Дело № 2-925/2012 Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2012 года город Березовский Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Фаламовой Л.С., при секретаре Халявицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Березовского городского округа об оспаривании решения должностного лица прокуратуры города Березовского Свердловской области, УСТАНОВИЛ Заявитель Администрация Березовского городского округа обратилась в суд с заявлением, просила признать незаконным представление исполняющего обязанности прокурора города Березовского Свердловской области Кризского С.Г. от 15 июня 2012 года № 1-311в-12/688, указав в обоснование требований, что в соответствии с названным представлением прокурора Администрация Березовского городского округа должна привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, а также принять меры по устранению нарушений законодательства, которые выразились в том, что не разработаны и не утверждены в установленном порядке программа комплексного развития, схема теплоснабжения муниципального образования, топливно-энергетический баланс, отсутствуют принятые в установленном порядке правила благоустройства. Полагая, что названное представление является незаконным, просила признать его таковым. В судебном заседании представитель Администрации Березовского городского округа, главы Березовского городского округа Алешина А.А. заявленные требования поддержала, сославшись на изложенное в заявлении. Заинтересованное лицо глава Березовского городского округа в судебное заседание не явился. Помощник прокурора города Березовского Свердловской области Злоказова Е.Э. требования Администрации Березовского городского округа не признала, пояснив, что прокуратурой города Березовского Свердловской области по заданию прокуратуры Свердловской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства при принятии органами местного самоуправления муниципальных актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства в различных сферах, что и послужило основанием для внесения прокурором представления в адрес главы Березовского городского округа. Суд, заслушав пояснения представителя Администрации Березовского городского округа, главы Березовского городского округа Алешиной А.А., помощника прокурора города Березовского Свердловской области Злоказовой Е.Э., исследовав материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения требований Администрации Березовского городского округа не имеется. Согласно п. 1 статьи 21, п. 3 статьи 22, ст.ст. 24,28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно п. 1 статьи 3 и статьи 254 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе оспорить решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Согласно статье 255 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, то такое представление может быть оспорено в порядке главы 25 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, прокуратурой города Березовского Свердловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при принятии органами местного самоуправления муниципальных актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что схема теплоснабжения, топливно-энергетический баланс, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в Березовском городском округе не разработаны и в установленном порядке не утверждены. Кроме того, органами местного самоуправления в установленном порядке не приняты правила по благоустройству территории Березовского городского округа. 15 июня 2012 года исполняющим обязанности прокурора города Березовского Свердловской области в адрес главы Березовского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, содержащее требование безотлагательно рассмотреть данное представление, заблаговременно сообщить в прокуратуру города Березовского о времени и месте рассмотрения данного представления, по результатам рассмотрения данного представления решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности направить в прокуратуру города Березовского незамедлительно, в течение 30 суток со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, о результатах мер должно быть сообщено прокурору города Березовского в письменной форме. Администрация Березовского городского округа не согласилась с решением должностного лица прокуратуры города Березовского Свердловской области, изложенным им в представлении от 15 июня 2012 года, полагая, что данное представление является незаконным, поскольку в рамках исполнения требования Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Устав Березовского городского округа. В связи с тем, что в Березовском городском округе действуют Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства муниципального образования «г.Березовский», обязанности по разработке в срок, установленный Законом, то есть до 01.06.2012 года, правил благоустройства у Администрации Березовского городского округа не было. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 осуществляется подготовка технического задания на разработку схемы теплоснабжения Березовского городского округа. Договор на разработку схемы теплоснабжения будет заключаться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Статьей 23 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что органы местного самоуправления городских округов составляют топливно-энергетические балансы городских округов в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 14.12.2011 № 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» данный порядок был утвержден. Указанными нормативными актами не установлено требований к сроку составления топливно-энергетического баланса. В настоящее время осуществляется сбор данных, необходимых для его составления. Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований утверждают в соответствии с документами территориального планирования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Приказом Минрегиона от 06.05.2011 №204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» утверждены методические рекомендации по разработке данной программы. В соответствии с п. 3 рекомендаций разработка данной программы органом местного самоуправления может быть организована за счет средств бюджета муниципального образования. В бюджете Березовского городского округа на 2012 год денежные средства на разработку комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры не предусмотрены. Ведется подготовка целевой программы, в рамках которой возможно выделение денежных средств на разработку программы. Однако с доводами Администрации Березовского городского округа нельзя согласиться. Так, статьей 5 Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона в целях реализации положения пункта 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, то есть с 01.01.2012, принимают либо приводят в соответствие с требованиями Закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий. Как установлено в судебном заседании, Управлением жилищно-коммунального Березовского городского округа разработан и направлен на согласование в Администрацию Березовского городского округа проект правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Березовского городского округа. Органами местного самоуправления Березовского городского округа во исполнение части 5 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ в целях реализации пункта 19 части 1 статьи 16 Закона № 131, в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361 –ФЗ, избран такой способ как принятие нового нормативно-правового акта, касающегося благоустройства, а не приведение в соответствие с установленными Законом № 131-ФЗ требованиями уже существующих Правил. Решением Березовской городской Думы от 24.05.2001 № 64 утверждены Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства территории муниципального образования «город Березовский», регламентирующие организацию благоустройства городского округа. Однако названными Правилами не установлены требования по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, не установлен порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не установлены требования по размещению и содержанию малых архитектурных форм, что не соответствует требованиям к содержанию правил благоустройства территории городского округа, предусмотренным пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ. Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. Утверждение схем теплоснабжения городских округов уполномоченными органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года. Данное требование закона Администрацией Березовского городского округа не выполнено. Схема теплоснабжения Березовского городского округа не разработана и не утверждена. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Настоящий закон вступил в законную силу с 01.01.2006. Однако программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры находится только в стадии разработки. В соответствии со статьей 6 Устава Березовского городского округа, принятого решением Березовской городской Думы от 27.06.2005 № 115, в редакции решения Думы Березовского городского округа от 16.02.2012 № 261, к вопросам местного значения Березовского городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В силу статьи 31 Устава Березовского городского округа к полномочиям Администрации Березовского городского округа относится разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа, организация электро, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении». Статьей 39 Устава Березовского городского округа установлено, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Согласно статье 22 Устава Березовского городского округа Дума Березовского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. В соответствии со статьей 23 Устава в исключительной компетенции Думы Березовского городского округа находится принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении, утверждение правил благоустройства территории городского округа. В нарушение требований законодательства на территории Березовского городского округа не разработаны и не утверждены в установленном порядке программа комплексного развития, схема теплоснабжения муниципального образования, топливно-энергетический баланс, отсутствуют принятые в установленном порядке правила благоустройства. Согласно статье 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством. Таким образом, органами местного самоуправления Березовского городского округа допущены нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, что явилось основанием внесения прокурором представления в адрес главы Березовского городского округа - высшего должностного лица городского округа, обеспечивающего осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Администрации Березовского городского округа о признании незаконным решения должностного лица прокуратуры города Березовского Свердловской области, изложенного в представлении от 15 июня 2012 года № 1-311в-12/668, не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ В удовлетворении заявления Администрации Березовского городского округа о признании незаконным решения исполняющего обязанности прокурора города Березовского Свердловской области, изложенного в представлении от 15 июня 2012 года № 1-311в-12/668, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд Свердловской области. Судья Л.С. Фаламова