012 г. Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е. В.,

при секретаре Шаляпиной Н. И.,

с участием: помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Фоменко Д. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Березовского городского округа, ООО «ТВиК», Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа об устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, ООО «ТВиК», Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа об устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Березовского Свердловской области по обращению ФИО5 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в <адрес>.

В ходе проверки установлено, что первичные меры пожарной безопасноти в <адрес> не соблюдаются, что способствует распространению пожара и препятствует его ликвидации, а также влечет обоснованное обращение жителей поселка в прокуратуру города. В частности, условием, способствующем распространению пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, явилось отсутствие вблизи места пожара исправных источников наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно информации начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> первичные меры пожарной безопасности не реализованы. Населенный пункт не обеспечен требуемым наружным противопожарным водоснабжением. Отсутствуют источники наружного противпожарного водоснабжения на следующих территориях населенного пункта: <адрес>. Не созданы условия для забора воды с существующих водонапорных башен. Частично не исправны существующие пожарные гидранты. Расстояние от границ застройки до лесных массивов вдоль границ населенного пункта, в местах примыкания к лесным массивам не соответствует требованиям законодательства. В населенном пункте отсутствуют технические средства оповещения населения о пожаре.

Согласно информации заместителя начальника отряда государственного казенного пожарно – технического учреждения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> сложилась крайне неблагоприятная обстановка наружным противопожарным водоснабжением, пожарными гидрантами, пожарными водоемами. Все семь пожарных гидрантов, расположенных на территории <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, из 21 пожарного гидранта исправны 8.

В соответствии с суточным актом проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ представителями противопожарной службы ПЧ – проведена проверка технического состояния (готовность и возможность использования пожарных водоемов, расположенных на территории <адрес> в ходе проверки установлены неподготовленные пожарные водоемы (отсутствие пирса и подъезда, нет указателей, в зимний период не оборудованы незамерзающей прорубью), расположенные в <адрес> по следующим адресам:

- <адрес>

- <адрес>

- пересечение <адрес> и <адрес>

- <адрес> между <адрес> и <адрес>

- <адрес> в конце улицы

- <адрес>

- <адрес>

Согласно суточному акту проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ представителями противопожарной службы ПЧ – проведена проверка технического состояния и исправности пожарных гидрантов, расположенных на территории <адрес> г. Березовского. В ходе проверки установлены неисправные пожарные гидранты, расположенные в <адрес> по следующим адресам:

- <адрес> – нет крышки, залит водой, не работает шток;

- <адрес> – завален;

- <адрес> – не работает шток;

- <адрес> – поднят стояк;

- <адрес> – не работает сливное отверстие;

- <адрес> – демонтирован;

- <адрес> «б» - нет штока;

- <адрес> – не работает шток, не работает сливное отверстие;

- <адрес> – не работает сливное отверстие, нетто люка;

- <адрес> – завален;

- <адрес> - демонтирован;

- <адрес> промзона, 5 - залит водой, нет крышки.

В нарушение перечисленных требований законодательства в сфере пожарной безопасности ответчиками своевременно к весеннее – летнему пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ не выполнены первичные меры пожарной безопасности.

Просит суд обязать администрацию Березовского городского округа реализовать первичные меры пожарной безопасности в <адрес>: обеспечить предусмотренное СНиП2.07.01 – 89 расстояние от границ застройки до лесных массивов вдоль границ населенного пункта, в местах примыкания к лесным массивам (не менее 15 м), оборудовать <адрес> техническими средствами оповещения населения о пожаре. Обязать администрацию Березовского городского округа обустроить пирсами и оборудовать подъездами с указателями, а также незамерзающей прорубью в зимний период пожарные водоемы, расположенные в <адрес>: <адрес> со стороны АЗС, <адрес> «а» между ПЧ и железной дорогой, пересечение <адрес> и <адрес> между <адрес> и <адрес> в конце улицы, <адрес> на въезде в поселок, <адрес> за школой – интернат. Обязать Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа, ООО «ТВиК» произвести ремонт и обеспечить работоспособность пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Березовского Свердловской области Фоменко Д. Н. исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию Березовского городского округа, ООО «ТВиК», и Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа устранить нарушения правил пожарной безопасности, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес> «б», <адрес> промзона, 5, отсутствии в <адрес> технических средств оповещения населения о пожаре, несоблюдение расстояния от границ застройки до лесных массивов, не обустройстве пирсами и подъездов с указателями, а также незамерзающей прорубью в зимний период пожарными водоемами, расположенных по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ООО «ТВиК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с принципом диспозитивности, участники гражданского процесса по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами.

Ответчик предпочел защите по настоящему гражданскому делу - неявку в судебное заседание.

Принимая во внимание, что представитель истца не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, суд полагает возможным разрешить дело по существу в данном судебном заседании.

Представитель третьего лица Отдел надзорной деятельности Березовского городского округа ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

В соответствии со ст. 1. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ «О пожарной безопасности»), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» предусмотрен перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления. К ним относится – создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст.38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности»).

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утв. приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктами 89,90 ППБ 01-13 предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. У гидрантов, а также по направлению к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние от водоисточника.

В соответствии со ст.1,3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.

В силу п.5 приложение 1 СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15м.

Согласно п. 114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Положениями ст. ст.7 и 14 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территории» закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно.

В силу п. а ч.2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территории» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности и тех мероприятий, на которые указывает прокурор в иске, закреплены и в ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

В соответствии с п. п. 8,11 ст.31 Устава Березовского городского округа, утв. решением Думы Березовского городского округа от 23.08.2007 № 33 к полномочиям администрации городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с суточным актом проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ представителями противопожарной службы ПЧ – проведена проверка технического состояния (готовность и возможность использования пожарных водоемов, расположенных на территории <адрес> в ходе проверки установлены неподготовленные пожарные водоемы (отсутствие пирса и подъезда, нет указателей, в зимний период не оборудованы незамерзающей прорубью), расположенные в <адрес> по следующим адресам:

- <адрес>

- <адрес>

- <адрес>

- <адрес> между <адрес> и <адрес>

- <адрес> в конце улицы

- <адрес>

- <адрес>).

Согласно суточному акту проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ представителями противопожарной службы ПЧ – проведена проверка технического состояния и исправности пожарных гидрантов, расположенных на территории <адрес> г. Березовского. В ходе проверки установлены неисправные пожарные гидранты, расположенные в <адрес> по следующим адресам:

- <адрес> – нет крышки, залит водой, не работает шток;

- <адрес> – завален;

- <адрес> – не работает шток;

- <адрес> – поднят стояк;

- <адрес> – не работает сливное отверстие;

- <адрес> – демонтирован;

- <адрес> «б» - нет штока;

- <адрес> – не работает шток, не работает сливное отверстие;

- <адрес> – не работает сливное отверстие, нетто люка;

- <адрес> – завален;

- <адрес> - демонтирован;

- <адрес> промзона, 5 - залит водой, нет крышки (л.д.18).

Суд приходит к выводу, что именно к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 – 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Березовского городского округа устранить нарушения правил пожарной безопасности, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес> технических средств оповещения населения о пожаре, несоблюдение расстояния от границ застройки до лесных массивов, не обустройстве пирсами и подъездов с указателями, а также незамерзающей прорубью в зимний период пожарными водоемами, расположенных по адресу: <адрес>, а именно:

обеспечить предусмотренное СНиП2.07.01-89 расстояние от границ застройки до лесных массивов вдоль границ населенного пункта, в местах примыкания к лесным массивам (не менее 15м), оборудовать <адрес> техническими средствами оповещения населения о пожаре;

обустроить пирсами и оборудовать подъездами с указателями, а также незамерзающей прорубью в зимний период пожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес>;

устранить неисправность пожарных гидрантов, расположенных по адресу: <адрес> «б», <адрес> промзона, 5.

В иске прокурору г. Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ТВиК», Управление жилищно – коммунального хозяйства Березовского городского округа об устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов, отсутствии в <адрес> технических средств оповещения населения о пожаре, несоблюдение расстояния от границ застройки до лесных массивов, не обустройстве пирсами и подъездов с указателями, а также незамерзающей прорубью в зимний период пожарными водоемами – отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е. В. Комарова