О предоставлении жилого помещения



Дело                                                     Р Е Ш Е Н И Е

               именем Российской Федерации

     с. Березовка                                                                                         11 марта 2011 года.

    Березовский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Одинцева М.К.,

с участием заместителя прокурора Гиляшева О.Н.

истца Торсунова Е.А.,

представителя ответчика Худеньких А.А.,

при секретаре Еремеевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района к администрации Березовского муниципального района о возложении на администрацию Березовского муниципального района обязанности предоставления Торсунову Е.А. жилого помещения и о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности оплаты расходов на приобретение данного жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Березовского района обратился с иском о возложении обязанности на администрацию Березовского муниципального района предоставления Торсунову Е.А., как лицу, из числа детей-сирот вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Также просит возложить обязанность на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность района для предоставления его Торсунову Е.А.

    В судебном заседании заместитель прокурора района Гиляшев О.Н. исковые требования уточнил, просит обязать администрацию Березовского муниципального района Пермского края предоставить Торсунову Е.А. в границах Березовского района по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на одного человека общей площадью не менее установленной нормы за счет средств бюджета Пермского края. Пункт второй заявленных требований о возложении обязанностей на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения исключить. Иск удовлетворить по доводам, указанным в исковом заявлении.

Истец Торсунов Е.А. исковые требования о представлении ему жилого помещения для проживания поддержал, пояснив, что его родители: мать Торсунова Р.И. умерла 27 марта 2002 года, сведения об отце были записаны со слов матери. Торсунов Е.А в 2001 году по заявлению матери в связи с отсутствием жилой площади у семьи был временно на 1 год помещен в МОУ «Детский дом Березовского района». С июня 2002 года по ноябрь 2004 года находился в приемной семье Титовых. С 17 ноября 2004 года передан в МОУ «Детский дом Березовского района» в котором находился до его закрытия. 3 июня 2006 года над ним было установлено попечительство, попечителем назначен его брат Торсунов А.А.

Жилое помещение за ним не закреплялось, в настоящее время он состоит как нуждающийся в получении жилья. Обратился с заявлением к прокурору района, поскольку вопрос о предоставлении жилья не решается.

Представитель ответчика Худеньких А.А. иск не признала, указав, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением относится к расходным обязательствам субъектов РФ, поскольку району не выделяются денежные средства на эти цели, администрация не имеет возможности приобрести для Торсунова Е.А. жилое помещение.

Представитель Министерства финансов Пермского края в судебном заседании не участвует, направлен отзыв о возможности рассмотрения дела без участия представителя, об отказе в удовлетворении иска, поскольку государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления, поэтому надлежащим ответчиком по мнению представителя Министерства финансов Пермского края является администрация района, которая имеет право использовать для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений поступающие для этих целей субсидии.

Выслушав пояснения сторон, оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в пределах требований уточненных в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) под детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в том числе понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. В силу абзаца 2 ч.1 ст. 8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Кроме того, в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ жилое помещение детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в том числе и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939- 419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

    В соответствии с п.п 2,3, 15,16 « Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имею право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно подпунктам 1,2,8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.08.2006 года № 16-П, средства предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилах помещениях.

Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.

Торсунов Е.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать Торсунова Р.И. умерла 27 марта 2002 года, сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери ребенка. Торсунов Е.А в 2001 году по заявлению матери в связи с отсутствием жилой площади у семьи был временно на 1 год помещен в МОУ «Детский дом Березовского района». С июня 2002 года по ноябрь 2004 года находился в приемной семье Титовых. С 17 ноября 2004 года передан в МОУ «Детский дом Березовского района» в котором находился до его закрытия. 3 июня 2006 года над ним было установлено попечительство, попечителем назначен его брат Торсунов А.А. 7 марта 2003 года был поставлен на учет, как нуждающийся в получении жилья, где состоит по настоящее время. Торсунов Е.А. имеет постоянную регистрацию по адресу бывшего детского дома в с. <адрес>, который ликвидирован 1 июня 2005 года. Жилая площадь за Торсуновым Е.А. не закреплена.

На регистрационном учете по предоставлению жилья в администрации района Торсунов Е.А. значится с 7.03.2003 года по настоящее время, что подтверждено постановлением главы администрации Березовского района № 55 (л/д13).

В 2005 года Торсунов Е.А. окончил 9 классов <адрес> (л/д 17). После окончания учебного заведения жилым помещением обеспечен не был. По настоящее время имея регистрацию с. Березовка Торсунов Е.А. своего жилья не имеет, вынужден проживать на квартире.

    Таким образом, Торсунов Е.А. в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обладает статусом лица из числа детей-сирот, не имеющий закрепленного жилого помещения, истец приобрел право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди. Жилищным Кодексом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет.

Согласно сообщения Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 24.12.2010 года в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним права Торсунова Е.А. не зарегистрированы (л/д 19).

Согласно справки № 2151 от 27.12.2010 года право собственности истца не зарегистрировано и в ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л/д 20).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае обращения гражданина с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав по обеспечению права на жилище.      

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования прокурора района о предоставлении жилья Торсунову Е.А.

        Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

                                          

        Обязать администрацию Березовского муниципального района Пермского края предоставить Торсунову <данные изъяты> на одного человека за счет средств бюджета Пермского края жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях договора социального найма общей площадью не менее установленной нормы в границах Березовского района Пермского края.

        Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

             Судья                                                                                         М.К.Одинцев