Мотивированное решение изготовлено 21.07.2012 г. Дело № 2 - 527/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16.07.2012 г. г. Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Комаровой Е. В., при секретаре Павлик А. А., с участием: заместителя прокурора города Березовского Свердловской области – Шамсутдинова О. Ю., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - Черкашиной Н. А., выступающей по доверенности от 17.05.2012 г., представителя третьего лица ООО «УЗПС» - Варнавского А. А., действующего на основании доверенности от 31.12.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по не постановке на учет гидротехнического сооружения – шламонакопителя, о возложении обязанности совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Березовского городского округа по не постановке на учет гидротехнического сооружения – шламонакопителя, о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Березовского Свердловской области была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Березовского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Березовского городского округа расположено гидротехническое сооружение – шламонакопитель в 1,3 км. южнее <адрес>, в 2-2,6 км. северо – восточнее <адрес>, в 0,4 км. южнее – восточнее <адрес>, в верховьях ручья <адрес> на при водораздельной части левобережного склона долины ручья, в 1,4 – 1,5 км. от его русла, на восточной окраине <адрес>. Шламонакопитель состоит из двух секций, является равнинным, класс капитальности – 4, полезный объем – 73,7 тыс. м. куб. Согласно архивным данным шламонакопитель построен в 1980 – 1982 годах для нужд государственного предприятия «Уральский завод прецизионных сплавов», которое в 90 годах преобразовано путем приватизации в ОАО «УЗПС». Решением Арбитражного суда Свердловской области ОАО «УЗПС» ликвидировано в 2000 г. в результате банкротства. В настоящее время шламонакопитель не используется. По состоянию на 2000 г. секция № (объемом 32 тыс. м. куб.) заполнены на 84 % - объем 27,5 тыс. м куб. (33 тыс. тонн), вторая секция пустая. В шламонакопитель поступали никельсодержащие шламы очистных сооружений (по разным данным содержание никеля составляет 1,5 % - 6,3 %, относящиеся к 4 классу опасности. В состав отходов в шламонакопителе кислотного хозяйства УЗПС входит: сульфаты, нитраты, хлориды, натрий, фтор, кобальт, алюминий, никель, железо, и другие металлы, кальций, карбонаты. В соответствии с сообщением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Уральского управления Ростехнадзора № от дата собственник и эксплуатирующая организация указанного гидротехнического сооружения не определены. Согласно сообщению Березовского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на указанное гидротехническое сооружение право собственности не зарегистрировано. По данным Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа № от дата гидротехническое сооружение – шламонакопитель, расположенный на территории Березовского городского округа в реестре муниципальной собственности муниципального образования – Березовского городского округа не значится. В силу ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущество на учет в качестве бесхозяйного. Однако администрацией Березовского городского округа вышеуказанные действия выполнены не были, собственник указанного сооружения до настоящего времени не определен, а отсутствие собственника влечет невозможность исполнения обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии, организации эксплуатации гидротехнического сооружения и как следствие создает угрозу возникновения техногенной аварии с причинением ущерба окружающей среде. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области окружающей среды. При невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также право на здоровье и жизнь. В судебном заседании заместитель прокурора города Березовского Свердловской области – Шамсутдинов О. Ю. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В судебном заседании 25.06.2012 г. представитель администрации Березовского городского округа - Колупаева М. М., выступающая на основании доверенности № от дата исковые требования не признала, суду пояснила, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация, поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2009 г. гидротехническое сооружение в конкурсную массу не вошло и является собственностью государства. Определением Березовского городского суда Свердловской области от 30.05.2012. (л.д. 75) к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа. В судебное заседание представитель ответчика Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. В судебном заседании 25.06.2012 г. представитель Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа - председатель Истомина Н. П. суду пояснила, что поскольку шламонакопитель находится на землях лесного фонда, обратить его в собственность сможет только Российская Федерация. Определением Березовского городского суда Свердловской области от 06.06.2012 г. (л.д. 96) к участию в деле с согласия сторон в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области. В судебном заседании представитель ответчика Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - Черкашина Н. А., выступающая по доверенности от 17.05.2012 г. исковые требования не признала, суду пояснила, что гидротехническое сооружение не является объектом, изъятым из оборота. Оно должно было быть включено в план приватизации предприятия в обязательном порядке, поскольку шламонакопитель необходим ему для осуществления своей деятельности. В настоящее время гидротехническое сооружение является бесхозяйным имуществом и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Представитель третьего лица - Уральское Управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Представитель третьего лица ООО «Уральский завод прецизионных сплавов» - Варнавский А. А., действующий на основании доверенности от 31.12.2011 г. с иском согласен, суду пояснил, что общество является правопреемником ЗАО «Уральский завод по обработке цветных металлов», образованного на основании решения учредителей дата ООО «УЗПС» осуществляет свою деятельность на базе части недвижимого имущества, приобретенного в ходе банкротства ОАО «Уральский завод прецизионных сплавов» на основании договоров № от дата и договора № от дата, при этом спорный объект, гидротехническое сооружение – шламонакопитель, ООО «УЗПС» не приобретало, в производственной деятельности не использовало. ОАО «Уральский завод прецизионных сплавов» ликвидировано 15.08.2002 г. в результате банкротства. Определением Березовского городского суда Свердловской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области (л. д. 153). В судебное заседание представитель третьего лица - Департамент лесного хозяйства Свердловской области не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены судом надлежащим образом, в письменном заявлении просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, просят учесть, что спорный объект находится на землях лесного фонда, находящихся в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации. Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Судом установлено, что прокуратурой г. Березовского Свердловской области была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Березовского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Березовского городского округа расположено гидротехническое сооружение – шламонакопитель в 1,3 км. южнее <адрес>, в 2-2,6 км. северо – восточнее <адрес>, в 0,4 км. южнее – восточнее <адрес>, в верховьях ручья <адрес>), на при водораздельной части левобережного склона долины ручья, в 1,4 – 1,5 км. от его русла, на восточной окраине <адрес>. Шламонакопитель состоит из двух секций, является равнинным, класс капитальности – 4, полезный объем – 73,7 тыс. м. куб. В настоящее время шламонакопитель не используется. По состоянию на 2000 г. секция № (объемом 32 тыс. м. куб.) заполнены на 84 % - объем 27,5 тыс. м куб. (33 тыс. тонн), вторая секция пустая. В шламонакопитель поступали никельсодержащие шламы очистных сооружений (по разным данным содержание никеля составляет 1,5 % - 6,3 %), относящиеся к 4 классу опасности. В состав отходов в шламонакопителе кислотного хозяйства EPGC входит: сульфаты, нитраты, хлориды, натрий, фтор, кобальт, алюминий, никель, железо, и другие металлы, кальций, карбонаты. Согласно архивным данным шламонакопитель построен в 1980 – 1982 годах для нужд государственного предприятия «Уральский завод прецизионных сплавов», которое в 90 – годах преобразовано путем приватизации в ОАО «УЗПС», а в последствии на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2000 г. по делу А60-5055/99-С3 признано банкротом и исключено из государственного реестра юридических лиц. Эксплуатация шламонакопителя с целью размещения в нем отходов производства осуществлялась указанным государственным предприятием в период с 1980 г. по 1984 г., после чего данное гидротехническое сооружение используется исключительно с целью хранения ранее размещенных отходов. ЗАО «Уральский завод прецизионных сплавов» является правопреемником ЗАО «Уральский завод по обработке цветных металлов», образованного на основании решения учредителей 25.01.2001 г. Правопреемником Государственного предприятия Уральский завод прецизионных сплавов общество не является. ЗАО «УЗПС» осуществляет свою деятельность на базе недвижимого имущества, приобретенного у ОАО «Уральский завод прецизионных сплавов» в ходе банкротства последнего, при этом в составе данного имущества шламонакопитель отсутствует. Из Плана приватизации государственного предприятия Уральский завод прецизионных сплавов от 24 05.1993 г. следует, что шламонакопитель в состав приватизируемого имущества не вошел. На балансе ЗАО «УЗПС» шламонакопитель в качестве объекта основных средств не состоит и в бухгалтерском учете не отражен, что подтверждается решением Арбитражного суда от 24.08.2009 г. (л.д. 49-56). В соответствии с сообщением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Уральского управления Ростехнадзора № от дата собственник и эксплуатирующая организация указанного гидротехнического сооружения не определены. Согласно сообщению Березовского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на указанное гидротехническое сооружение право собственности не зарегистрировано (л.д. 12). По данным Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа № от дата гидротехническое сооружение – шламонакопитель, расположенный на территории Березовского городского округа в муниципальную собственность не передавался и в реестре муниципального имущества Березовского городского округа не числится (л. д. 5). Таким образом, гидротехническое сооружение – шламонакопитель является бесхозяйным имуществом. В силу ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации 1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. 2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. 3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Судом установлено, что спорный шламонакопитель расположен на землях лесного фонда, что подтверждается сообщением Департамента лесного хозяйства Свердловской области (л. д. 145), а также не оспаривается сторонами. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ч. 4 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации действующей на момент обращения с иском в суд, гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством. В соответствии с ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации ГТС, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны составлять декларацию безопасности ГТС и представлять ее в орган надзора за безопасностью ГТС на утверждение, что является необходимым условием для внесения ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации ГТС либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию. Содержание декларации безопасности ГТС и порядок ее разработки установлены Постановлением Правительства от 06.11.1998 г. № 1303. Обеспечение безопасности ГТС при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статья 13 ФЗ о ГТС допускает эксплуатацию ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), а также ГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, и ГТС, которое не имеет собственника (бесхозяйного ГТС), в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства 27.02.1999 года № 237. В соответствии с ним обеспечение безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием органа государственного надзора. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность ГТС вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС. При обнаружении ГТС, не имеющего собственника (бесхозяйного ГТС), орган государственного надзора сообщает данные о нем в ОМС и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого ГТС. Поскольку шламонакопитель находится на землях лесного фонда, то исковые требования о признании незаконным бездействия по не постановке на учет гидротехнического сооружения – шламонакопителя, о возложении обязанности совершить определенные действия не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат требованиям закона. Суд пришел к выводу, что истцом не правильно избран способ защиты. Суд рассмотрел дело в пределах заявленных истцом требований и в дальнейшем он не лишен возможности обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц по другим основаниям. Кроме того, согласно ст. 44 Лесного кодекса РСФСР, действующей в период строительства шламонакопителя строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Истцом не представлено, а судом не добыто доказательств, что гидротехническое сооружение – шламонакопитель было построено по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. При таких обстоятельствах исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора г. Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по не постановке на учет гидротехнического сооружения – шламонакопителя, о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Березовский городской суд Свердловской области. Судья Е. В. Комарова