Дело № 2-1147/2011 г. РЕШЕНИE Именем Российской Федерации Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Шушаковой С.Г., при секретаре Замятиной Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Березовском гражданское дело по иску Прокурора г. Берёзовского Кемеровской области в интересах Кравцовой <данные изъяты> к Администрации г. Березовского Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Берёзовского в интересах Кравцовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г. Березовского Кемеровской области, в котором просит обязать Администрацию г. Березовского предоставить Кравцовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Требования обоснованы тем, что в прокуратуру города с заявлением о нарушении жилищных прав обратилась гражданка Кравцова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Проведённой по заявлению проверкой установлено, что Кравцова Н.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО3 и отец ФИО2 были лишены родительских прав решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Несовершеннолетняя Кравцова Н.С. на тот момент была помещена в учреждение социальной защиты, а именно в <данные изъяты> где находилась с <данные изъяты> г. на полном государственном обеспечении. Закреплённого жилого помещения Кравцова Н.С. не имела. По исполнению Кравцовой Н.С. 18 лет, ей было предоставлено койко-место площадью 6 кв. м. по адресу: <адрес> Отдельное, изолированное, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилое помещение ей предоставлено не было, в связи с чем, нарушены её жилищные права. Согласно информации, предоставленной жилищным отделом администрации <адрес>, Кравцова Н.С. состоит на учёте в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по категории - оставшаяся без попечения родителей. В соответствии с п.п. 3,4 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным гражданам в установленном Жилищным кодексом РФ в порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)... . жилые, помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно требованиям п.п.1,3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. <адрес> от 16.05. 2006 года № ( ред. от 30.06 2007) « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства) жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. Согласно п.2 указанной нормы, жилые помещения, предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи в случаях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. <адрес> от 16.05. 2006 года № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным выше, состоящим на учёте, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социально найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки на учёт (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма -13 квадратных метра общей площади на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина -33 квадратных метра. В соответствии с п.9 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. В силу ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» ДД.ММ.ГГГГ каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. В Российской Федерации данная норма международного права реализуется через ст. 45 Конституции РФ, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Предъявление исковых требований прокурором города в интересах Кравцовой Натальи Сергеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обусловлено её статусом социально незащищённой категории граждан - лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Кравцова Н.С. в настоящее время не работает, имеет на содержании малолетнего ребёнка, находится в затруднительном материальном положении, в связи с чем, она не в состоянии самостоятельно защищать свои права и законные интересы, не имеет возможности самостоятельно оплатить услуги адвоката, нуждается в особой правовой защите со стороны государства. В судебном заседании помощник прокурора г. Берёзовского Корчуганов Д.А. исковые требования поддержал. Кравцова Н.С. исковые требования прокурора <адрес> полностью поддержала, пояснила, что её родители были лишены родительских прав в связи с чем, с <данные изъяты>. она находилась в <данные изъяты> на полном государственном обеспечении, где и проживала. В <данные изъяты> <адрес>ёзовского ей было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес>. В <данные изъяты> г. она окончила училище и уехала в <адрес>, где проживала до лета <данные изъяты> года, после чего, переехала в г. Берёзовский, где стала снимать жилье по адресу: г. <адрес> в собственности жилья не имеет. Представитель ответчика Администрации г. Берёзовского Кемеровской области Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком 1 год, против удовлетворения исковых требований не возражает, однако, считает, что срок для исполнения решения суда 2 месяца слишком мал, просит предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ Выслушав стороны, Кравцову Н.С., исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора г. Берёзовского Кемеровской области в интересах Кравцовой <данные изъяты> к Администрации г. Березовского Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан … Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу для России с ДД.ММ.ГГГГ, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).. . жилые, помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно требованиям п.п.1,3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. <адрес> от 16.05. 2006 года № ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства) жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. Согласно п.2 указанной нормы, жилые помещения, предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи в случаях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. <адрес> от 16.05. 2006 года № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным выше, состоящим на учёте, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социально найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки на учёт (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с п.9 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Судом установлено, Кравцова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, так как относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой жилищного отдела КУМИ г. Берёзовского от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15), из которой следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь №, льготная №. Согласно свидетельству о рождении (л.д.9) родителями Кравцовой Н.С. являются: отец ФИО2 и мать ФИО3, которые решением <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12) были лишены родительских прав в отношении Кравцовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из имеющейся в материалах дела справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Кравцова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в отделении социального приюта для детей и подростков <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 14). Родители Кравцовой Н.С. жилья, подлежащего закреплению за несовершеннолетней, не имели, зарегистрированных прав на какое-либо жилое помещение Кравцова Н.С. также не имеет, что подтверждается сведениями Управления образования г. Берёзовского от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), справкой БТИ (л.д.40), в связи с чем, Кравцова Н.С. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Распоряжением Главы г. Берёзовского Кемеровской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ Кравцовой Н.С. по достижению возраста 18 лет было предоставлено койко-место в общежитии, жилой площадью 6,0 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, где она была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-20), данными в паспорте о регистрации (л.д. 21). Из пояснений Кравцовой Н.С. в судебном заседании установлено, что в <данные изъяты> года она окончила <данные изъяты> № и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация <данные изъяты>, что также подтверждается Свидетельством об уровне квалификации (л.д.22-23), справкой ПЛ № (л.д.45). Согласно ответу Администрации г. Берёзовского Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора г. Берёзовского от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства в отношении лиц из числа детей-сирот решено подобрать вариант жилого помещения, расположенного в зданиях бывших общежитий в связи с отсутствием свободного муниципального жилого фонда по г. Берёзовский (л.д. 28). На основании Распоряжения администрации г. Березовского Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р « Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма -13 квадратных метра общей площади на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра (л.д.46). Согласно справке жилищного отдела КУМИ Березовского ГО № от ДД.ММ.ГГГГ свободный муниципальный жилищный фонд по г. Берёзовскому отсутствует (л.д. 43). Из объяснений сторон, изложенных выше доказательств, установлено, что Кравцова Н.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по категории – оставшаяся без попечения родителей, льготная очередь №, однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, ей не предоставлено. В связи с тем, что Кравцова Н.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по окончанию общеобразовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, которое до настоящего времени ею не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Таким образом, суд считает, что Кравцовой Н.С. на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, состоящей на учете в жилищном отделе КУМИ <адрес>, как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, юридически и фактически свободное. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Кравцовой Н.С. на Администрацию г. Березовского Кемеровской области. Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Берёзовского Кемеровской области предоставить Кравцовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> <адрес>, вне очереди, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, установив срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, данный срок суд находит достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав Кравцовой Н.С.. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области предоставить вне очереди Кравцовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, установив срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2011 года.
Кемеровской области 23 декабря 2011 года