об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело №2-965/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Берёзовский 26 октября 2011 года

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:

Председательствующего судьи Воробьёвой И.Ю.,

При секретаре Кравченко М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Иванникова <данные изъяты> к Администрации г.Берёзовского Кемеровской области, Администрации Кемеровской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Иванников Г.Я. обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным отказ Администрации г. Березовского <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный Главой города Березовского С.Ф. Черновым, в постановке его в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, и проживания в указанных районах; обязать Администрацию г. Березовского <адрес> поставить его в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера более 10 лет, и проживания в указанных районах более 20 лет.

Требования обоснованы следующим. Он в настоящее время состоит на учете в Администрации г. Березовского в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ С <данные изъяты> г., работал в районах Крайнего Севера (<данные изъяты> <данные изъяты>. - <данные изъяты>, всего его трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты> лет. Выехал из района Крайнего Севера в <данные изъяты>. Ранее действовавший Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставленных за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах РФ (ч. 1 ст. 1). Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство жилья, утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 г.»). В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан С. Й X. часть первая, ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии 15 -ти летнего стажа работы, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право при наличии стажа работы в указанных района и местностях не менее 10 лет. Из содержания указанного постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ не может быть ограниченной принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону ухудшающему положения граждан, означает по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 1, 2, 18, "54, 55 и 57 Конституции РФ. Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имеющегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка в очередь на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.

ДД.ММ.ГГГГ он письменно обратился в Администрацию <адрес> с просьбой рассмотреть возможность постановки меня в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера более 10 лет и проживания в указанных районах более 20 лет. В конце <данные изъяты> г. получил письменный ответ Администрации г. Березовского <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ему отказано в постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, и проживания в указанных районах. Указанный отказ считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права и свободы, в том числе, его право на улучшение жилищных условий, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Судом к участию в деле в качестве в качестве соответчика привлечена <адрес>.

В судебном заседании Иванников Г.Я. поддержал заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации <адрес>ёзовского Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что истец не имеет право на удовлетворение заявленных требований, поскольку отработал в районах Крайнего Севере менее 15 лет. Также указывает, что вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанной категории осуществляет <адрес>.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Заслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика <адрес>, и находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.3 указанного ФЗ Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст.5 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ - Норматив предоставления

жилищных субсидий при стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 10 до 15 лет составляет 75%.

Судом установлено следующее. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал и работал в районах Крайнего Севера – <данные изъяты> что подтверждается пояснениями истца, его трудовой книжкой (л.д.10-18), никем не оспаривается.

Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет <данные изъяты>

Из справок, имеющихся в материалах дела, следует, что истец в <адрес>, а также <адрес> <данные изъяты> в приватизации жилья не участвовал.

Согласно справке КУМИ <адрес> Иванников Г.Я. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь .

В судебном заседании представитель Администрации <адрес> признал, что истцу в <адрес> жилье не предоставлялось.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как его стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет.

Суд находит, что отказ Администрации <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", изложенный в Письме на имя истца от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, так как создает препятствия истцу в осуществлении его права, предусмотренного указанным ФЗ.

Срок обращения с данным заявлением в суд согласно ст.256 ГПК РФ истцом не пропущен.

Так, судом установлено, что ранее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и в настоящее время №131-ФЗ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставляет право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам, имеющим стаж работы или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации.

При этом, согласно ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Как следует из нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу названного Федерального закона, ранее предоставлялось право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий: - абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1278; - абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 937; - часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году".

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом, истец прибыл в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации и ранее не получал субсидии на эти цели, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

В связи с изложенным, суд полагает, что истец имеет право на постановку на учет, как имеющий право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

При этом, согласно ст.3 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ поставить истца на учет по данной категории необходимо обязать <адрес> как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства истца.

Суд находит, что Администрация <адрес> не в вправе была решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для постановки истца на учет по данной категории, поскольку этот вопрос относится к ведению <адрес>, кроме того, Администрация <адрес> высказала неверное суждение об отсутствии у истца права, предусмотренного ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ.

С учетом изложенного, решение Администрация <адрес> об отказе истцу в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным.

Иванникову Г.Я. в удовлетворении требований об обязании Администрации <адрес> поставить его на учет в соответствии с Федеральным Законом – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ необходимо отказать, поскольку это является обязанностью <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать <адрес> поставить Иванникова <данные изъяты> на учет, как имеющего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным Законом – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Решение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Иванникову <данные изъяты> в постановке на учет в соответствии с Федеральным Законом – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - признать незаконным.

Иванникову <данные изъяты> в удовлетворении требований об обязании Администрации <адрес> поставить его на учет в соответствии с Федеральным Законом – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ю. Воробьева