о понуждении к совершению действий



Дело № 2-847/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Дударёк Н.Г.,

при секретаре Трусовой И.В.,

с участием помощника прокурора г. Берёзовского Корчуганова Д.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Берёзовском

Кемеровской области 05 сентября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Берёзовского в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 22 « Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей, Администрации <адрес>ёзовского <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>ёзовского <адрес> обратился в суд с иском, просит обязать ответчика Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей осуществить действия по устранению в занимаемом здании по адресу: <адрес> нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, на наружные открытые лестницы в соответствии с требованиями пункта 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обустроить наружные открытые лестницы здания, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, в соответствии с требованиями пунктов ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обеспечить наличие запасных эвакуационных выходов из групповых ячеек первого этажа здания в соответствии с пунктом 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать ответчика Администрацию <адрес> осуществить действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, а именно: в случае недостатка у МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» денежных средств на финансирование мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, профинансировать данные мероприятия;

Установить ответчикам срок для совершения указанных действий.

Требования обоснованы тем, что при осуществлении прокуратурой <адрес> проверки обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в период подготовки к началу нового учебного года, были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей (далее - Детский сад «Малышок»).

Так, согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства, государство гарантирует каждому право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

При этом, частью 2 ст. 37 вышеназванного закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Прокуратурой <адрес> установлено, что государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Г в <данные изъяты> года была проведена проверка соблюдения Детским садом «Малышок» требований пожарной безопасности в здании по адресу <адрес> <адрес> в <адрес>. По результатам проверки были выявлены нарушения вышеуказанных требований и руководителю выдано предписание об их устранении от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному предписанию, нарушения необходимо было устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Г: соблюдения требований пожарной безопасности в части выполнения вышеуказанного предписания, было установлено, что выявленные ранее в <данные изъяты> нарушения устранены не в полном объеме.

Так, согласно частям 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Технический регламент) настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

Согласно пункту 2 части 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

В соответствии с пунктом 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 1.13130.2009), высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В нарушение вышеизложенных норм, выходы на наружные открытые лестницы здания по адресу <адрес> предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже, осуществляется через оконный проем, не соответствующий требованиям, предъявляемым к эвакуационному выходу. Данное нарушение было отмечено в пункте 6 предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, однако так и не было устранено, что подтверждается пунктом 1 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. СП 1.13130.2009 поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ. СП i. 13130.2009 в качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы, ширина которых быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.

В нарушение данных норм наружные открытые лестницы вышеуказанного здания, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, не соответствуют названным требованиям. Ширина лестниц менее 0,8 м., отсутствует ограждение с соответствующими поручнями, проступи ступеней шириной менее 0,2 м. Факт данного правонарушения и его не устранения в течение более года подтверждается пунктом 7 предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 2 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. СП 1.13130.2009 в детских дошкольных учреждениях помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Согласно п. 53 данных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе двери) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

Однако, в нарушение данных норм в здании по адресу <адрес> дверные проемы запасных эвакуационных выходов из групповых ячеек первого этажа заложены кирпичом, что указано в пункте 8 предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, пункте 3 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, несмотря на выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и внесенное предписание, Детский сад «Малышок» до настоящего времени не устранил вышеуказанные нарушения. Тем самым нарушается конституционное право несовершеннолетних воспитанников на обеспечение охраны здоровья и защиты государством при возникновении пожаров, в том числе в результате террористических актов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п.п. 1 и 3 п. 3 ст. 32 вышеуказанного закона, образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесённых к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 51 данного закона образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Пунктом 1 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком в суде. Согласно пункту 1 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица заключается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 1.5. Устава Детского сада «Малышок», данное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и лицевой счета. Пунктом 2.2. Устава предусмотрено, что задачей данного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Согласно пункту 3.2. Устава Детский сад «Малышок» должен функционировать в помещении, отвечающим правилам пожарной безопасности.

Таким образом, Детский сад «Малышок» обязан предпринять меры по устранению нарушений пожарной безопасности в целях создания безопасных для здоровья и жизни воспитанников условий пребывания в данном образовательном учреждении. Следовательно, данное учреждение как юридическое лицо является надлежащим ответчиком по данному делу.

Вместе с тем, ответчиком по указанному делу также должна выступать Администрация <адрес>.

Так, согласно подпунктам 2-4 пункта 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», а также пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пунктам 8.2., 8.3, 8.4. Устава Детского сада «Малышок» финансовые средства данного учреждения складываются из бюджетных ассигнований, привлечение дополнительных средств не влечет снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетных средств, финансовое обеспечение осуществляют органы местного самоуправления, расходование средств учреждением осуществляется в соответствии со сметой.

Следовательно, обязанность финансирования муниципальных образовательных учреждений, в том числе, в целях организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложена на органы местного самоуправления.

Кроме того, согласно пункту 2- статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 12 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пунктам 1.3. и 9.2. имущество Детского сада «Малышок» является муниципальной собственностью.

Согласно объяснениям директора Детского сада «Малышок» Х, зафиксированным в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту не устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, эвакуационные выходы не оборудованы в соответствии с установленными требованиями по причине отсутствия финансирования.

Таким образом, в случае недостаточности денежных средств у Детского сада «Малышок» на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности субсидиарную ответственность по устранению данных нарушений в части финансирования указанных мероприятий несет Администрация <адрес> как собственник имущества данного учреждения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, в защиту детства, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья.

Круг лиц, посещающих Детский сад «Малышок, периодически меняется, в связи с чем, индивидуализация граждан, в том числе и несовершеннолетних, в интересах которых направляется настоящее заявление, не представляется возможным.

Необходимость предъявления иска прокурором обусловлена тем, что нарушения законодательства о пожарной безопасности в месте массового пребывания несовершеннолетних и иных граждан в настоящее время представляет серьёзную опасность для их жизни и здоровья, а также тем, что никто из законных представителей несовершеннолетних, посещающих учреждение до настоящего времени не обратился в суд в защиту своих интересов и интересов несовершеннолетних.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ёзовского Корчуганов Д.А. уточнил исковые требования, поскольку проверкой ОНД установлено, что работы, предусмотренные в п. 3 иска, выполнены ответчиком после предъявления иска, в связи с чем, просит обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей осуществить действия по устранению в занимаемом здании по адресу: <адрес> нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, на наружные открытые лестницы в соответствии с требованиями пункта 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обустроить наружные открытые лестницы здания, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, в соответствии с требованиями пунктов ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 5.12 СНиП 31.06-2009.

Обязать Администрацию <адрес> осуществить действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, а именно: в случае недостатка у МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» денежных средств на финансирование мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, профинансировать данные мероприятия;

Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – заведующая Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей Х, действующая на основании Устава исковые требования признала, пояснив, что п. 3 иска выполнен собственными силами Детского сада, из-за отсутствия финансирования выполнение п.п.1-2 Детским садом невозможно, необходимо дополнительное финансирование.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком 1 год, исковые требования не признал, считает, что исковые требования прокурора не основаны на законе, нарушение ППБ обязан выполнить Детский сад.

Представитель третьего лица Управления образования <адрес>ёзовского <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год, исковые требования иск поддержала.

Государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Г иск поддержала, считает, что имеющиеся нарушения ППБ представляют повышенную опасность, их устранит необходимо в кратчайшие сроки.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования прокурора <адрес>ёзовского в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, в защиту детства, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства, государство гарантирует каждому право на охрану здоровья.

В соответствие с ч. 1 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Частью 2 ст. 37 вышеназванного закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно частям 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Технический регламент) настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

В силу пункта 2 части 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

В соответствии с пунктом 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 1.13130.2009), высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. СП 1.13130.2009 поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ. СП 1.13130.2009 в качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы, ширина которых быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.

Согласно п. 5.12. "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения" (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)

Ограждения в зданиях ДОУ и на этажах школ и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения первых классов, а также детских поликлиник и стационаров должны отвечать следующим требованиям:

высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,5 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);

высота ограждения крыльца при подъеме на три и более ступеньки должна быть 0,8 м.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. СП 1.13130.2009 в детских дошкольных учреждениях помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Согласно п. 53 данных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе двери) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно п.п. 1 и 3 п. 3 ст. 32 вышеуказанного закона, образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесённых к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 51 данного закона образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Пунктом 1 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком в суде. Согласно пункту 1 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица заключается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

На основании подпунктов 2-4 пункта 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», а также пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пунктам 8.2., 8.3, 8.4. Устава Детского сада «Малышок» финансовые средства данного учреждения складываются из бюджетных ассигнований, привлечение дополнительных средств не влечет снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетных средств, финансовое обеспечение осуществляют органы местного самоуправления, расходование средств учреждением осуществляется в соответствии со сметой.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (с учетом положений пункта 12 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Судом установлено, что согласно п. 1.5 Устава МДОУ Детский сад № 22 « Малышок» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и лицевой счета.

Исходя из п. 2.2. Устава задачами МДОУ Детский сад № 22 « Малышок» являются: в том числе охрана жизни и укрепление здоровья детей.

В соответствии с п. 3.1., 3.2. Устава Детский сад «Малышок» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход, оздоровление детей в возрасте от 1.5 до 7 лет, должен функционировать в помещении, отвечающем правилам пожарной безопасности.

Согласно 1.3. и 9.2. Устава имущество Детского сада «Малышок» является муниципальной собственностью (л.д. 18-24).

Из сведений Главного государственного инспектора <адрес>ёзовского по пожарному надзору Э от ДД.ММ.ГГГГ, предписания (л.д. 9,10-12) установлено, что Государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Г в <данные изъяты> года была проведена проверка соблюдения Детским садом «Малышок» требований пожарной безопасности в здании по адресу <адрес> <адрес> в <адрес>, по результатам которой были выявлены нарушения требований ч. 1 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в связи с чем, руководителю выдано предписание об их устранении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушения необходимо было устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что также не оспаривается сторонами.

Однако согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора <адрес>ёзовского по пожарному надзору Г выявленные ранее нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ устранены МДОУ Детский сад № 22 « Малышок» не в полном объеме, не выполнены п.п. 6, 7, 8 вышеуказанного предписания, а именно:

- выходы на наружные открытые лестницы, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на 2-ом этаже, осуществляется через оконный проем;

- наружные открытые лестницы, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек не соответствуют требованиям пожарной безопасности (ширина лестниц менее 0,8 м, отсутствует ограждение поручнями высотой не менее 1,5 м, отсутствуют проступи ступеней шириной не менее 0,2 м);

отсутствуют запасные эвакуационные выходы из групповых ячеек 1-го этажа ( дверные проемы заложены кирпичом) ( л.д. 13-15).

Из объяснений Государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ОНД <адрес>ёзовского Г в судебном заседании установлено, что данные нарушения в случае возникновения пожара создают препятствия для движения по эвакуационным путям, возможно травмирование детей при эвакуации, эвакуация будет затруднена или даже невозможна. В настоящее время Детским садом произведены работы по оборудованию запасных эвакуационных выходов из групповых ячеек первого этажа здания.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором <адрес>ёзовского по пожарному надзору Г составлен протокол об административном правонарушении о привлечении МДОУ Детский сад № 22 « Малышок» к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 16-00 часов в помещениях МДОУ Детский сад № 22 « Малышок», расположенных по адресу: <адрес> нарушен п. 10 « Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, а именно: не обеспечено своевременное выполнение п.п. 6,7,8 предписания государственного инспектора по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , в письменных объяснениях законный представитель директор МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» согласна с тем, что противопожарные эвакуационные выходы в учреждении не выполнены в соответствии с противопожарными требованиями, указала, что вопрос о замене выходов неоднократно ставился перед Управлением образования, однако откладывался за отсутствием финансирования, что подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.16-17), не оспаривается сторонами.

В настоящее время дело по административному правонарушению по данному протоколу находится в стадии рассмотрения.

Суд считает достоверно установленным, что МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» нарушены требования правил пожарной безопасности, предусмотренные п. 1, 2 ч. 2 ст. 53 Технического регламента, п.п. 4.2.5., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 1.13130.2009), п. 52, 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.12 СНиП 31.06-2009. (Общественные здания и сооружения" (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390), в связи с чем, нарушается конституционное право несовершеннолетних воспитанников на обеспечение охраны здоровья и защиты государством при возникновении пожаров, в том числе в результате террористических актов.

Таким образом, Детский сад «Малышок» обязан предпринять меры по устранению нарушений пожарной безопасности в целях создания безопасных для здоровья и жизни воспитанников условий пребывания в данном образовательном учреждении.

Кроме того, согласно подпунктам 2-4 пункта 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», а также пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пунктам 8.2., 8.3, 8.4. Устава Детского сада «Малышок» финансовые средства данного учреждения складываются из бюджетных ассигнований, привлечение дополнительных средств не влечет снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетных средств, финансовое обеспечение осуществляют органы местного самоуправления, расходование средств учреждением осуществляется в соответствии со сметой.

Следовательно, обязанность финансирования муниципальных образовательных учреждений, в том числе, в целях организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложена на органы местного самоуправления.

Таким образом, в случае недостаточности денежных средств у Детского сада «Малышок» на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности субсидиарную ответственность по устранению данных нарушений в части финансирования указанных мероприятий должна нести Администрация <адрес> как собственник имущества данного учреждения.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей осуществить действия по устранению в занимаемом здании по адресу: <адрес> нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, на наружные открытые лестницы в соответствии с требованиями пункта 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обустроить наружные открытые лестницы здания, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, в соответствии с требованиями пунктов ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 5.12 СНиП 31.06-2009. (Общественные здания и сооружения" (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390).

Кроме того, суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> осуществить действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, а именно: в случае недостатка у МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» денежных средств на финансирование мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, профинансировать данные мероприятия.

Суд считает, что для совершения указанных действий Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей, Администрации <адрес> необходимо установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, данный срок является достаточным для осуществления действий по устранению в занимаемом здании по адресу: <адрес> нарушений законодательства о пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей осуществить действия по устранению в занимаемом здании по адресу: <адрес> нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обустроить второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, на наружные открытые лестницы в соответствии с требованиями пункта 4.2.5. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обустроить наружные открытые лестницы здания, предусмотренные как второй эвакуационный выход из групповых ячеек, расположенных на втором этаже здания, в соответствии с требованиями пунктов ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 5.12 СНиП 31.06-2009. (Общественные здания и сооружения" (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390).

Обязать Администрацию <адрес> осуществить действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, а именно: в случае недостатка у МДОУ Детский сад № 22 «Малышок» денежных средств на финансирование мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, профинансировать данные мероприятия;

Установить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 22 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей, Администрации <адрес> срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Г. Дударёк

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2011г.