Дело № 2-827/2011 РЕШЕНИE Именем Российской Федерации Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Фисуна Д.П., при секретаре Плотниковой А.П., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Березовском гражданское дело по иску Черняк <данные изъяты> к Администрации г. Березовского Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Черняк Н.В. обратилась в суд с иском, просит обязать Администрацию <адрес> предоставить ей жилое помещение, отвечающее санитарным и строительным нормам и правилам, в виде отдельной квартиры не менее <данные изъяты> кв.м.; взыскать с Администрации <адрес> судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и участием представителя в судебном заседании. Требования обосновывает тем, что решением Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> - Х и Ю <данные изъяты>. Она жила в приюте <данные изъяты>», затем в детском доме <данные изъяты> <адрес>, где проживала до достижения <данные изъяты>тилетнего возраста, затем в связи с обучением в профессиональном лицее № <адрес> ей была предоставлена комната в общежитии, где она проживала до <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала брак с Ъ, и они стали проживать в квартире родителей мужа по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в жилищный отдел Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, так как при лишении родительских прав ее родителей, никакого жилого помещения за ней не закреплялось. Согласно справки Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории оставшихся без попечения родителей, общая очередь №, льготная очередь №. ДД.ММ.ГГГГ она закончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № <адрес>. Однако, после его окончания в нарушение ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ, ей жилое помещение, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено. В судебном заседании истица Черняк Н.В. на заявленных исковых требованиях настаивает. Представитель истца Павлова И.И., действующая на основании ордера, поддержала заявленные исковые требования, просит суд удовлетворить их. Представитель ответчика Администрации <адрес>ёзовского <адрес> Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. Не возражая по обстоятельствам дела, пояснил, что истец постановлена в очередь на внеочередное получение жилья в очереди льготной категории граждан №. Однако предоставить Черняк Н.В. жилое помещение не имеют возможности, поскольку в муниципальном фонде отсутствует свободные жилые помещения с необходимой жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Считает, что предоставление истцу жилого помещения вопреки очереди на льготное получение жилья нарушит права и законные интересы остальных лиц, состоящих в данной очереди и зарегистрированные в данной очереди раньше, чем истец. Также полагает, что в исковых требования в части взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя следует отказать, поскольку истец имела право на бесплатную юридическую помощь в решении данного вопроса в соответствии с ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» при обращении в коллегию адвокатов, либо посредством подачи заявления о защите своих интересов в прокуратуру <адрес>. Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования Черняк Н.В. о предоставлении жилого помещения, находит обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации всем гражданм РФ гарантировано право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. В соответствии с ч.ч. 3-5 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В соответствии со статьи 6 Федерального закона № 154-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 9 статьи <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из абз. 2, 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна ( попечителя), приемная семья. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является <адрес>; 2) местом регистрации рождения лица является <адрес>; 3) последним местом жительства лица является территория <адрес>, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеприведенного закона принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. В статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из данной статьи следует, что гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. На основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р « Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма -13 квадратных метра общей площади на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина-33 квадратных метра. Судом установлено, что Черняк Н.В. (до брака Ж), ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается пояснениями истицы, справкой управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается представителем ответчика. Родителями Черняк Н.В. (до брака Ж), <данные изъяты> года рождения являлись Х и Ю, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой управления образования пояснениями истицы. Согласно решению Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Х и Ю <данные изъяты> <данные изъяты> Черняк Н.В. (до брака Ж), что подтверждается копией решения. ДД.ММ.ГГГГ Ъ и Ж заключили брак, после заключения брака, жене присвоена фамилия «Черняк», что подтверждается свидетельством о заключении брака. Согласно справки МУ <данные изъяты>» Черняк Н.В. (до брака Ж) проживала в отделении социального приюта для детей и подростков МУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, затем в детском доме <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении. В связи с обучением в ПЛ № <адрес> Черняк Н.В. (до брака Ж) была предоставлена комната в общежитии, что подтверждается пояснениями истца. Согласно свидетельства об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, И обучалась в ПЛ № <адрес>. Черняк Н.В. (до брака Ж), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории оставшаяся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь №, льготная очередь №, что подтверждается справкой КУМИ <адрес>, распоряжением Администрации <адрес>, списком граждан, имеющих право внеочередного получения жилой площади. Черняк Н.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> поворот, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания, пояснениями истца. По сведениям «Центра технической инвентаризации <адрес>» филиала № БТИ <адрес> и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, домовладение за Х, Ю и Ж не зарегистрировано. Зарегистрированных прав на жилые помещения не имеют. Согласно имеющейся в деле копии заявления Ж от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она отказалась от предложенной ей Администрацией <адрес> комнаты по адресу <адрес> в <адрес>. На основании изложенного суд считает, что Л на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящей на учете в жилищном отделе администрации <адрес>, как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, по окончании пребывания в образовательном учреждении, должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади - <данные изъяты> кв.м., расположенное в черте <адрес>. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Л на Администрацию <адрес>. Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес>ёзовского <адрес> предоставить вне очереди Л по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, размером общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения до ДД.ММ.ГГГГ, который находит достаточным для восстановления жилищных прав истца. Суд не может согласиться с возражениями представителя ответчика о том, что в случае удовлетворения исковых требований Черняк Н.В., будут нарушены права и законные интересы иных лиц, состоящих в очереди на получение жилых помещений на льготных основаниях. Так, положения ст. 57 ЖК РФ, не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку внеочередников. Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Возражения представителя Администрации <адрес> о незаконности требований истца в части взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя ввиду наличия у нее возможности обращения к прокурору <адрес> с ходатайством о защите ее прав и законных интересов, суд также находит не обоснованными. Так, в силу ст. 12 ГК РФ гражданин сам выбирает способ защиты своих гражданских прав. Наличие у истца возможности обращения в прокуратуру <адрес> для подачи прокурором искового заявления в защиту ее прав и законных интересов не препятствует обращению ею для оказания юридической помощи к иным лицам, в том числе к адвокату. Ссылка представителя ответчика на ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» является необоснованной, поскольку положения данной статьи не распространяются на категорию лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает, что истцом обоснованно заявлены требования о взыскании судебных расходов. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя. В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец просит взыскать судебные расходы за участие представителя в размере <данные изъяты> рублей, которые подтверждены квитанцией. Суд считает, что на основании ст. 100 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы за участие представителя в размере <данные изъяты> рублей, суд находит данную сумму разумной, исходя из конкретных обстоятельств заявленного иска, времени, затраченного представителем (досудебная подготовка, судебные заседания), объема оказанных услуг, а также учитывая средний уровень оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах. Также в соответствии с ч. 1 ст. 98 УПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Л понесенные ею расходы по уплате государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию <адрес> предоставить Черняк <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма жилое помещение, соответствующее санитарным и строительным нормам и правилам общей площадью <данные изъяты> кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Черняк <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения судебные расходы, связанные с рассмотрением дела: расходы на уплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательном виде. Председательствующий: Фисун Д.П. Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2011 года.
Кемеровской области 12 сентября 2011 года