Решение № 2-288/2012 по иску: Прокурора об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов.



Дело № 2 - 288/2012

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2012 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2012 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по поселку Монетный о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ

Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, просил обязать ответчиков в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: организовать специальный пандус на центральном входе здания Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, расположенного по адресу <адрес>, установить кнопку вызова персонала Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, обязать Администрацию Березовского городского округа выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по административному зданию, расположенному по адресу <адрес>, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры на территории Березовского городского округа. В ходе проверки было установлено, что центральный вход Территориального отдела администрации Березовского городского округа, расположенный по адресу город Березовский <адрес> не оборудован специальным пандусом и кнопкой вызова персонала. Отсутствие пандуса, кнопки вызова персонала Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора города Березовского Свердловской области Злоказова Е.Э. исковые требования поддержала, сослалась на изложенное прокурором в исковом заявлении. От исковых требований к Администрации Березовского городского округа в части возложения обязанности по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по административному зданию, расположенному по адресу <адрес>, к Территориальному отделу администрации Березовского городского округа по поселку Монетный о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вынесения решения произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно установить кнопку вызова сотрудников Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, организовать специальный пандус на центральном входе здания Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, расположенного по адресу <адрес>, к Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности установить кнопку вызова сотрудников Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный прокурор отказался. Отказ от иска принят судом.

Представитель ответчика Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со статьями 4 и 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях, строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей при пожаре. Доступ к выходу должен быть свободен и обеспечен беспрепятственным движением людей. Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если центральный вход оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата при эвакуации инвалидов в случае чрезвычайной обстановки в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов на территории Березовского городского округа, в ходе которой было установлено, что центральный вход в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, расположенное по адресу <адрес>, не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов. Помещение находится в муниципальной собственности Березовского городского округа, в оперативном управлении Администрации Березовского городского округа.

Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2,24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, которые создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, связи и информации.

Из материалов дела следует, что здание по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Березовскому городскому округу, относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Также установлено, что центральный вход Территориального отдела администрации Березовского городского округа по <адрес>, расположенного по адресу <адрес>, не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования специалиста Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому от 07 февраля 2012 года № 3.

Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников и владельцев зданий и сооружений. В данном случае владельцем здания является Администрация Березовского городского округа.

Работы по организации специального пандуса на входе в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный ответчиком не выполнены. Отсутствие пандуса при входе в помещение существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, потому прокурором обоснованно предъявлены исковые требования к ответчику о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к данному объекту. Такое бездействие ответчика по неисполнению требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является незаконным. Нарушенное право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры может быть восстановлено путем возложения на ответчика обязанности по установлению пандуса на центральном входе в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный по адресу <адрес>.

При определении срока, в течение которого ответчик Администрация Березовского городского округа должен устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд считает, что трехмесячный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу является достаточным для выполнения работ по организации пандуса.

Суд оценивает представленные доказательства в совокупности, принимает во внимание, что стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу при имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,235,237 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа по неисполнению требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный, расположенному по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию Березовского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: установить специальный пандус на входе в здание Территориального отдела администрации Березовского городского округа по поселку Монетный по адресу <адрес>.

Ответчик вправе подать в Березовский городской суд заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, то в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Л.С. Фаламова