о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1187/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области

В составе:

Председательствующего: судьи Левиной Т.А.,

С участием прокурора: Корчуганова Д.П.,

При секретаре: Гараба О.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 22 декабря 2011 года

Гражданское дело по иску Прокурора г. Берёзовского к Администрации г. Берёзовского о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с иском, в интересах Д, просит обязать Администрацию г. Березовского предоставить Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Требования обоснованы тем, что в прокуратуру города с заявлением о нарушении жилищных прав обратилась гражданка Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Проведённой по заявлению проверкой установлено, что Д относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО2 была лишена родительских прав решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец Д в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

Несовершеннолетняя на тот момент Д была помещена в учреждение социальной защиты, а именно в <данные изъяты>», где находилась с <данные изъяты> г. на полном государственном обеспечении.

Закреплённого жилого помещения Д не имела.

По исполнению Д 18 лет ей жилое помещение не предоставлялось, проживает она в общежитии по <адрес> <адрес>, прав на указанное жилое помещение она не имеет, в указанной комнате общежития зарегистрированы также граждане, относящиеся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей ФИО11, ФИО12, ФИО13, в комнате отключена за неуплату электроэнергия, зарегистрироваться по месту жительства Д не имеет возможности, находится в затруднительном материальном положении.

Отдельное, изолированное, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилое помещение Д предоставлено не было, в связи с чем, нарушены её жилищные права.

Из объяснения Д следует, что по достижении 18 лет в <данные изъяты> году она была выпущена из <данные изъяты>-<данные изъяты> администрацией города ей было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес> ФИО5 <адрес>.

Однако жилое помещение не было приспособлено для проживания в нём, окно было заколочено металлическим листом, электропроводка была в неисправном состоянии, поэтому она стала проживать у знакомых в частном доме в <адрес>.

Согласно информации, предоставленной жилищным отделом администрации <адрес> Д, состоит на учёте в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по категории - оставшаяся без попечения родителей.

Зарегистрирована Д по месту жительства по адресу: <адрес> у посторонних граждан.

В соответствии с п.п. 3,4 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным гражданам в установленном Жилищным кодексом РФ в порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)... . жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно требованиям п.п.1,3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 1 Закона ФИО5 <адрес> от 16.05. 2006 года ( ред. от 30.06 2007) « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства) жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Согласно п.2 указанной нормы, жилые помещения, предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи в случаях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом ФИО5 <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 3 Закона ФИО5 <адрес> от 16.05. 2006 года ( ред. от 30.06 2007) « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным выше, состоящим на учёте, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социально найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки на учёт (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании Распоряжения администрации <адрес> ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р « Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма -13 квадратных метра общей площади на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина -33 квадратных метра.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.2 Закона ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно, статьи 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

В силу ст. 6 Конвенции « О защите прав человека и основных свобод» ДД.ММ.ГГГГ каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство.

В Российской Федерации данная норма международного права реализуется через ст. 45 Конституции РФ, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Предъявление исковых требований прокурором города в интересах Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обусловлено её статусом социально незащищённой категории граждан - лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Д в настоящее время не работает, находится в затруднительном материальном положении, в связи с чем, она не в состоянии самостоятельно защищать свои права и законные интересы, не имеет возможности оплатить услуги адвоката, юридическими знаниями не обладает нуждается в особой правовой защите со стороны государства.

В судебном заседании прокурор, истица Д поддержали исковые требования в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации г. Берёзовского, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился.

Представитель Администрации Кемеровской обл., в судебное заседание не явился, просит рассмотреть требования в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

           В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Как следует из ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ч.1 ст.56 ЖК РФ.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

        Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

          Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья.

         Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.       

На основании ч.ч. 1, 2 ст.1 Закона ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом ФИО5 <адрес> "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является ФИО5 <адрес>;

2) местом регистрации рождения лица является ФИО5 <адрес>;

3) последним местом жительства лица является территория ФИО5 <адрес>, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 8 ст.3 данного Закона гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилыепомещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно Распоряжению администрации <адрес> ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра.

Судом установлено, что ФИО8 (со слов матери) и ФИО9 родители Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.

Решением <данные изъяты> городского суда ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (в браке ФИО14) лишена родительских прав в отношении дочери Д

С <данные изъяты> год Д проживала в <данные изъяты>» на полном государственном обеспечении, по достижении 18 лет была выпущена из указанного учреждения.

Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, так как относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справками Администрации г. Берёзовского, на <данные изъяты> льготная очередь .

После того как Д была выпущена из <данные изъяты>» она проживала в комнате общежития по адресу: ФИО5 <адрес> прав на указанное жилое помещение она не имела, в указанной комнате зарегистрированы граждане, относящиеся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: ФИО11, ФИО12, ФИО13

Из объяснения Д следует, что по достижении 18 лет в <данные изъяты> году она была выпущена из <данные изъяты>-<данные изъяты> администрацией города ей было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес> <адрес> ФИО5 <адрес>.

Однако жилое помещение не было приспособлено для проживания в нём, окно было заколочено металлическим листом, электропроводка была в неисправном состоянии, поэтому она стала проживать у знакомых в частном доме в <адрес>.

Зарегистрирована Д по месту жительства по адресу: <адрес> у посторонних граждан.

В связи с тем, что Д имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по окончанию общеобразовательного учреждения, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, которое до настоящего времени Д не реализовано, жилое помещение не предоставлено.

Таким образом, суд считает, что Д на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, состоящему на учете в жилищном отделе администрации г. Березовского Кемеровской области, как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади - 33 кв.м., расположенное в черте <адрес> ФИО5 <адрес>. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Д на Администрацию г. Березовского Кемеровской области.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Берёзовского Кемеровской области предоставить Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> ФИО5 <адрес>, вне очереди, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес> ФИО5 <адрес>, размером общей площадью не менее 33 квадратных метров, установив срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ суд находит достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав Д

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию гор. Березовского Кемеровской области предоставить вне очереди Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> ФИО5 <адрес> по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес> ФИО5 <адрес>, размером общей площадью не менее 33 квадратных метров, установив срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: Т.А. Левина