Решение № 2-287 по иску: Прокурора г.Березовского к Управлению образования БГО



Дело № 2 - 287/2012

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2012 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению образования Березовского городского округа о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ

Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению образования Березовского городского округа, просил обязать ответчиков в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: организовать специальный пандус на центральном входе здания Управления образования Березовского городского округа, расположенного по адресу <адрес>, установить соответствующую кнопку вызова персонала Управления образования Березовского городского округа, обязать Администрацию Березовского городского округа выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов по административному зданию, расположенному по адресу <адрес>, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа. В ходе проверки было установлено, что центральный вход Управления образования Березовского городского округа, расположенный по адресу <адрес>, не оборудован специальным пандусом и кнопкой вызова персонала. Отсутствие пандуса, кнопки вызова персонала Управления образования Березовского городского округа нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора города Березовского Свердловской области Злоказова Е.Э. исковые требования поддержала, сослалась на изложенное прокурором в исковом заявлении. От исковых требований к Администрации Березовского городского округа в части возложения на Администрацию Березовского городского округа обязанности выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по административному зданию по адресу <адрес>, к Администрации Березовского городского округа, Управлению образования ФИО4 городского округа в части возложения обязанности в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, установить кнопку вызова сотрудников Управления образования Березовского городского округа прокурор отказался. Отказ от иска принят судом.

Представитель ответчика Управления образования Березовского городского округа Пономарев П.С. исковые требования признал.

Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению образования Березовского городского округа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со статьями 4 и 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях, строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей при пожаре. Доступ к выходу должен быть свободен и обеспечен беспрепятственным движением людей. Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если центральный вход оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата при эвакуации инвалидов в случае чрезвычайной обстановки в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов на территории Березовского городского округа, в ходе которой было установлено, что центральный вход в здание Управления образования Березовского городского округа, расположенное по адресу <адрес>, не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов и кнопкой вызова персонала. Помещение принадлежит Управлению образования Березовского городского округа на праве оперативного управления, находится в муниципальной собственности Березовского городского округа.

Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2,24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, которые создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, связи и информации.

Из материалов дела следует, что здание по адресу <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления Управлению образования Березовского городского округа, относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Также установлено, что центральный вход Управления образования Березовского городского округа, расположенного по адресу <адрес>, не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования специалиста Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области _ Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому от 13 февраля 2012 года № 6.

Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников и владельцев зданий и сооружений. В данном случае владельцем здания является Управление образования Березовского городского округа.

В соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Учреждение, которому имущество принадлежит на праве оперативного управления, обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества.

Работы по организации специального пандуса на входе в здание Управлением образования Березовского городского округа ответчиком не выполнены. Отсутствие пандуса при входе в помещение существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, потому прокурором обоснованно предъявлены исковые требования к ответчику о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к данному объекту. Такое бездействие ответчика по неисполнению требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является незаконным. Нарушенное право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры может быть восстановлено путем возложения на ответчика обязанности по установлению пандуса на центральном входе в здание Управления образования Березовского городского округа по адресу <адрес>.

Согласно Уставу Березовского городского округа, принятому решением Березовской городской Думы от 27 июня 2005 года №115, Управление образования Березовского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям данного органа местного самоуправления относится, кроме прочего, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.

Выполнение Управлением образования Березовского городского округа возложенных на него полномочий по организации предоставления общедоступного образования не исключает возможность посещения здания, где расположено Управление, маломобильными гражданами, в том числе детского и подросткового возраста.

Здание по адресу <адрес> является объектом муниципальной собственности Березовского городского округа, принадлежит на праве оперативного управления Управлению образования Березовского городского округа.

Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Таким органом местного самоуправления является Администрация Березовского городского округа. Владельцем здания является Управление образования Березовского городского округа. Следовательно, обязанность по обеспечению доступности к зданию должна быть возложена на обоих ответчиков.

При определении срока, в течение которого ответчики Управление образования Березовского городского округа, Администрация Березовского городского округа должны устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд считает, что срок до 01 сентября 2012 года является достаточным для выполнения работ по организации пандуса, при этом принимает во внимание объем и характер работ, которые ответчикам необходимо произвести, финансовую обеспеченность ответчика, осуществляющего свою деятельность за счет бюджетного финансирования.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Управлению образования Березовского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа, Управления образования Березовского городского округа по неисполнению требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры зданию Управления образования Березовского городского округа, расположенному по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа в срок до 01 сентября 2012 года произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: установить специальный пандус на входе в здание Управления образования Березовского городского округа, расположенного по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд.

Судья Л.С. Фаламова