Дело № 2-33 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Березовка 21 марта 2011 г. Березовский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И. с участием истца Нигаматуллина Р.М., помощника прокурора района Доминовой И.Н. представителя администрации муниципального района ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Березовка гражданское дело по иску прокурора района о возложении на администрацию Березовского муниципального района обязанности предоставления Нигаматуллину Р.М. вне очереди жилого помещения. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Березовского района обратился с иском о возложении обязанности на администрацию Березовского муниципального района предоставления Нигаматуллину Р.М. как лицу из числа детей -сирот вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Также просит обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность района в целях предоставления его Нигаматуллину Р.М. В судебном заседании помощник прокурора района Доминова И.Н. иск просит удовлетворить по доводам, указанным в исковом заявлении, обязать администрацию района предоставить жилое помещение истцу за счет средств края, от иска о возложении обязанности на Министерство финансов по оплате расходов отказалась. Истец Нигаматуллин Р.М. исковые требования о представлении ему жилого помещения для проживания поддержал, пояснив, что после смерти родителей он с 2004 года находился в семье ФИО6, жилое помещение за ним не закреплялось, в настоящее время он состоит на очереди, как нуждающийся в получении жилья. Поскольку вопрос о предоставлении жилья не решается, обратился с заявлением к прокурору. Представитель ответчика ФИО4 иск не признала, указав, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением относится к расходным обязательствам субъектов РФ, а поскольку району не выделяются денежные средства на эти цели, администрация не имеет возможности приобрести для Нигаматуллина Р.М. жилое помещение, хотя право на получение жилья у истца возникло еще в 2008 году. 2. Представитель Министерства финансов Пермского края в судебном заседании не участвует, направлен отзыв о возможности рассмотрения дела без представителя ответчика, об отказе в удовлетворении иска, поскольку государственные полномочия по социальной поддержке детей- сирот в том числе и по обеспечению их жилой площадью переданы органам местного самоуправления, поэтому надлежащим ответчиком по мнению представителя Министерства финансов Пермского края является администрация района, которая имеет право субсидии, поступившие для этих целей, использовать на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей- сирот. Суд считает возможным удовлетворить требования прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки/ попечительства/. Согласно ст.1 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года/ в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ/ под детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в том числе понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. В силу абзаца 2 ч.1 ст. 8 данного Закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства/ в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Кроме того, в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ жилое помещение детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения 3. родителей в том числе и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939- 419 дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. Согласно подпунктам 1,2,8 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.08.2006 года № 16-П с изменениями от 5 февраля 2009 года, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение/ строительство/ жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям -сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилах помещениях. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов осуществляется Министерством жилищно- коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Поскольку помощник прокурора района отказалась от иска к Министерству финансов края о возложении обязанности по оплате расходов, связанных с приобретением жилья Нигаматуллину Р.М., суд считает возможным принять отказ от иска к данному ответчику. В судебном заседании установлено, что Нигаматуллин Р.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, родители умерли- мать ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним было установлено попечительство, попечителем назначена ФИО6 Жилая площадь и имущество за Нигаматуллиным Р.М. не были закреплены. На регистрационном учете по предоставлению истцу жилья в администрации района Нигаматуллин Р.М. значится с 24.06.2005 года. В июне 2006 года он окончил МОУ « Кляповская основная общеобразовательная школа». После окончания учебного заведения жилым помещением Нигаматуллин Р.М. не обеспечен, вынужден проживать в доме бабушки, требующем капитального ремонта. Таким образом, Нигаматуллин Р.М. в силу норм ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обладает статусом лица из числа детей- сирот, окончил пребывание в приемной семье, а поскольку право на закрепленное за ним 4. жилье отсутствует, истец приобрел право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой- либо очереди/ по списку внеочередников/. Жилищным Кодексом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право Нигамтуллина Р.М. должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет. Согласно сообщения Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 24.12.2010 года в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним права Нигаматуллина Р.М. не зарегистрированы. Также право собственности истца не зарегистрировано и в ГОУ «Центр технической инвентаризации Пермского края». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин обратился с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод по обеспечению права на жилище. При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования прокурора района о предоставлении жилья Нигаматуллину Р.М. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Березовского муниципального района Пермского края предоставить Нигаматуллину <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления в границах Березовского района за счет средств бюджета Пермского края. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней. Судья Рюмина Г.И.