Дело № 2-306/2012 по иску прокурора к администрации БГО о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Мотивированное решение изготовлено 30.03.2012

№ 2-306/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2012 года Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре Ремизове Ю.А., с участием

помощника прокурора г. Березовского Злоказовой Т.И.,

представителя ответчика территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (в порядке ст.45 ГПК РФ),

установил:

прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа, территориальному отделу администрации Березовского городского округа по <адрес> с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее. Прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа. В результате проверки установлено, что центральный вход территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован специальным пандусом, кнопкой вызова для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Здание по указанному адресу числится в муниципальной собственности Березовского городского округа. В соответствии с требованиями Федерального закона № 181 от 25.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным, автомобильным транспортом и всеми видами городского о пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Администрация Березовского городского округа как собственник здания обязана обеспечивать оборудование указанного здания специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и иным маломобильным гражданам беспрепятственно пользоваться данным помещением. Отсутствие пандуса в территориальном отделе администрации Березовского городского округа по <адрес> нарушает гарантированные государством права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.

Прокурор просил:

- признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> в части не обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>,

- обязать администрацию Березовского городского округа выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по административному зданию, расположенному по адресу: <адрес>,

- обязать администрацию Березовского городского округа, территориальный отдел администрации Березовского городского округа по <адрес> в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно:

установить соответствующую кнопку вызова сотрудников территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>,

организовать специальный пандус на центральном входе в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Помощник прокурора г. Березовского Свердловской области Злоказова Т.И. в судебном заседании исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Березовского городского округа в части не обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>. А также возложения на администрацию Березовского городского округа обязанности в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры: организовать специальный пандус на центральном входе в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> поддержала, в остальной части от исковых требований отказалась. Отказ от части требований судом принят. Производство по делу в данной части прекращено, о чем постановлено мотивированное определение.

Представитель ответчика территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> ФИО4 в судебном заседании пояснила, что территориальный отдел расположен в здании, возведенном до введения в действие СНиП, ширина входного отверстия меньше, чем ширина инвалидных колясок. Со своей стороны территориальный отдел делал заявки в администрацию Березовского городского округа о необходимости проведения ремонтных работ.

Представитель ответчика администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73, доступными для маломобильных групп населения являются здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.

Актом обследования объектов социальной инфраструктуры, составленным ДД.ММ.ГГГГ специалистом ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по <адрес> ФИО5 и помощником прокурора г. Березовского Злоказовой Е.Э. в присутствии главы по <адрес> ФИО7, подтверждается, что в результате проверки, проведенной в территориальном отделе администрации Березовского городского округа по <адрес> на предмет соответствия здания требованиям действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, установлено, что отсутствуют пандусы и кнопка вызова для беспрепятственного доступа инвалидов в здание территориального пункта.

Согласно ответу комитета по управлению имуществом Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из реестра муниципального имущества Березовского городского округа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципальной собственности Березовского городского округа.

В соответствии с пунктом 1.1 Типового положения о территориальном отделе администрации Березовского городского округа, утвержденного постановлением главы Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , территориальный отдел администрации Березовского городского округа по поселку является территориальным органом администрации Березовского городского округа, структурным подразделением, без образования юридического лица.

Согласно пункту 1.4 данного Типового положения территориальный отдел осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями администрации Березовского городского округа, иными органами местного самоуправления, федеральными и государственными службами и учреждениями, хозяйствующими субъектами, гражданами по вопросам, входящим в компетенцию администрации Березовского городского округа.

Пункт 3.9 Типового положения предусматривает, что территориальный отдел помимо прочего информирует, делает заявки в соответствующие органы местного самоуправления о необходимости проведения капитального (текущего) ремонта муниципальных объектов, дорог, согласовывает планы (титульные списки) капитального ремонта указанных объектов, составленные предприятиями коммунального хозяйства.

Таким образом, судом установлено, что здание территориального пункта администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение требований, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом Российской Федерации, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не было оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов.

Поскольку собственником здания по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Березовский городской округ, именно администрация Березовского городского округа обязана обеспечить оборудование указанного здания приспособлениями, необходимыми для беспрепятственного использования его инвалидами и иными маломобильным гражданами.

Поскольку факт нарушения доступности здания территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес> для маломобильных групп населений, при рассмотрении дела нашел свое подтверждение, доказательств осуществления администрацией Березовского городского округа конкретных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в частности беспрепятственный доступ к зданию, в котором располагается территориальный отдел, суду не представлено, установленная у входной группы кнопка-вызов не обеспечивает беспрепятственный проход инвалидов и иных маломобильных граждан в здание отдела, иск прокурора г. Березовского подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика администрации Березовского городского округа в федеральный бюджет. Государственная пошлина по данному делу составляет 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора города Березовского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского городского округа о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (в порядке ст.45 ГПК РФ) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Березовского городского округа в части не обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>.

Обязать администрацию Березовского городского округа в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры: организовать специальный пандус на центральном входе в здание территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с администрации Березовского городского округа в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Копия верна: судья: Ж. В. Романова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200