о взыскании единовременного пособия за утрату трудоспособности



Дело №2- 1058/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Фисуна Д.П.,

при секретаре Трусовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 28 ноября 2011 года

гражданское дело по иску Антропова <данные изъяты> к ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» о взыскании единовременного пособия за утрату трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Антропов В.Н. обратился в суд с иском, просит взыскать с ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» в его пользу недоплату единовременного пособия за утрату трудоспособности в размере <данные изъяты> рублей.

Требования обоснованы тем, что работая на ш. Березовская он получил трудовое увечье. Бюро МСЭ установило ему <данные изъяты> % утраты его профессиональной трудоспособности. <данные изъяты> было начислено ему единовременное пособие в размере <данные изъяты> копеек. При выплате с этой суммы был удержан НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей.

Полагает, что указанные действия ответчика нарушают его права и противоречат положениям, предусмотренным в п. 3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, согласно которым не подлежат налогообложению суммы возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В судебном заседании истец Антропов В.Н.

Представитель ответчика ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Голубев И.В., действующий на основании доверенности УК/09 Д от ДД.ММ.ГГГГ возражает против удовлетворения исковых требований. В письменном отзыве на исковое заявление указывает, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды уста­новленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъек­тов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправ­ления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением работником трудовых обязанностей. НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнени­ем трудовых обязанностей, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот тер­мин используется в значении, которое придает ему трудовое законодательство. В соответствии со ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обя­занностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудо­вым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации. Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственном регули­ровании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты ра­ботников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрена выплата компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда. Вместе с тем выплата компенсации работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Федеральным законом N 81-ФЗ не предусмотрена. В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федера­ции, содержащих нормы трудового права. Таким образом, Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации и Коллективный договор не являются нормативными правовыми актами и не относятся к трудовому законодательству. Следовательно, единовременная компенсация, выплачиваемая из расчета не менее 20 процентов среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной тру­доспособности работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, не соот­ветствует установленным п. 3 ст. 217 НК РФ требованиям и подлежит налогообложению (указанная позиция отражена в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-06-01/166).

Представитель третьего лица по делу – Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие, считает предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками – налоговыми резидентами Российской Федерации. Законом РФ от 20.06 1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях защиты работников угольной промышленности» (в редакции до Федерального закона от 22,08.2004 № 122-ФЗ), было предусмотрено, что в случае утраты работником профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания организация по добыче (переработке) угля выплачивает ему единовременную компенсацию сверх установленного законодательством Российской Федерации возмещения причиненного вреда. Федеральным законом от 22-08.2004 № 122-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 22 была изложена в редакции, не предусматривающей выплаты компенсации сверх установленного законодательством Российской Федерации возмещения причиненного вреда. Порядок возмещения вреда, примененного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей но трудовому договору (контракту), установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Следовательно, на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физически:»; лиц суммы пособий по временной нетрудоспособности, назначенные в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, выплаченные в соответствии с Федеральным. законом.. .от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ (к аналогичному выводу приходит Минфин РФ в Письме от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно Приказу ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» от ДД.ММ.ГГГГ № БРЗ-626, компенсация была выплачена истцу на основании п.5.4. Отраслевого тарифного соглашения по угледобывающему комплексу РФ на 2010-2012 г.г. и п.5.2. Коллективного договора ОАО «Угольная Компания «Северный Кузбасс» на 2010-2012 г.г.

Указанные ненормативные акты не относятся к перечисленным в статье 217 НК РФ и устанавливает выплату единовременной компенсации в случае утраты работниками профессиональной трудоспособности дополнительно к выплатам, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ. Следовательно, данные выплаты не регулируется нормами статьи 217 НК РФ и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке. Позиция налогового органа, о правомерности исчисления налога на доходы физических лиц подтверждена судебной практикой, а именно, Определением ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ 8301/08, Постановлением ФАС ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ № Ф04-3350/2009, Ф04-3350/2009, от ДД.ММ.ГГГГ №Ф04-382/2008(3229-А27-40), № ф04-282/2008(3233-А27-40), от ДД.ММ.ГГГГ № Ф04-6685/2007, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф04-2712/2009. Таким образом, ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», являясь российской организацией, от которой и в результате отношений с которой истец получил доход, в соответствии со статьей 226 НК РФ правомерно исчислило, удержало и уплатило сумму налога на доходы физических лиц в бюджет из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные отзывы и возражения на исковое заявление, письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, и находит исковые требования Антропова В.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ч.2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии с п.5.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2010г. – 2012г., п.5.2 Коллективного договора ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», в случае установления впервые работнику, занятому в Организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля (сланца), утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания Работодатель обеспечивает выплату единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации) в срок не позднее двух месяцев со дня подачи заявления, исходя из фактической заработной платы работника за 12 мес. работы перед установлением утраты профтрудоспособности.

Судом установлено следующее.

Антропов В.Н. состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Работал <данные изъяты> <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» реорганизовано в форме слияния с <данные изъяты> в ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», которая является правопреемником всех прав и обязанностей <данные изъяты>», что следует из Устава ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс».

Вследствие несчастного случая на производстве произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, по заключению МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Антропову В.Н. установлено <данные изъяты>% утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно приказу № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании п.5.4 ОТС по угледобывающему комплексу РФ на 2010г.-2012г. и п.5.2 Коллективного договора Антропову В.Н. в связи с установлением утраты профтрудоспособности начислено и выплачено единовременное пособие в размере <данные изъяты>% от среднего заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек, исходя из среднемесячного заработка истца за <данные изъяты> месяцев работы перед установлением утраты профессиональной трудоспособности по основной профессии, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет суммы единовременного пособия истцом не оспаривается.

Однако, из справки ответчика следует, что при фактической выплате Антропову В.Н. единовременной компенсации с суммы компенсации в размере <данные изъяты> копеек была удержана сумма налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.

Суд находит данные действия ответчика неправомерными, поскольку единовременная компенсация, выплаченная истцу, является выплатой в возмещение вреда здоровью, выплачена истцу в связи с повреждением здоровья и установлением ему утраты профессиональной трудоспособности и не подлежит налогообложению.

Так, в силу п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, не подлежат налогообложению.

Указанная единовременная компенсация является дополнительной к выплатам, установленным ФЗ №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», выплачена на основании п.5.2 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2010г. – 2012г., которое заключено в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, а также Конвенциями МОТ, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Кроме того, выплаченная истцу единовременная компенсация не является гарантией и компенсацией, предусмотренной ст.164 ТК РФ, поскольку не направлена на возмещение затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, а также средством, способом или условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений, а является мерой в возмещение вреда здоровью, причиненного работнику вследствие трудового увечья при исполнении им трудовых обязанностей. Работодатель обязан обеспечить работнику возмещение вреда здоровью в полном объеме сверх установленного действующим законодательством РФ размера возмещения вреда.

Таким образом, установлено, что единовременная компенсация в связи с утратой профтрудоспособности, выплаченная истцу, является выплатой в возмещение вреда здоровью и на основании ст.217 НК РФ не подлежит налогообложению.

Поскольку ответчиком сумма НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей с единовременной компенсации, выплаченной истцу, удержана незаконно, суд рассматривает ее как недоплату единовременной компенсации, подлежащей безусловному взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» <данные изъяты>» в пользу Антропова <данные изъяты> недоплату единовременной компенсации в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» <данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Д.П. Фисун

Мотивированное решение суда изготовлено 30 ноября 2011 года.