Дело № 2-33/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.А.,
с участием помощника прокурора г. Березовского Ларьковой С.В.,
при секретаре Гараба О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березовском Кемеровской области 15 февраля 2011года
гражданское дело по иску прокурора г. Березовского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4», Администрации г. Березовского, Управлению образования г. Березовского о понуждении к совершениюдействий по организации питания детей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Березовского обратился в суд с иском к Администрации г. Березовского, после уточнения исковых требований просит, в случае недостаточности у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» денежных средств для организации двухразового питания детей категории из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1/2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области, в соответствии с п. 6.8.,6.18,6.19,6.20 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, обязать Администрацию г. Березовский профинансировать данные мероприятия.
Требования обоснованы тем, что в результате проверки, проведённой прокуратурой города, по соблюдению в образовательных учреждениях города прав обучающихся на обеспечение питанием в установленном порядке выявлены нарушения законодательства об организации питания обучающихся.
Указывает, что Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих соблюдение детьми режима питания при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Статьями 9, 14.1 названного закона, предусмотрены меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В соответствии с которыми, лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья детей в пределах их полномочий обязаны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей.
Органы местного самоуправления оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей.
Пунктом 5 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Так, согласно п. 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.Дата обезличена-08», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). При организации учебного процесса во вторую смену обед и полдник (п. 23 Методических рекомендаций по проведению профилактических мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от 15.01.2008 г.
Согласно п.1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Пунктом 1.8 Устава МОУ «СОШ № 4» организация питания в учреждении осуществляется за счёт родительской платы, а бесплатное питание - за счёт местного бюджета. Учреждение выделяет специальное помещение для организации питания учащихся.
В соответствии с п.п. 7.2, 7.3 имущество Учреждения, закреплённое за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.
Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закреплённым за ним правом оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности учреждения.
В соответствии с п. 6.2 Устава источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются средства. Получаемые от учредителя: внебюджетные средства, имущество переданное Учреждению, добровольные пожертвования родителей, других физических лиц.
Таким образом, в силу п.2 ст. 120 ГК РФ, при недостаточности у МОУ «СОШ № 4» денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник его имущества, в данном случае администрация города Березовский.
Кроме того, федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
дано определение понятия отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований ( ст. 1 п.7)
Статьями 9, 14.1 названного закона, предусмотрены меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В соответствии с которыми, лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья детей в пределах их полномочий обязаны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей.
Органы местного самоуправления оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Пунктами 1 и 3 ст. 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Так, согласно п. 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). При организации учебного процесса во вторую смену обед и полдник. (п. 23 Методических рекомендаций по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях от Дата обезличена г.)
Ответчик - администрация г. Березовский должна нести обязанность по финансированию организации питания детей категории из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1/2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области, учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», в случае недостаточности у образовательного учреждения денежных средств.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Березовского Ларькова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Березовского Меженин Т.А., действующий по доверенности от Дата обезличена г., исковые требования не признал в полном объеме, в отзыве на исковое заявление указывает, что Федеральные органы исполнительной власти не вправе письмами и иными документами наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями увеличивать расходы местных бюджетов, без передачи финансовых и материальных ресурсов для реализации передаваемых полномочий. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 определяет местное самоуправление в Российской Федерации как признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В соответствии с п. 13 ст. 16 вышеназванного закона к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из норм, установленных Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», пунктов 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» следует, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты РФ, а органы местного самоуправления несут только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования, относятся:
- обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;
- организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.
Медицинского обслуживания, питания и прочие услуги сопутствующих образовательному процессу не относятся к вопросам местного значения и, соответственно, их финансирование не относится к расходным обязательствам муниципального образования. Такие расходы могут финансироваться за счет внебюджетных источников (средств, остающихся в распоряжении образовательного учреждения, платы, взимаемой с родителей, пожертвований ит.п.).
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ определяет расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов. Органы местного самоуправления вправе решать вопросы указанные в части 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им соответствии сост. 19 настоящего закона), если это участие предусмотрено федеральными законами. В соответствии со ст. 20 вышеуказанного закона. ..органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств... органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право... финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предоставление одноразового бесплатного питания детям из отдельных категорий семей, является мерой социальной поддержки направленной на улучшение благосостояния семей города, принятие расходных обязательств по финансированию указанных мер социальной поддержки является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Принятые обязательство могут быть приостановлены в любой момент, с учетом финансовой обеспеченности муниципального округа.
Учитывая, что питание является дополнительно услугой и финансируется в большей степени за счет родительских взносов, обращение прокурора города в защиту неопределенного круга лиц является недопустимым.
Просит в исковых требованиях прокурору города Березовский отказать в полном объеме.
Представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» исковые требования прокурора г. Березовского не признала.
Представитель Управления образования Администрации г. Березовского Волкова Н.В., действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., исковые требования прокурора г. Березовского не признала, в отзыве на исковое заявление указывает, что согласно п. 24 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года №196 «Об утверждении Типового Положения об общеобразовательном учреждении» «организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовлении пищи»;
- согласно ст. 32 п.2 подп. 19 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится: «создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения»;
- согласно п. 3 ст. 32 подп. 1 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
- согласно п. 5.1. Положения об организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Березовского городского округа, принятого Решением Березовским городским Советом народных депутатов от 15.04.2010 года №137 питание осуществляется:
- за счет средств родителей (или законных представителей);
- за счет средств областного бюджета;
- за счет средств местного бюджета для обучающихся, относящихся к категории детей, из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1,2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области,
В соответствии со ст. 20 п.5 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» бесплатное питание обучающихся за счет средств местного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки для малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1,2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области. В настоящий момент в соответствии с Постановлением Главы города Березовский от 14.01.2008 года № 2 «О внесении изменения в постановление Главы города Березовский от 11.05.2007 №20 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания в общеобразовательных учреждениях» на одного бесплатно питающегося ребенка 1 раз в день установлено 15 рублей.
- согласно п.4.4. Положения об организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Березовского городского округа, принятого Решением Березовским городским Советом народных депутатов от 15.04.2010 года Номер обезличен в компетенцию руководителя общеобразовательного учреждения по организации школьного питания входит:
- комплектование школьной столовой квалифицированными кадрами; контроль производственной базы пищеблока школьной столовой и своевременной организации ремонта технологического и холодильного оборудования;
- контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований;
- обеспечение прохождения медицинских профилактических осмотров работниками пищеблока и обучение персонала санитарному минимуму в соответствии с установленными сроками;
- заключение договоров на поставку продуктов питания;
- ежемесячный анализ деятельности школьной столовой;
- организация бухгалтерского учета школьной столовой.
Учитывая вышеизложенные основания муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа Номер обезличен» не обязано за счет средств учреждения осуществлять питание обучающихся, относящихся к категории детей, из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1,2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области.
Просит в уточненных исковых требованиях прокурору г. Березовского отказать за необоснованностью.
Представитель третьего лица территориального отдела в г. Березовском Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 5 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Пунктами 1 и 3 ст. 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). При организации учебного процесса во вторую смену обед и полдник (п. 23 Методических рекомендаций по проведению профилактических мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от 15.1.2008 г.).
Согласно п.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей должно быть установлено бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
Согласно ч.5 ст. 20 Федерального Закона РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г.- Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.5 «Положения по обеспечению питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений», утвержденного решением № 137 от 15.04.2010 Березовского городского Совета народных депутатов питание осуществляется за счёт средств областного бюджета, для обучающихся, имеющих право на бесплатное питание в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 123-03 «О мерах социальной поддержке многодетных семей в Кемеровской области», а также за счёт средств местного бюджета, обучающимся детям их малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1,2 прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области.
В соответствии с Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» учредителем школы является Управление образования города Березовский.
Организация питания в Школе осуществляется за счёт родительской платы, а бесплатное питание - за счет средств местного бюджета (п. 1.14 Устава).
В соответствии с п. 9.1 Устава Школа финансируется по нормативам на одного учащегося, установленным в бюджете в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по управлению муниципальным имуществом по представлению Учредителя закрепляет за Школой на праве оперативного управления имущество, имущество Школы, закреплённое за ней на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью, Школа вправе владеть и пользоваться закреплённым за ней имуществом (п. 9.8. Устава).
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами (п. 9.7 Устава). При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам в соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ несёт собственник имущества, закреплённого за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 4» является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии со ст.159 Бюджетного Кодекса РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления.
Судом установлено, что в результате проверки, проведённой прокуратурой города, установлено, что в нарушение п. 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образовани,СанПиНа 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, предусматривающих организацию для обучающихся образовательных учреждений двухразовое горячее питание в МОУ «СОШ № 4» организовано одноразовое горячее питание. Так, согласно Акту проверки Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском и Кемеровском районе в МОУ «СОШ № 4» организовано одноразовое горячее питание (горячий завтрак), при этом бесплатно питаются ... человека, в том числе бесплатно питаются ... учащихся, стоимость однодневного рациона питания для таких учащихся составляет 15 рублей.
Из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском и Кемеровском районе в МОУ «СОШ № 4» следует, что организовано одноразовое горячее питание, питаются ... человека, в том числе бесплатно питаются ... учащихся.
Решением Березовского городского суда от ... г. постановлено:
Обязать Управление образования г. Березовского Кемеровской области в срок до ... года:
- разработать предложения по формированию бюджета городского округа на ... финансовый год в части расходов на организацию ежедневного двухразового питания детей из малообеспеченных семей, учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»;
- предоставить сведения в Администрацию г. Березовского Кемеровской области о потребности в предоставлении субвенций на двухразовое питание детей из многодетных семей, учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен».
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» в срок до ... года:
- при наличии финансирования организовать двухразовое питание завтрак, обед, а в случае организации процесса обучения во вторую смену обеда, полдника для учащихся - детей из малообеспеченных и многодетных семей;
- подать заявку в Управление образования г.Березовского Кемеровской области о количестве обучающихся детей из малообеспеченных и многодетных семей и стоимости их питания.
В остальной части исковых требований прокурору г. Берёзовского Кемеровской области отказано.
Данное решение вступило в законную силу.
Решение Березовского городского суда от Дата обезличена г. в части удовлетворения требования прокурора г. Березовского об обязании Администрацию города Березовского ... в срок до Дата обезличена года увеличить стоимость однодневного рациона питания детей из малообеспеченных и многодетных семей, учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен» до стоимости согласованного с территориальным отделом Роспотребнадзора однодневного рациона питания детей, включающего полноценный завтрак и обед, а в случае организации учебного процесса во вторую смену - обеда и полдника, по определению судебной коллегии по гражданским делам ... суда было отменено.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что требования прокурора об обязании Администрации г.Березовского профинансировать мероприятия по организации двухразового горячего питания при недостаточности у школы собственных средств не подлежат удовлетворению.
Согласно Уставу МОУ «СОШ Номер обезличен» Организация питания в Школе осуществляется за счёт родительской платы, а бесплатное питание - за счет средств местного бюджета (п. 1.8 Устава).
Финансирование питания детей из малообеспеченных семей производится за счет средств местного бюджета на основании Положения по обеспечению питанием обучающихся в МОУ, утвержденного решением Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Суд полагает, что финансирование питания детей указанной категории является мерой дополнительной социальной поддержки, предоставляемой органом местного самоуправления, зависит от финансовой обеспеченности и является правом, а не обязанностью муниципального образования в силу требований ч.5 ст. 20 Федерального Закона РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г.
Ссылку истца на требования ст.120 ГК РФ суд находит необоснованной, поскольку согласно данной норме Закона при недостаточности у учреждения собственных денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
Собственником имущества МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» является Администрация г.Березовского, что следует из Устава школы, никем не оспаривается.
Однако финансирование питания детей не является обязанностью Школы, поскольку, согласно Устава учебного заведения, питание осуществляется за счет родительских взносов, а бесплатное питание - за счет средств местного бюджета.
Школа как образовательное учреждение обязана организовать двухразовое горячее питание детей: обеспечить наличие оборудованного всем необходимым и соответствующего всем нормам помещения - места для прима пищи, а также необходимой посудой для приготовления и приема пищи, и др. финансирование же приобретения продуктов питания и их приготовления в обязанности образовательного учреждения не входит.
Следовательно, Администрация г.Березовского как собственник имущества учреждения - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» не может нести субсидиарную ответственность по финансированию питания детей, которое не входит в обязанности Школы и не является обязательством данного учреждения.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Прокурору г.Березовского в удовлетворении исковых требований об обязании Администрации г.Березовского в случае недостаточности у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» денежных средств для организации двухразового питания детей категории из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход не выше 1/2 величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области, в соответствии с п. 6.8.,6.18,6.19,6.20 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, профинансировать данные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Т.А. Левина
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2011 г.