об обязании совершить действия



Дело № 2-815\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березовский 13 сентября 2010 года

Березовский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего Воробьевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора г.Березовского Корчуганова Д.А.,

При секретаре Кравченко М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кириллову ... ... об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кемеровского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кириллову А.А., просит: присудить индивидуальному предпринимателю Кириллову А.А. исполнить обязанности: разработать в соответствии с соблюдением действующих норм проектирования и строительства проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса - кафе ... расположенного в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги ... согласовать проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса с ФГУ «Сибуправтодор», УГИБДД ГУВД КО, на участке примыкания к объекту дорожного сервиса произвести устройство переходно-скоростных полос и освещения на них, устройство дорожных знаков организации дорожного движения, твердого покрытия на площадке отстоя транспорта, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить индивидуальному предпринимателю ... срок для совершения указанных действий - Дата обезличена года, запретить индивидуальному предпринимателю Кириллову А. А. деятельность по эксплуатации объекта дорожного сервиса - ...», участка примыкания к объекту дорожного сервиса до устранения нарушений Закона.

Требования обосновывает тем, что Прокуратурой Кемеровского района по обращению Кемеровского филиала ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Кирилловым А.А. требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» при размещении объекта дорожного сервиса кафе «... в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги ... По результатам проведенной проверки установлено, что ИП Кирилловым А.А. в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 20, 22, 25, 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 10 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420, требований «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную автомобильную дорогу ... для передвижения, именно эксплуатация им объекта дорожного сервиса - ...» в пределах полосы отвода и придорожной полосы осуществляется с нарушением Закона в связи с отсутствием рабочего проекта на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса, выполненного согласно нормативным документам и согласованного с ФГУ «Сибуправтодор», УГИБДД ГУВД КО, отсутствием переходно-скоростных полос и их освещения, отсутствием твердого покрытия и освещения площадки отстоя транспорта, дорожных знаков организации движения.

ИП Кириллов А.А. на протяжении более трех лет не принимает мер к обеспечению требований Закона при эксплуатации объекта дорожного сервиса. Так, в ноябре ... ИП Кириллов А.А. обратился в Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» с заявлением о согласовании места размещения объекта дорожного сервиса - кафе на федеральной автомобильной дороге ... и заключении договоров на размещение объекта дорожного сервиса и инженерно-техническое сопровождение работ по разработке технических условий.

Дата обезличена года между ФГУ Федеральное управление автомобильных
дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФГУ «Сибуправтодор») и ИП Кирилловым А.А. был заключен договор ..., в соответствии с п. 1.1 которого с одной стороны Орган управления предоставляет право Кириллову А.А. разместить объект дорожного сервиса в пределах полосы отвода и придорожной стороны федеральной автомобильной дороги, а с другой стороны в соответствии с п.2.1. ИП Кириллов А.А. обязан согласовать с Органом управления проектную документацию на размещение объекта дорожного сервиса, выполнить до Дата обезличена работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещение, согласно утвержденному рабочему проекту, при соблюдении установленных Органом управления технических условий к размещению, строительству и функционированию Объекта и примыкания от Объекта к федеральной дороге; обеспечить строительство, обустройство, содержание и ремонт сооружений, связанных с обеспечением функционирования Объекта за счет собственных средств. Однако, в нарушение требований Закона, условий договора, технических норм и правил, несмотря на внесенные органом контроля предписания ИП Кириллов А.А. до настоящего времени не разработал и не согласовал с ФГУ «Сибуправтодор», УГИБДД ГУВД Кемеровской области рабочий проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса, подъезды и съезды не оборудовал переходно-скоростными полосами и их освещением, остановочную площадку не оборудовал твердым покрытием и освещением, не установил дорожные знаки организации движения.

Выявленные нарушения Закона, допущенные ИП Кирилловым А.А. являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей. Кроме того. виновным бездействием ИП Кириллова А.А., нарушается один из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренного ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Отсутствие разрешительных документов у ИП Кириллова А.А. подтверждает факт, что Кириллов не имея на то уважительных причин, уклоняется от соблюдения требований действующего федерального законодательства, что в свою очередь свидетельствует о его виновном бездействии по обеспечению требований безопасного дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе ...

Установленные прокурорской проверкой факты бездействия ИП Кириллова А.А. напрямую затрагивают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанную федеральную автомобильную дорогу.

Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, присуждение к исполнению обязанности по совершению определенных действий согласно ст.45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Просит предоставить ответчику срок для исполнения обязанностей - до Дата обезличенаг.

Ответчик Кириллов А.А. в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями согласен частично. Пояснил, что Предписания Сибуправтодора не получал. В настоящее время заключил договор на изготовление проекта. Проект будет готов через 3 месяца. Асфальтировать полосы в зимнее время невозможно. Просит не приостанавливать деятельность кафе, так как на выполнение предъявленных к нему требований требуются значительные денежные средства, кроме кафе иного источника дохода не имеет.

Представители третьих лиц по делу ФГУ «Федеральное управление дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства и его Кемеровский филиал в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, и находит требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Так, в соответствии с п.8 ст.26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее по тексту - Правила), согласно пункту 1 которых, данные Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общею пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п.10 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

- объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

- выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Согласно п.11 Правил, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством но согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, на основании положений п. 10 ст. 22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил в целях согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, согласно пункту 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

В соответствии с п.5.4.2. вышеуказанного Положения, Федеральное дорожное агентство осуществляет принятие мер по обустройству автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами сервиса в соответствии с документацией по планировке территории, организации их работы.

Судом установлено следующее. ИП Кирилловым А.А. при размещении объекта дорожного сервиса кафе «... в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги ... нарушены требования ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 20, 22, 25, 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 10 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420, требований «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно:

- отсутствует проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса, выполненного согласно нормативным документам и согласованного с ФГУ «Сибуправтодор» и УГИБДД ГУВД КО,

- отсутствуют переходно-скоростные полосы и их освещение,

- отсутствуют твердое покрытие и освещение площадки отстоя транспорта,

- отсутствуют дорожные знаки организации движения.

Указанные нарушения подтверждаются актом Номер обезличен от Дата обезличена года, предписанием от Дата обезличена года Номер обезличен, составленными ФГУ «Сибуправтодор», пояснениями представителя истца, не оспариваются ответчиком в судебном заседании.

Суд полагает, что заявленные исковые требования в части обязания ответчика устранить выявленные вышеуказанные нарушения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также установлено, что Дата обезличена года Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» ФГУ «Сибуправтодор» Кириллову А.А. выдано задание на разработку рабочего проекта: устройство переходно-скоростных полос и линии освещения на участке примыкания от существующего объекта дорожного сервиса «... к федеральной автомобильной дороге ...

Дата обезличенаг. ИП Кириллов А.А. заключил договора подряда на согласование проекта устройства переходно-скоростных полос и линии освещения, срок исполнения работ по договору 3 месяца.

Суд полагает, что с учетом срока согласования проекта, а также того обстоятельства, что укладка асфальтового покрытия переходно-скоростных полос и площадки отстоя транспорта в зимнее время невозможна, исходя из требований разумности, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенных на него обязанностей - до Дата обезличенаг.

Срок, заявленный прокурором в судебном заседании - до Дата обезличенаг., является не разумным с учетом срока изготовлении проекта и времени года, не подходящего для выполнения работ.

Суд находит, что требование о запрещении ответчику эксплуатировать кафе и участка примыкания к нему до устранения выявленных нарушений является необоснованным.

Так, из письменных материалов дела и пояснений ответчика установлено, что Акт Номер обезличен от Дата обезличена года составлен в его отсутствие, копия акта ответчику не вручена. Предписание от Дата обезличена года Номер обезличен ответчику также не вручалось.

Кроме того, дополнительными соглашениями срок действия договора от Дата обезличена года между ИП Кирилловым А.А. и Федеральным Государственным учреждением Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства заключен договор №... на инженерно-техническое сопровождение работ по разработке технических условий и требований на согласование размещения объекта дорожного сервиса в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги ... неоднократно продлялся, последний раз - до Дата обезличена года включительно.

Ответчик принимает меры по исполнению возложенных на него обязанностей, а именно: заключил договор подряда на согласование проекта.

Также суд учитывает, что согласование проекта устройства переходно-скоростных полос и линии освещения и проведение работ по их устройству потребует от ответчика значительных материальных затрат, а прибыль от работы кафе «... является его единственным источником дохода.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для запрещения ответчику эксплуатировать кафе ... и участка примыкания к нему до устранения выявленных нарушений.

Суд считает, что исковое заявление обоснованно подано прокурором г.Березовского, так как в данном случае затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, посещающих федеральную автомобильную дорогу ...) и кафе «... что соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать индивидуального предпринимателя Кирилова ... в срок до Дата обезличена года:

- разработать в соответствии с соблюдением действующих норм проектирования и строительства проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса - кафе ...», расположенного в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги ...

- согласовать проект на устройство примыкания к объекту дорожного сервиса с ФГУ «Сибуправтодор» и УГИБДД ГУВД КО,

- на участке примыкания к объекту дорожного сервиса произвести устройство переходно-скоростных полос и освещения на них, устройство дорожных знаков организации дорожного движения, твердого покрытия на площадке отстоя транспорта.

Прокурору Кемеровского района в удовлетворении требований о запрете Кириллову ... деятельности по эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе ... участка примыкания к объекту дорожного сервиса до устранения выявленных нарушений закона, - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2010г.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кемеровский областной суд в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ю. Воробьева