Дело № 2-779/12 по иску прокурора г. Березовского в интересах Костецкой А.А. к Министерству строительства и архитектуры свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения



Дело № 2-779/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» июля 2012 года г.Березовский

Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Забоевой Е.Л., при секретаре Щенниковой К.А., с участием прокурора Злоказовой Е.Э., истца Костецкой А.А., представителя третьего лица ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по <адрес> Пугачевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Костецкой А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Костецкой А.А., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Костецкой А.А. к Министерству строительства и архитектуры <адрес> и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Костецкой А.А., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма, в обоснование своих требований указав на следующие обстоятельства.

Костецкая А.А., дата года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей: отец юридически отсутствует, мать Костецкая М. Г. лишена родительских прав решением Березовского городского суда от дата. В силу ч.2 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Костецкая А.А. имеет право на дополнительные гарантии в виде права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм бесплатно на условиях социального найма, поскольку является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, как и другого жилого помещения на условиях социального найма или в собственности, закончила пребывание и обучение в учебном заведении в виде Уральского государственного педагогического университета в 2012 году, где находилась на полном государственном обеспечении, жилое помещение, в котором она временно проживает принадлежит приемной семье, где она воспитывалась до поступления в указанное высшее учебное заведение. На основании постановления главы Березовского городского округа от дата Костецкая А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования <адрес>, с дата возложены на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Обращаясь с данным иском в суд в интересах Костецкой А.А., прокурор ссылался на ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) и указал о том, что Костецкая А.А., не обладая специальными познания в области юриспруденции, не имея средств для получения квалифицированной юридической помощи, обратилась к прокурору с заявлением за защитой ее прав и законных интересов, в том числе путем предъявления в его интересах иска в суд.

Прокурор <адрес>, действуя в интересах Костецкой А.А., просил суд:

- возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для Костецкой А.А., имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Березовского городского округа, распределить жилое помещение Костецкой А.А. и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Березовского городского округа;

- возложить на администрацию Березовского городского округа обязанность по предоставлению переданного ей жилого помещения Костецкой А.А. на условиях социального найма.

В судебном заседании прокурор Злоказова Е.Э. исковые требования поддержала, сославшись на изложенные выше обстоятельства, пояснив, что на момент рассмотрения дела исковые требования в добровольном порядке не исполнены, жилое помещение Костецкой А.А. не предоставлено.

Истец Костецкая А.А., в интересах которого был заявлен иск, требования поддержала, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, дополнительно пояснив суду, что после лишения ее матери родительских прав, с 2001 по 2006 воспитывалась в Лосинной школе-интернате, в 2006 году была передана на воспитание в приемную семью, где проживала до поступления в Уральский государственный педагогический университет, успешно его окончила дата, на время обучения проживала в общежитии вуза, после окончания которого была выселена из общежития, поскольку другого жилья у нее нет, временно заселилась в приемную семью, где ранее воспитывалась. Жилое помещение за ней не закреплялось, по месту регистрации она не проживала, жилое помещение принадлежит другим лицам.

Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу Березовскому- Пугачева Т.В. исковые требования прокурора в интересах Костецкой А.А. полностью поддержала, указав, что Костецкая А.А. в органе опеки и попечительства состоит с дата, после лишения ее матери родительских прав была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, в 2001 году была передана на воспитание и полное государственное обеспечение в Лосиную школу-интернат, где находилась до 2006 года, за Костецкой А.А. не закреплялось жилое помещение, дом, где девочка сохранила регистрацию, признан ветхим и непригодным для проживания. В 2006 году передана на воспитание в приемную семью Медведевой Г.В., где проживала и проживает в настоящее время без приобретения права на жилую площадь приемного родителя. Костецкая А.А., как и ее мать, ни имеют жилого помещения ни на праве собственности, ни на праве социального найма.

Представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры <адрес> – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ему также были направлены копии исковых материалов прокурора в интересах Костецкой А.А., определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания между сторонами, порядок предоставления доказательств, последствия их не предоставления. Указанный ответчик о причине неявки в судебное заседание своего представителя не сообщил, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства к суду не обращался, каких-либо ходатайств или возражений по иску от ответчика в адрес также не поступало.

Представитель ответчика – Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором возражал против заявленного к Администрации Березовского городского округа иска как к ненадлежащему ответчику, указав, при этом, что администрация Березовского городского округа не нарушала законных прав и интересов Костецкой А.А., у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Представитель третьего лица - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее – Фонд) - в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором выразил свое несогласие с ним, указав, при этом, что в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Далее согласно п.5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Удовлетворение заявленных исковых требований и предоставление жилого помещения, будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку, и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Считает, что нарушения прав Костецкой А.А. нет (она поставлена на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечен жильем), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц – Министерства финансов <адрес>, Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> – в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих письменных возражениях указали о том, что на указанные министерства не возлагались обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.

Суд с учетом мнения истца определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников спора, в том числе представителей ответчиков в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав прокурора, Костецкую А.А., в интересах которой заявлен иск, представителя третьего лица ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по <адрес>, принимая во внимание изложенные иными участниками спора позиции, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования прокурора <адрес>, предъявленные им в защиту прав Костецкой А.А., обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. То есть часть 2 данной статьи не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от обеспечения жильем других очередников, а также от включения в список внеочередников.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Как было установлено судом, подтверждается материалами дела, не оспаривалось ответчиками, Костецкая А.А., дата года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей: отец у нее юридически отсутствует, мать Костецкая М. Г. лишена родительских прав вступившим в законную силу решением Березовского городского суда от дата, в родительских правах не восстанавливалась.

Костецкая А.А. состоит на учете в органах опеки (отделе по работе с семьей и защите прав несовершеннолетних администрации муниципального образования «<адрес>», в настоящее время ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по <адрес>») с дата. В соответствии с постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от дата Костецкая А.А. была определена в учреждение для детей-сирот – Лосиную школу-интернат, где обучалась и находилась на полном государственном обеспечении с возложением обязанностей по опеке на директора данного образовательного учреждения. Жилого помещения за Костецкой А.А. не закреплялось ввиду отсутствия такового у нее и ее матери Костецкой М.Г.

Постановлением главы Березовского городского округа от дата за несовершеннолетняя Костецкая А.А., дата года рождения, была передана на воспитание в приемную семью Медведевой Г.В. с финансированием расходов на содержание приемного ребенка за счет государственных средств.

Согласно постановлению главы Березовского городского округа от дата Костецкая А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по Березовском городскому округу, на дата Костецкая А.А. состоит в указанном списке под номером

На основании приказа ректора ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБО ВПО «УрГПУ») от дата за Костецкая А.А. зачислена в указанное высшее учебное заведение на 1 курс экономического факультета очной формы обучения на госбюджетное место, где проходила обучение до дата, приказом / от дата Костецкая А.А., успешно освоившая профессиональную образовательную программу по направлению «Социально-экономическое образование», признана окончившей ФГБО ВПО «УрГПУ», Костецкой А.А. выдан диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании Р от дата с присуждением степени бакалавра.

На момент рассмотрения дела Костецкая А.А. не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, не имеет собственного постоянного места жительства, проживает в жилом помещении бывшего приемного родителя, предоставленном на условиях временного проживания, не имеет жилья ни на праве собственности, ни на праве социального найма, отсутствуют материальные средства для его приобретения.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена в 2010 году «Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством)» не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04.2010 г.; в настоящее время - «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г.Постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04.2010 утвержден Порядок обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Согласно данному Порядку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры <адрес>, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона, перечисления средств областного бюджета на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве. Согласно п. 12 указанных выше Порядков распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для распределения построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которое осуществляется приказом Министра строительства и архитектуры <адрес>. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам. И только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Наличие сформированных списков, в которые включена Костецкая А.А., выделенных бюджетных средств на строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного контракта на строительство жилья в <адрес> и подготовка Министерством строительства и архитектуры приказа о распределении жилых помещений, не свидетельствуют об устранении нарушения прав Костецкой А.А., которая до настоящего времени жильем не обеспечена. Поэтому то обстоятельство, что указанные активные действия ответчиков и без судебного решения направлены на обеспечение Костецкой А.А., не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>. Поскольку только после предоставления Костецкой А.А. жилого помещения в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке можно судить об отсутствии нарушения его прав.

Таким образом, суд приходит к выводу о возможности возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не ниже установленных социальных норм для Костецкой А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа, с тем чтобы, Администрация Березовского городского округа <адрес> заключила с Костецкой А.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12,35,56,57 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199,235,237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав Костецкой А.А. - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не ниже установленных социальных норм для Костецкой А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа для его предоставления на условиях договора социального найма Костецкой А.А..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

На заочное решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей апелляционной жалобы через Березовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2012.

*** . Е.Л. Забоева

***

Судья: Е.Л. Забоева