Дело № 2-272/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29.03.2012 г. г. Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Комаровой Е. В., при секретаре Ткачевой Н. И., с участием: помощника прокурора г. Березовского Свердловской области – Злоказовой Е. Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по поселку Кедровка о признании незаконным бездействие в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения и возложении обязанности установить пандус и кнопку вызова, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании незаконным бездействие в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения и возложении обязанности установить пандус и кнопку вызова. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой города по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа. В ходе проверки установлено, что центральный вход Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, кнопкой вызова для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Указанное здание числится муниципальной собственностью Березовского городского округа и находится в оперативном управлении Администрации Березовского городского округа. Администрация Березовского городского округа как собственник здания обязана обеспечивать оборудование здания специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и иным маломобильным группам граждан беспрепятственно пользоваться указанным помещением. Отсутствие пандуса в Территориальном отделе администрации Березовского городского округа по <адрес> нарушает гарантированные государством права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры. Прокурор г. Березовского Свердловской области просит суд признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>. Обязать Администрацию Березовского городского округа выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по зданию, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Березовского городского округа, Территориальный отдел администрации Березовского городского округа по <адрес> в течение 3 – х месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно: - установить кнопку вызова сотрудников Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>; - организовать пандус на центральном входе здания Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Свердловской области – Злоказова Е. Э. отказалась от исковых требований к Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, к Администрации Березовского городского округа о выделении денежных средств для устранения нарушений законодательства, к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> об установлении кнопки вызова, в части исковых требований к Администрации Березовского городского округа о признании незаконным бездействия по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, возложении обязанности на Администрацию Березовского городского установить пандус при центральном входе в здание по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> поддержала в полном объеме. Определением Березовского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Березовского городского округа о выделении денежных средств для устранения нарушений законодательства, к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> об установлении кнопки вызова, к Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> о признании бездействия незаконным, установлении пандуса на центральном входе прекращено. Представитель Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому Морозова Т. Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с принципом диспозитивности, участники гражданского процесса по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами. Ответчик предпочел защите по настоящему гражданскому делу - неявку в судебное заседание. Принимая во внимание, что представитель истца не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, суд полагает возможным разрешить дело по существу в данном судебном заседании. Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности. В силу ст. 12, 130 – 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст.2, 7, 18, 19 Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Согласно п. 3 ст. 6 Устава Березовского городского округа к вопросам местного значения Березовского городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Судом установлено, что в результате проведения проверки прокуратурой г. Березовского Свердловской области исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа выявлено, что центральный вход Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, кнопкой вызова для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения. Как следует из выписки из реестра муниципального имущества Березовского городского округа балансодержателем здания, расположенного по адресу: <адрес> является Администрация Березовского городского округа (л.д. 10). Отсутствие пандуса при входе в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, по адресу: <адрес> свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур на территории Березовского городского округа. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г. Березовского Свердловской области обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. ст. 91, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в федеральный бюджет в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа о признании незаконным бездействия по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, возложении обязанности на Администрацию Березовского городского установить пандус при центральном входе в здание по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> – удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Березовского городского округа установить пандус при центральном входе в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, по адресу: <адрес>. Взыскать с Администрации Березовского городского округа государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Е. В. Комарова