Дело № 2-121/2011 по иску Шестаковой ГА к Комитету по управлению имуществом БГО о возложении обязанности заключить договор о выкупе жилого помещения



К.

Решение изготовлено 25 февраля 2011 года Дело № 2-121/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Берёзовский 22 февраля 2011 года

Берёзовский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Агеевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121/2011

по исковому заявлению Шестаковой ГА

к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа

о возложении обязанности заключить договор о выкупе жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Шестакова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением. Истец просит суд возложить на комитет по управлению имуществом Берёзовского городского округа обязанность заключить с истцом договор о выкупе жилого помещения, с одновременной передачей в собственность иного жилого помещения на условиях зачёта стоимости выкупаемого жилья в его полном объёме в стоимость предоставляемого жилого помещения.

В обоснование иска указала, что по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ они с мужем являлись собственниками по 1/2 доле каждый однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ муж истца - ФИО2 умер; открылось наследство, которое истец в силу совместного проживания с супругом приняла фактически, однако к нотариусу не обратилась, имущественные права на наследуемое имущество не оформила. В дальнейшем, жилой дом в котором располагалась названная квартира, был признан подлежащим сносу; жильцы подлежали расселению, в связи с чем, истцу была предоставлена квартира по адресу: <адрес> По причине не оформления истцом своих наследственных прав в настоящее время ответчик отказывается заключать с истцом договор в отношении всего предоставленного ей жилого помещения, мотивируя и ссылаясь на то, что в расселённом доме истцу принадлежала только 1/2 доля в праве собственности. Между тем, несмотря на фактическое принятие наследства, в настоящее время истец не имеет возможности оформить свои наследственные права, поскольку жилой дом, в котором располагалась их с мужем квартира, сгорел, и прекратил своё существование как объект правоотношений. Учитывая изложенное, истец полагает и утверждает, что у ответчика имеется обязанность заключить с ней договор в отношении всей квартиры; в судебном заседании истец настаивает на удовлетворении своих исковых требований.

Ответчик и третье лицо (органы местного самоуправления) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены (имеются почтовые уведомления); причины неявки суду не сообщали, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили; свою заинтересованность в рассматриваемом иске не обозначили.

Третье лицо - Шестаков А.А. (сын умершего ФИО2и истца) в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск.

В силу ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учётом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, рассматривает дело в порядке заочного производства, и полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие ответчика и третьего лица (органов местного самоуправления).

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец зарегистрировала брак с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

В период брака - ДД.ММ.ГГГГ супруги ФИО1 по договору передачи квартиры в собственность граждан № приобрели право собственности по 1/2 доле каждый на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>.; их право собственности было зарегистрировано.

ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

На момент смерти ФИО2 и истец Шестакова Г.А. проживали совместно, были зарегистрированы по одному адресу в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>.

По информации нотариуса ФИО9., наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.

Никаких сведений о расторжении брака ФИО1 также не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар; в результате пожара уничтожен отселённый многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором располагалась квартира супругов ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключён предварительный договор о выкупе жилого помещения с одновременной передачей другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Из договора усматривается, что истцу предоставляется жилое помещение по адресу: <адрес> (пункты 3.5 и 3.6 договора).

В то же время, в договоре указывается, что истцу Шестаковой Г.А. принадлежит только 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.; именно указанную 1/2 долю ответчик выкупает у истца

По общему правилу, к наследованию применяется законодательство, действовавшее в момент открытия наследства, если иное не предусмотрено законом.

Наследство после смерти ФИО2 открылось ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, применению подлежат нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР, для приобретения наследства, наследник должен его принять; признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства; указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства; принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Положениями ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, также предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом, принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Из содержания ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

- произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества;

- оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Иными словами, законодателем ранее и в настоящее время были установлены два способа принятия наследства: «фактический» (вступление во владение наследственным имуществом) и «формальный» (подача заявления нотариусу), для совершения которых предусмотрен шестимесячный срок.

В данном случае, следует учитывать, что после смерти ФИО2 последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, истец и умерший состояли в браке и проживали совместно.

Доказательств иного не имеется, в связи с чем, суд констатирует, что истец Шестакова Г.А. является наследником первой очереди; она фактически приняла наследство.

Таким образом, в независимости от государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, 1/2 доля в праве собственности, которая принадлежала умершему, принадлежит в настоящее время (также как и всё иное наследуемое имущество) лицу принявшему наследство, то есть истцу Шестаковой Г.А.

Оснований для оставления исковых требований суд не установил, ответчик никаких доказательств и сведений, препятствующих удовлетворению иска, не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шестаковой Г.А. являются обоснованными и их следует удовлетворить, поскольку, по мнению суда, усматривается обязанность ответчика заключить требуемый истцом договор, указав, что истцу принадлежит не 1/2 доля в праве собственности, а вся квартира (в полном объёме), которая была расселена. Следовательно, в пункте 2.3 предварительного договора сторонами договора неверно указано, что истцу принадлежит только 1/2 доля в праве собственности на квартиру.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований сомневаться в их действительности, считает возможным окончить рассмотрение дела при имеющихся в деле доказательствах и постановить заочное решение об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шестаковой ГА к комитету по управлению имуществом Берёзовского городского округа о возложении обязанности заключить договор о выкупе жилого помещения удовлетворить.

Возложить на комитет по управлению имуществом Берёзовского городского округа обязанность заключить с Шестаковой ГА договор о выкупе жилого помещения с одновременной передачей другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену, указав, что у Шестаковой ГА выкупается принадлежащая ей в полном объёме квартира по адресу: <адрес>; передаётся жилое помещение по адресу: <адрес>.

Разъяснить ответчику право подать в Берёзовский городской суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путём подачи жалобы через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Судья:

подпись

М.В. Старков

копия верна:

.

.

.

Судья М.В. Старков