Дело № 2-232/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Березовский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гонтаревой Н.А. при секретаре Новиковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 11 марта 2012 года дело по иску Коняевой <данные изъяты> к Администрации Березовского городского округа о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Коняева А.Г. обратилась в суд с иском к ФИО4 городского округа о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Ж. ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО4 городского суда ее <данные изъяты>, Ъ была <данные изъяты> С <данные изъяты> года она проживала в приемной семье у опекуна Х в г. ФИО4, <адрес>. За ней не было закреплено жилье, так как отсутствовали правоустанавливающие документы на дом, в котором они проживали с <данные изъяты> до момента лишения ее родительских прав, кроме того в настоящее время этот дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания. В <данные изъяты> году она успешно окончила обучение в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж. Они м мужем стали жили в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит мужу и его матери на праве собственности. В <данные изъяты> года отношения с мужем разладились и она вынуждена была уйти. С <данные изъяты> года совместно не проживают, у мужа другая семья, она вынуждена проживать у подруги, так как никакого жилого помещения у нее не имеется по указанным выше обстоятельствам. Арендовать жилье она не имеет возможности, так как заработная плата не большая. В <данные изъяты> году она обратилась в жилищный отдел ФИО4 г. ФИО4 с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. На основании распоряжения главы города №-р от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории оставшаяся без попечения родителей. При этом, в распоряжении указано, что общая очередь №, льготная №, на ДД.ММ.ГГГГ общая очередь №, льготная №. Однако, она не согласна с указанным Распоряжением, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленной жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения Просит ФИО4 городского округа предоставить ей жилую площадь не ниже установленной социальной нормы вне очереди в виде отдельной квартиры. В судебном заседании истица Коняева А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время ей негде проживать, т.к. собственного жилья она не имеет, живет у подруги. Представитель ответчика ФИО4 Берёзовского городского округа Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласен, пояснив, что истица действительно является нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, ее очередь <данные изъяты>, однако в настоящее время ФИО4 не имеет свободного жилищного фонда. Просит на основании ст. 206 ГПК РФ установить им срок для предоставления истице жилья. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Коняевой А.Г. к ФИО4 городского округа о предоставлении жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению. Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ч.1 ст.56 ЖК РФ. Согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В соответствии со статьи 6 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из абз. 2, 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна ( попечителя), приемная семья. Снятие детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Статьей 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеприведенного закона принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. В статье 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67- ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из данной статьи следует, что гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно распоряжению ФИО4 г. ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв. метра. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Статьей 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Судом установлено, что ФИО11 (до брака ФИО10) <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории оставшаяся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ общая очередь №, льготная №, что подтверждается справкой ФИО4 <адрес>ёзовского, выпиской из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условия и состоящих на учете в жилищном отделе КУМИ <адрес>, выпиской из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилой площади и состоящих на учете в жилищном отделе КУМИ <адрес>. <данные изъяты> истицы – Ъ решением ФИО4 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была <данные изъяты>. <данные изъяты>, Ж, ДД.ММ.ГГГГ умер, что следует из копии свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, решения суда. На основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью № от ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия истица находилась в приемной семье приемного родителя Х В <данные изъяты> году она окончила обучение в <данные изъяты> <данные изъяты> №, получив диплом о <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с ФИО8, в связи с чем ей присвоена фамилия ФИО11. Из объяснений истицы установлено, что за ней не было закреплено жилье, так как отсутствовали правоустанавливающие документы на дом, в котором они проживали с матерью до момента лишения ее родительских прав, кроме того в настоящее время этот дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания. По окончании нахождения в приемной семье и вступлении в брак Коняева А.Г. стала проживать в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит мужу и его матери на праве собственности. В <данные изъяты> года отношения с мужем разладились и она вынуждена была уйти. С этого времени совместно они с супругом не проживают, у мужа другая семья, она вынуждена проживать у подруги, так как никакого жилого помещения у нее не имеется. Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Коняевой А.Г. на объекты недвижимого имущества. Из объяснений сторон, изложенных выше доказательств, установлено, что Коняева А.Г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по категории оставшаяся без попечения родителей, льготная очередь №, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте гор. ФИО4 <адрес>, ей не предоставлено. В связи с тем, что Коняева А.Г. имеет ребенка, оставшегося без попечения родителей, по окончанию общеобразовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, которое до настоящего времени ею не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Таким образом, суд считает, что Коняевой А.Г. на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, состоящей на учете в жилищном отделе ФИО4 г. ФИО4 <адрес>, как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, по окончании пребывания в приемной семье, должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади - 33 кв.м., расположенное в черте г. ФИО4 <адрес>. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Коняевой А.Г. на ФИО4 городского округа <адрес>. Учитывая изложенное, суд считает необходимым ФИО4 Берёзовского городского округа <адрес> предоставить Коняевой А.Г. вне очереди, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте гор. ФИО4 <адрес>, размером общей площадью не менее 33 квадратных метров. Принимая во внимание, что свободный муниципальный жилищный фонд по ФИО4 городскому округу отсутствует, что следует из справки Муниципального казенного учреждения «Градостроительство и управление имуществом ФИО4 городского округа» № от ДД.ММ.ГГГГ, суд на основании ст. 206 ГПК РФ, считает возможным установить ФИО4 Берёзовского городского округа срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, который суд находит достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав Коняевой А.Г. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Березовского городского округа <адрес> предоставить вне очереди Коняевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте гор. ФИО4 <адрес>, размером общей площадью не менее 33 квадратных метров, установив срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий: Н.А. Гонтарева Мотивированное решение суда изготовлено 13.03.2012 года.
из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне
очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.