о признании незаконным распоряжения



Дело № 2-553\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области,

в составе председательствующего судьи Левиной Т.А.,

с участием прокурора Ларьковой С.В.,

при секретаре : Гараба О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березовском Кемеровской области 16 июня 2011 года гражданское дело по иску Космач <данные изъяты> к Администрации г. Березовского о признании незаконным распоряжения о снятии ее с учета граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

УСТАНОВИЛ:

Космач В.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Березовского, просит признать распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить. Обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования обосновывает тем, что она, является вдовой участника Великой Отечественной Войны и труженицей тыла. Она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежит на праве собственности ее дочери Р, на основании договора дарения земельного участка с расположенным на нем жилым домом, заключенного между ними ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, , право собственности зарегистрировано в УФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за . Указанный дом был построен в <данные изъяты> году по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет процент износа <данные изъяты> %. Согласно экспертного санитарно-эпидемиологического заключения по оценке жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом не отвечает требованиям СанПина 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиНа 2.1.2.2801-10 изменения и дополнения № 1 к СанПину 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно справке Отделения надзорной деятельности г. Березовского УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области жилой дом также не соответствует требованиям пожарной безопасности. С заявлением и указанными документами она обратилась в администрацию г. Березовского для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано в постановке на учет. Считает отказ в постановке на учет не законным, по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 Закона Кемеровской области "Об обеспечении жильем ветеранов" от 28 января 2010 года его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны.

В силу п. 5 указанного закона мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет, проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в ред. от 09.01.2010 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30) и Закона Кемеровской области № 3-03 от 28.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов».

В судебном заседании истица уточнила свои требования просит обязать Администрацию г. Березовский предоставить ей как вдове участника Великой Отечественной войны благоустроенное жилое помещение.

Представитель Администрации г. Березовского Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,не оспаривая фактические обстоятельства дела, с иском не согласился.

Заслушав истицу, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Космач В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действующего до 01.03.2005 года, -Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Исходя из требований ст. 29 ЖК РСФСР- Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

В силу требований ст. 30 ЖК РСФСР -Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Исходя из положений ст. 31 ЖК РСФСР- Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Как следовало из положений ст. 32 ЖК РСФСР - Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Согласно частям 1-3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Механизмом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, и входящие в ее состав подпрограммы и мероприятия: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение жилых помещений.

Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 15 вышеуказанного закона участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу требований ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;…

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2.Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3.Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение жилых помещений.

Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 15, п.2 ст. 23.2 вышеуказанного закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем общей площади 36 квадратных метров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 гг.» (в редакции от 09.01.2010) считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу требований ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 1 Закона Кемеровской области "Об обеспечении жильем ветеранов" от 28 января 2010 года его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны.

В силу п. 5 указанного закона мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет, проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. и Космач В.В. (до брака Ж) состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> умер, что подтверждается свидетельством о смерти.

Космач В.В., является вдовой участника Великой Отечественной Войны <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является труженицей тыла, что подтверждается удостоверениями , , пояснениями истицы, не оспаривается представителем ответчика.

Космач В.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Дом принадлежит на праве собственности Р, на основании договора дарения земельного участка с расположенным на нем жилым домом, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, , право собственности зарегистрировано в УФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно экспертного санитарно-эпидемиологического заключения по оценке жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиНа 2.1.2.2801-10 изменения и дополнения № 1 к СанПину 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно справке Отделения надзорной деятельности г. Березовского УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> также не соответствует требованиям пожарной безопасности.

По распоряжению Администрации г. Березовского от ДД.ММ.ГГГГ -р, на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Космач В.В. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что нельзя признать распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ законным, поскольку данное распоряжение, в части касающегося истицы, нарушает ее конституционное право на обеспечение жильем, ее право как вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30) и Закона Кемеровской области № 3-03 от 28.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов»

Распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета Космач В.В. как нуждающейся в улучшении жилищных условий, является незаконным.

Космач В.В. в судебном заседании не просит признать распоряжение Главы города -р от ДД.ММ.ГГГГ и -р от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, отменить данные распоряжения.

Анализируя собранные по делу доказательства, судом установлено, что Космач В.В.,<данные изъяты> года рождения, являясь вдовой участника ВОВ, нуждается в жилом помещении, поскольку заключением экспертного санитарно-эпидемиологического заключения по оценке жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> в котором зарегистрирована и проживает Космач В.В., не отвечает требованиям СанПиНа к условиям проживания в жилищных условиях, не имеет иного жилого помещения в собственности, либо по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд считает необходимым, обязать Администрацию города Березовский предоставить как вдове участника Великой Отечественной войны Космач В.В. <данные изъяты> года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Космач <данные изъяты>, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте гор. Березовского Кемеровской области, размером общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Председательствующий : Т.А. Левина