о понуждении к совершению действий



Дело № 2-438/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего: судьи Левиной Т.А.,

с участием прокурора Корчуганова Д.А.

при секретаре Гараба О.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Березовском Кемеровской области 17 мая 2011 года

дело по иску Прокурора г. Берёзовского в интересах ФИО11 к Управлению образования г. Березовский о понуждении к совершению действий.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Березовского обратился в суд с иском в интересах Косенко А.Э., просит обязать Управление образования г. г. Березовского устроить несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшуюся без попечения родителей, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 123 СК РФ в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей - сирот или детей оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения в том числе, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Установить ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обоснованы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в силу того, что отец несовершеннолетней ФИО2 и мать ФИО3 лишены родительских прав решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1 находится в отделении социального приюта муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <данные изъяты> где прошла курс социальной реабилитации.

В соответствии со 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительное отсутствие родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиям или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ч.1 ст. 123 СК РФ органы опеки и попечительства должны принять меры по устройству ребёнка в семью на усыновление ( удочерение), под опеку ( попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения в том числе, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачей органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ « Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются:

-защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

-надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

-контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещённых под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 п. 2 ч.1 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах системы профилактике и безнадзорности несовершеннолетних» социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный приют для детей обеспечивает временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства

Таким образом, социальный приют является учреждением для временного пребывания в нём детей. Кроме того, в приютах проживают дети, не имеющие статуса детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающиеся в экстренной помощи государства.

Согласно п.22, 3.11, 6.12 Устава муниципального учреждения социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <данные изъяты> имеет в своей структуре различные отделения, в том числе социальный приют для детей и подростков, созданный с целью реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в условиях круглосуточного пребывания.

Бездействие отдела опеки и попечительства Управления образования г. Березовского по устройству ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нарушает ее права и интересы, предусмотренные ст. 123 СК РФ; быть переданным в семью на воспитание (усыновление), под опеку или попечительство, в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как он длительное время находится в социальном приюте и форма устройства в отношении него не избрана.

Кроме того, социальный приют не может принять других несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной реабилитации, вследствие отсутствия в нём мест, так как их занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, прошедшие курс такой реабилитации, при этом приют не является учреждением для такой категории детей.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.1 п.2 ч.1 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ ( ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, …в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Принятие мер прокурором в интересах несовершеннолетней ФИО1 обусловлено тем, что сама она не в состоянии защитить свои права в силу несовершеннолетнего возраста, социального статуса и поэтому нуждается в правовой защите со стороны государства.

В судебном заседании помощник прокурора Корчуганов Д.А. поддержал исковые требования в полном объёме.

Представитель Управления образования г. Березовский Курицына Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании не возражала против заявленных требований, просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель МУ <данные изъяты> Черкащенко Н.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями согласилась, просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительное отсутствие родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиям или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ч.1 ст. 123 СК РФ органы опеки и попечительства должны принять меры по устройству ребёнка в семью на усыновление ( удочерение), под опеку ( попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения в том числе, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачей органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ « Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются:

-защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

-надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

-контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещённых под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 п. 2 ч.1 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах системы профилактике и безнадзорности несовершеннолетних» социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный приют для детей обеспечивает временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.1 п.2 ч.1 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ ( ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, … в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ году, ее родителями являются ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении.

По решению Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из справки МУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в отделении социального приюта для детей и подростков МУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и находится на полном государственном обеспечении.

Согласно п.22, 3.11, 6.12 Устава муниципального учреждения социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <данные изъяты> имеет в своей структуре различные отделения, в том числе социальный приют для детей и подростков, созданный с целью реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в условиях круглосуточного пребывания.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает доводы истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, считает необходимым обязать Управление образования <данные изъяты> г. Березовского устроить несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшуюся без попечения родителей, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 123 СК РФ в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей - сирот или детей оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения в том числе, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, установив Управлению образования <данные изъяты> г. Березовского срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление образования г. <данные изъяты> Березовского устроить несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшуюся без попечения родителей, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 123 СК РФ в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей - сирот или детей оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения в том числе, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Установить Управлению образования <адрес> г. Березовского срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в 10дневный срок.

Председательствующий: Т.А. Левина