о признании незаконным бездействия администрации Березовского района по неприятию НПА



Дело № 2-212

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Березовка 18 июня 2010 года

Березовский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Сидорова А.Л.,

при секретаре Кановой Г.И.,

с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Березовского района Бычкова Д.А.,

представителя земского собрания Березовского муниципального района Морозовой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора района о признании незаконным бездействия администрации Березовского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Березовского района с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Березовского муниципального района, по не принятию не реже одного раза в год нормативно-правового акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликованию данных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации или официальном печатном издании, не принятию муниципальной целевой про граммы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Впоследствии по делу в качестве органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, так же было привлечено Земское Собрание Березовского муниципального района в части касающейся не принятия не реже одного раза в год нормативно-правового акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликованию данных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации или официальном печатном издании.

В судебном заседании исполняющий обязанности заместителя прокурора Березовского района Бычков Д.А. доводы, указанные в заявлении поддержал и пояснил, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Берёзовского района об исполнении законодательства в сфере профилактики социально значимых заболеваний, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних за период с 2008 по 2010 годы на территории Березовского района было установлено, что администрация и Земское Собрание Березовского муниципального района не исполняют возложенные на них федеральным законодательством и законодательством Пермского края обязанности по принятию не реже одного раза в год нормативно-правого акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление, (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе; ежегодному опубликованию данных нормативно-правовых актов, в средствах массовой информации, то есть в официальном печатном издании. Так же администрация Березовского муниципального района не исполняет возложенные на нее федеральным законодательством и законодательством Пермского края обязанности по разработке и принятию муниципальной целевой программы по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Березовского района. Администрация Березовского муниципального района не выходит с инициативой в Земское Собрание об утверждении Перечня мест общественного питания и не принимает мер к принятию целевой программы по профилактике социально значимых заболеваний. Земское Собрание Березовского муниципального района так же может разработать и утвердить Перечень мест общественного питания. Неисполнение требований, закрепленных в п.2 ст.3 Федерального Закона РФ от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе» и ст.2 Закона Законодательного Собрания Пермской области от 17.10.2005 г. № 2522-556 «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе» отрицательно сказывается на правовом просвещении граждан в сфере розничной продажи, запрещенных мест розлива, потребления (распития:) пива и напитков, изготовляемых на его основе, приводит к многочисленным административным право нарушениям со стороны лиц, реализующих спиртные напитки, и лиц - потребителей пива (напитков, изготовляемых на его основе). Согласно проведенной прокуратурой проверке, а также согласно анализу учетных данных из служб УУМ, ПДН и ОУР ОВД по Березовскому району, ММУ «Березовская ЦРБ» и других субъектов профилактики социально значимых заболеваний показали в Березовском районе достаточно высокий уровень заболеваемости алкоголизмом, наркоманией. Особую озабоченность вызывает тот факт, что среди больных алкоголизмом и токсикоманией выявляются несовершеннолетние лица. Так, по данным ПДН ОВД несовершеннолетних больных алкоголизмом поставлено на учет в 2008 году 9 человек, в 2009 году - 10, за четыре месяца 2010 года - 2-е. За указанный период поставлен на учет один подросток больной токсикоманией. Несовершеннолетних поставленных на учет как больные наркоманией за это период не выявлено. Однако поставлено на учет в ПДН ОВД 65 взрослых лиц, страдающих наркоманией из семей с детьми. Среди взрослых лиц состоят на учете 263 больных алкоголизмом, из которых в период 2008 - 2010 годы вновь поставлено на учет к врачу-наркологу ММУ «Березовская ЦРБ» 17 человек и наблюдается рост их численности. Профилактика социально значимых заболеваний соответствующими территориальными органами государственной власти, в том числе органами местного самоуправления, муниципальными организациями и учреждениями ведется не на должном уровне, профилактические мероприятия не эффективны и положительного результата не достигают. Такая статистика дает все основания для разработки целевой программы в обозначенной сфере, не осуществление мер (не своевременное осуществление мер) по принятию которой создает реальную угрозу здоровья населения в районе. Неисполнение администрацией района требований Закона Пермского края от 18.12.2007 года № 156-ПК «О краевой целевой про грамме «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы», ст.ст. 5, 6 Закона Пермской области от 10.03.2000 г. № 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области» в части не принятия в Березовском районе с 2008 года муниципальной программы по профилактике социально значимых заболеваний неизбежно при водит отсутствию надлежащего бюджетного финансирования на организацию и осуществление мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, в том числе в среде несовершеннолетних лиц, что в настоящее время считается одной из приоритетных направлений государственной политики, как результат, не эффективной работе субъектов профилактики в этой сфере, а также росту и достаточно высокому уровню заболеваемости населения. Тем самым, данным положением дел и пробелом в законодательстве нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы граждан Березовского района. Просит признать незаконным бездействие администрации Березовского муниципального района и Земского Собрания Березовского муниципального района по не принятию не реже одного раза в год нормативно-правового акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликованию данных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации или официальном печатном издании, не принятию муниципальной целевой про граммы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Просит обязать администрацию Березовского муниципального района принимать не реже одного раза в год нормативно-правовой акт об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликовывать данные нормативно-правовые акты в средствах массовой информации или официальном печатном издании в соответствии с требованиями п.2 ст.3 Федерального Закона РФ от 07.03.2005г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе» и ст.2 Закона Законодательного Собрания Пермской области от 17.10.2005 г. № 2522-556 «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе». Так же просит обязать администрацию Березовского муниципального района разработать и принять муниципальную целевую программу по профилактике социально-значимых заболеваний, алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Березовского района в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 18.12.2007 года № I56-ПК «О краевой целевой программе «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы» и ст.ст. 5, 6 Закона Пермской области от 10.03.2000 г. № 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области». 

Представитель администрации Березовского муниципального района в судебное заседание не явился, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации. В предыдущем судебном заседании представитель администрации Березовского муниципального района Худеньких А.А. требования прокурора не признала и пояснила, что Перечень мест общественного питания мест, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе определяется представительным органом местного самоуправления, то есть Земским Собранием Березовского муниципального района. Земское Собрание Березовского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом, которое подотчетно и подконтрольно населению Березовского района. Администрация Березовского района не имеет полномочий вмешиваться в деятельность Земского Собрания и направлять его деятельность. В соответствии с пунктом 5.5. Закона Пермского края от 18.12.2007 года № 156-ПК «О краевой целевой про грамме «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края. На участие в данной программе в Березовский муниципальный район денежные средства из бюджета Пермского края не выделялись. Для разработки муниципальной про граммы по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании необходимо соответствующее финансирование из бюджета района. Финансирование деятельности Березовского муниципального района осуществляется исключительно за счет средств бюджета Березовского муниципального района. В 2009 году Березовский муниципальный район имел дефицит бюджета, в связи с сокращением дотаций краевого бюджета. Бюджет Березовского района на 2010 год формировался исходя из цифр 2009 года, и является высоко дотационным. В Березовском муниципальном районе не имеется реального финансового ресурса для разработки и реализации данной целевой про граммы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании. Поэтому требования прокурора считает незаконными и необоснованными.

Представитель Земского Собрания Березовского муниципального района Морозова К.И. требования прокурора признала частично и пояснила, что администрация Березовского муниципального района должна была разработать Перечня мест общественного питания мест, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе и затем выйти в Земское Собрание с инициативой по принятию разработанного Перечня. нормативных правовых актов. Не отрицает, что Земское Собрание так же может разработать и опубликовать Перечень, но в Березовском районе сложилась такая практика, что разработкой нормативных правовых актов занимается исполнительный орган местного самоуправления, то есть администрация Березовского муниципального района, которая затем выходит в Земское Собрание с инициативой об их утверждении.

Суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно данным проверки, проведенной прокуратурой Берёзовского района об исполнении законодательства в сфере профилактики социально значимых заболеваний, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних за период с 2008 по 2010 годы на территории Березовского района было установлено, что администрация и Земское Собрание Березовского муниципального района не исполняют возложенные на них федеральным законодательством и законодательством Пермского края обязанности по принятию не реже одного раза в год нормативно-правого акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление, (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе; ежегодному опубликованию данных нормативно-правовых актов, в средствах массовой информации, то есть в официальном печатном издании. Так же администрация Березовского муниципального района не исполняет возложенные на нее федеральным законодательством и законодательством Пермского края обязанности по разработке и принятию муниципальной целевой программы по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Березовского района.

Согласно ч.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Из положения ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст.15 ч.1 п.8 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.

В соответствии с требованиями п.2 ст.3 Федерального Закона РФ от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе», органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст.2 Закона Законодательного Собрания Пермской области от 17.10.2005 г. № 2522-556 «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе» установлен следующий порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

- перечень мест общественного питания определяется представительным органом муниципального района не реже одного раза в год;

- в перечне мест общественного питания указываются: наименование объекта общественного питания, адрес местонахождения объекта общественного питания;

- перечень публикуется в средствах массовой информации в порядке опубликования нормативных правовых актов, установленном органами местного самоуправления.

Как установлено проверкой, проведенной прокуратурой Березовского района, данные требования законодательства РФ органами местного самоуправления не исполняются. Так, перечень мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, был утвержден только на 2006 год Решением Земского собрания Березовского муниципального района Пермской области от 07.09.2006 г. № 43 «Об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе». Данное решение было опубликовано в официальном печатном издании газете «Сельская новь» № 120 от 05.10.2006 г.

В нарушение требований федерального законодательства и законодательства Пермского края в период с 2007 по 2010 год, указанный Перечень органами местного самоуправления Березовского муниципального района не утверждался, соответствующие нормативные правовые акты ими не приняты, перечень таких мест в местном СМИ, печатном издании не публиковался.

Кроме того, Законом Пермского края от 18.12.2007 года № 156-ПК принята Краевая целевая про грамма «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы», согласно которой к числу ее исполнителей относятся органы местного самоуправления.

Согласно требованиям ст.5 Закона Пермской области от 10.03.2000 г. № 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области» к политике органов государственной власти относится пропаганда здорового образа жизни, снижение темпа роста употребления алкогольных напитков, незаконного потребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Из положений ст.6 указанного Закона следует, что одной из необходимых и обязательных мер системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании является разработка и организация муниципальных программ в обозначенной сфере, а также соответствующая деятельность органов местного самоуправления по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

В соответствии со ст.25 Закона Пермской области от 10.03.2000 г. № 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области» с целью усиления профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края могут разрабатываться соответствующие целевые программы. В случае превышения статистических показателей заболеваемости алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории края над аналогичными показателями по Российской Федерации такие целевые программы разрабатываются и принимаются в обязательном порядке. Основной целью целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании является снижение показателей заболеваемости алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермского края.

Суд считает, что доводы прокурора о том, что бездействием органов местного самоуправления в лице администрации и Земского Собрания Березовского муниципального района нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы граждан Березовского района, что подтверждается материалами проверки об исполнении законодательства в сфере профилактики социально значимых заболеваний, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних за период с 2008 по 2010 годы на территории Березовского района.

Поскольку администрация и Земское Собрание Березовского муниципального района не выполнили обязанности, возложенные на них действующим законодательством, такая обязанность подлежит возложению в судебном порядке.

Доводы представителей органов местного самоуправления, администрации и Земского Собрания Березовского муниципального района, бездействие которых оспаривается, об отсутствии надлежащего финансирования и о сложившейся практике разработки и принятия нормативных правовых актов не могут служить основанием для неисполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Учитывая, что бездействие органов местного самоуправления Березовского муниципального района в лице администрации и Земского Собрания Березовского муниципального района в части исполнения законодательства в сфере профилактики социально значимых заболеваний, алкоголизма и наркомании нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Березовского района, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов всех жителей района., то есть неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Березовского муниципального района и Земского Собрания Березовского муниципального района по не принятию не реже одного раза в год нормативно-правового акта об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликованию данных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации или официальном печатном издании, не принятию муниципальной целевой про граммы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Обязать администрацию Березовского муниципального района и Земское Собрание Березовского муниципального района принимать не реже одного раза в год нормативно-правовой акт об утверждении Перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, опубликовывать данные нормативно-правовые акты в средствах массовой информации или официальном печатном издании в соответствии с требованиями п.2 ст.3 Федерального Закона РФ от 07.03.2005г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе» и ст.2 Закона Законодательного Собрания Пермской области от 17.10.2005 г. № 2522-556 «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе».

Обязать администрацию Березовского муниципального района разработать и принять муниципальную целевую программу по профилактике социально-значимых заболеваний, алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Березовского района в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 18.12.2007 года № I56-ПК «О краевой целевой программе «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы» и ст.ст. 5, 6 Закона Пермской области от 10.03.2000 г. № 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области». 

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме..

Судья Сидоров А.Л.