Об обязании устранения имеющихся недостатков



Дело

                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                            

с.Березовка                                                                                                28 июня 2011 года

Березовский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Еремеевой В.В. с участием помощника прокурора района Доминовой И.Н. представителя ММУ « Березовская ЦРБ» Щукина А.М., представителя администрации Березовского муниципального района Худеньких А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к муниципальному медицинскому учреждению « Березовская центральная районная больница» о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности и к администрации Березовского муниципального района о возложении на ответчика обязанности предоставления финансовых средств на устранение нарушений в ММУ « Березовская центральная районная больница», предоставления финансовых средств на реконструкцию главного лечебного корпуса

                                       У С Т А НО В И Л:

Прокуратурой Березовского района 11 марта 2011 года совместно с представителями Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и Отделения надзорной деятельности по Березовскому муниципальному району проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, в муниципальном медицинском учреждении «Березовская центральная районная больница», расположенного по адресу: с. Березовка, ул. Школьная, 1.

В ходе проведенной проверки было установлено, что имеются значительные нарушения санитарных норм и правил, также правил пожарной безопасности, без устранения которых медицинская деятельность в главном лечебном корпусе невозможна.

Прокурор района обратился в суд с иском о возложении на ММУ « Березовская центральная районная больница» обязанности устранения имеющихся в медицинском учреждении санитарных нарушений и нарушений пожарной безопасности, для чего также просит обязать администрацию района профинансировать все затраты, необходимые для устранения нарушений, указанных в предписаниях Роспотребнадзора и пожарного надзора.

В судебном заседании помощник прокурора района Доминова И.Н. исковые требования прокурора поддержала оп основаниям, указанным в заявлении, изменив срок для устранения в ММУ « Березовская центральная районная больница» нарушений пожарной безопасности до 01.01.2012 года.

Представитель ММУ « Березовская центральная районная больница» Щукин А.М. иск признал, пояснив, что все нарушения правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм, имеющиеся в хирургическом и акушерском отделениях могут быть устранены только после капитального ремонта здания главного лечебного корпуса, все остальные нарушения, указанные в предписаниях Роспотребнадзора и пожарного надзора будут устранены при наличии финансирования до 01.01.2012 года.

Представитель администрации Березовского муниципального района Худеньких А.А. иск признала, пояснила, что при поступлении в район финансирования на здравоохранение, будут приняты меры к устранению нарушений, которые указаны прокурором.

В ходе предварительного судебного заседания представитель администрации Мякотных Т.Г. представила отзыв на заявление прокурора района, где указаны финансовые причины невозможности немедленного устранения нарушений, имеющихся в медицинском учреждении по выполнению требований санитарных норм и правил пожарной безопасности. Поясняла также, что администрацией района периодически медицинскому учреждению предоставляются финансовые средства на текущее обслуживание, ремонт.

Представитель ЦТО Роспотребнадзора Старикова Е.В. в судебном заседании считает невозможным переносить сроки устранения нарушений санитарных норм и правил, выявленных в ходе обследования ММУ « Березовская центральная районная больница», поскольку имеется реальная угроза для больных и лиц, работающих в учреждении.

ВрИО начальника отделения надзорной деятельности Трапезников С.И. пояснил, что поскольку будет проводиться реконструкция главного лечебного корпуса, где установлены нарушения пожарной безопасности, он не возражает против переноса сроков их устранения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением главы Березовского муниципального района Пермского края №170 от 12.03.2009 года ММУ «Березовская ЦРБ» предназначено для оказания лечебно-профилактической помощи населению Березовского муниципального района в соответствии с полученной лицензией согласно Программе государственных гарантий по обеспечению населения Пермского края медицинской помощью.Данное учреждение финансируется за счет средств краевого бюджета и бюджета района. Учредителем учреждения является администрация Березовского муниципального района. Учреждение имеет имущество, находящееся в муниципальной собственности Березовского муниципального района, передаваемое тому на праве оперативного управления.

ММУ «Березовская ЦРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности сроком на 5 лет и действует до 21.05.2013 года.

В ходе обследования зданий и помещенийММУ «Березовская ЦРБ» были выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований и правил пожарной безопасности. В частности, в ММУ «Березовская ЦРБ» имеют место нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, а именно: территория больницы полностью не ограждена (п. 2.13); на площадке для контейнеров ТБО отсутствует навес (п. 2.17); отсутствие в процедурных кабинетах, перевязочных, в режимных кабинетах поликлиники и хирургического отделения локтевых смесителей (п. 5.6); отсутствие дублирующего горячего водоснабжения в помещениях, требующих соблюдения особого режима асептики и антисептики (п. 5.4); отсутствие раковин с широкой чашей и со смесителями в палатах для новорожденных для подмывания детей (п. 5.7); отсутствие в раздаточных-моечных хирургического и акушерского отделений раковин для обработки столовой посуды (14.21); не выделено отдельное помещение для сбора грязного белья в хирургическом отделении (гл. 1 п. 11.15); не выделено отдельное помещение для хранения чистого белья в поликлинике, хирургического и акушерского отделений (гл. 1 п. 11.16); отсутствие систем вентиляции в стационаре, операционном блоке, процедурных кабинетах, физиотерапевтическом кабинете стационара (п. 6.4, гл. 3 п. 4.3, п. 6.32); не соответствие площадей помещений поликлиники, стационара и родильного отделения установленным требованиям (п. 3.6); структура и планировка помещений операционного блока не исключает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности (гл. 1 п. 3.3); душевая, туалет общие для патологии беременных и родильниц и рожениц, отсутствует санитарный пропускник для персонала (п. 2.1.3); не предусмотрена детская - для изоляции детей по клиническим показаниям, палата для здоровых новорожденных (гл. 4 п. 2.2.1); процедурный кабинет отделения является проходным в кабинет постановки БЦЖ (п. 3.5); отсутствие молочной комнаты для сбора и пастеризации грудного молока, приготовления молочных смесей (п. 3.5.1); отсутствие в акушерском отделении операционной для оперативного разрешения родов (оперативные вмешательства женщинам проводятся в операционной хирургического отделения стационара, которая также используется для плановых и экстренных хирургических операций. Транспортировка женщин в операционную осуществляется через хирургическое отделение, что создает возможность перекрещивания «чистых» и «грязных» потоков при оказании медицинской помощи)(п. 3.3); не соответствие установленным требованиям внутренней отделки помещений поликлиники (гинекологический и смотровой кабинет) (гл. 1 п. 4.2); отсутствие помещений для персонала для принятия пищи в хирургическом и акушерском отделениях (п. 15.14); отсутствие гардеробов для персонала в поликлинике и хирургическом отделении для верхней одежды 0,08 м2 на 1 вешалку (п. 15.11.2); отсутствие душевых кабин в хирургическом отделении из расчета 1 душевая кабина на 15 человек (п. 15.11.4). В нарушение п. 3.9 ОСТ 42-21-16-86 ССБТ «Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности» в боксе физкабинета не оборудован сушильно-вытяжной шкаф, в нарушение п. 13.3 ОСТ 42-21-16-86 помещение физкабинета не оборудовано отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с подачей подогретого воздуха.

В ходе проверок также установлено, что внутренняя отделка палат хирургического отделения, туалетов для больных, палаты интенсивной терапии, процедурного кабинета, операционного блока (предоперационная, операционная), коридора, находится в крайне неудовлетворительном состоянии, во всех палатах отделения установлены поддерживающие деревянные подпорки для удержания потолка, на стенах и потолке имеются множественные дефекты побелки и покраски, слоями отваливается краска, на полу множественные дефекты линолеума (щели, трещины), что не соответствует п. 4.2, 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, заделка трещин, щелей, выбоин, дефектов напольных покрытий и других) незамедлительно не проводится, что является нарушением гл. I п. 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10. Батареи в предоперационной и операционной со следами ржавчины, что не позволяет качественно проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами и является нарушением п.6.2. СанПиН 2.1.3.2630-10. В предоперационной, операционной используется мебель с дефектами покрытия, что не соответствует требованиям п.8.8. СанПин 2.1.3. 2630-10.

Как пояснил главный врач ММУ «Березовская ЦРБ» Щукин А.М. устранение указанных в предписаниях нарушений в хирургическом и акушерском отделениях главного лечебного корпуса в настоящее время не производится по причине того, что само здание корпуса не соответствует техническим и строительным нормам, в связи с чем требуется его реконструкция.

В 2009 году по инициативе ММУ «Березовская ЦРБ» в рамках размещения муниципального заказа ООО «Проектный институт «Пермжилкоммунпроект» было проведено обследование здания главного лечебного корпуса ММУ. На указанные цели из бюджета Березовского мунципального района были затрачены средства в сумме 1050 тыс. руб. В заключении о техническом состоянии строительных конструкций было указано, что перекрытия над 1 и 2 этажами находятся в ограниченно работоспособном состоянии, при этом перекрытие над 2 этажом (чердачным) - частично в аварийном состоянии, состояние стропильной системы и кровли здания является ограниченно работоспособным. В связи с этим в палатах и кабинетах хирургического и родильного отделений на 2-м этаже были установлены подпотолочные деревянные подпорки (балки). На момент проверки и визуального осмотра было установлено, что деревянные балки также приходят в негодность, на некоторых замечены вертикальные трещины. У ММУ «Березовская ЦРБ» имеется положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Реконструкция главного лечебного корпуса по ул. Школьная, 1 в селе Березовка Пермского края», утвержденное КГАУ Управление государственной экспертизы Пермского края 01.02.2011 года. Учитывая, что нахождение в помещениях хирургического и акушерского отделений, располагающихся в главном лечебном корпусе, представляет существенную опасность в плане технического состояния данного здания, санитарного состояния и пожарной безопасности помещений в нем, как для лиц, работающих там, так и для стационарных больных, необходимо также выделение средств из бюджета района на данные цели (реконструкцию).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Здание главного лечебного корпуса находится в муниципальной собственности, передано ММУ в оперативное управление согласно договору. Тем самым администрация Березовского муниципального района, являясь собственником указанного здания, обязана нести необходимые затраты, связанные с его содержанием и капитальным ремонтом.

В судебном заседании установлено, что большинство указанных нарушений по Предписанию № 14 от 31.03.2009 г. ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю должны были быть исполнены ММУ в срок до 01.06.2010 года, что сделано не было. Поэтому, по результатам внеплановой проверки по выполнению ранее выданного предписания ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ММУ «Березовская ЦРБ» было выдано повторное предписание № 98 от 29.06.2010 г., которым предлагалось в срок до 01.01.12 г. устранить указанные нарушения. Однако на сегодняшний день ММУ «Березовская центральная районная больница» средства в бюджете района на указанные цели в необходимом объеме не предусмотрены и не выделены, поэтому, как пояснили представители ответчиков, предписание Роспотребнадзора не могло быть выполнено.

Между тем, наличие указанных в предписаниях нарушений создает неблагоприятную санитарно - эпидемиологическую обстановку и способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в ММУ «Березовская ЦРБ».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Наличие в ММУ «Березовская ЦРБ» нарушений правил пожарной безопасности отражены в информации ВрИО начальника ОНД по Березовскому муниципальному району Трапезникова С.И. за № 2-21-9-89 от 14.03.2011 г. и предписании №10/1/1-33 от 09.03.2010 г., выданном начальником отделения ГПН по Березовскому муниципальному району Фаяршиным Н.М.

Так, несмотря на то, что срок устранения нарушений был установлен до 06.07.2010 года, ММУ «Березовская ЦРБ» до настоящего времени не исполнены пункты 16, 17, 26, 27, 29, 34 и 37 выданного предписания, а именно: в родильном и хирургическом отделениях отсутствует аварийное освещение от независимого источника питания, чем нарушены п. 6.22 СНиП 21.01-97; в родильном и хирургическом отделениях на путях эвакуации уложен линолеум с неустановленными показателями, чем нарушены п. 6.25 СНиП 21.01-97; в хирургическом отделении люк в чердачное помещение не противопожарный, чем нарушен п. 8.4 СНиП 21.01-97; фельдшерско-акушерские пункты д. Поздянка и д. Покровка не заблокированы системой АПС, чем нарушены НПБ 110-03.

Наличие указанных нарушений правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу возникновения пожара, угрозу жизни и здоровья людей и персонала лечебного учреждения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.

Установлено, что основными причинами неисполнения ММУ «Березовская ЦРБ» предписаний органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора (ныне ОНД) является ненадлежащее финансирование со стороны органов местного самоуправления, в частности учредителя в лице администрации Березовского муниципального района, а также бездействие руководства ММУ «Березовская ЦРБ» по выполнению выданных предписаний, надлежащему и полному освоению денежных средств, выделенных в пределах сметы финансового года.

В соответствии с пунктом 12 части 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 12 части 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Березовский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения закреплены в ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

29.03.2011 года по результатам проведенной проверки в адрес главы Березовского муниципального района Серогодского А.Э. было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере здравоохранения. Из анализа полученного на данное представление ответа администрации Березовского муниципального района от 28.04.2011 года следует вывод, что администрация района признает факт недостаточного финансирования ММУ «Березовская ЦРБ». Несмотря на это, а также то, что указанные нарушения имелись в ММУ еще до прокурорской проверки (до 11.03.2011 г.), поскольку были выявлены Роспотребнадзором в 2009 г. и 2010 г. и доведены до сведения администрации района, действенных мер по надлежащему финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарных требований и правил пожарной безопасности, до настоящего времени не принято. Тем самым, администрация района, являясь учредителем ММУ, собственником имущества медицинского учреждения, в очередной раз, уклонилась от приведения больницы в нормативное состояние.

Между тем, выявленные в ходе проверки нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10, СНиП 21.01-97 и НПБ 110-03 являются недопустимыми, поскольку нарушают гарантированные и охраняемые государством права на благоприятные условия жизнеобеспечения, их несоблюдение представляет опасность для находящихся в зданиях ММУ медицинского персонала, стационарных и амбулаторных больных.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд находит иск прокурора в полном объеме подлежащим удовлетворению. Установлено, что здание главного лечебного корпуса не соответствует техническим и санитарным нормам, поэтому представляет существенную опасность для стационарных больных и медперсонала. Установлены и другие нарушения санитарных норм и правил, которые с 2009 года не устраняются. Администрацией района, как собственником имущества, находящегося в управлении медицинского учреждения, принимается недостаточно мер по обеспечению финансирования необходимых мероприятий для устранения нарушений санитарных норм и правил пожарной безопасности. При таких обстоятельствах суд считает возможным возложить на администрацию муниципального района обязанность предоставить ММУ финансовые средства на устранение всех имеющихся в медицинском учреждении санитарных нарушений и нарушений пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

                                          Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное медицинское учреждение «Березовская центральная районная больница» устранить нарушения санитарных норм и правил по предписанию ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 98 от 29.06.2010 года в срок до 01 января 2012 года.

Обязать Муниципальное медицинское учреждение «Березовская центральная районная больница» устранить нарушения правил пожарной безопасности по предписанию ОГПН по Березовскому муниципальному району от 09.03.2010 года №10/1/1-33 в срок до 01 января 2012 года.

Обязать администрацию Березовского муниципального района предоставить Муниципальному медицинскому учреждению «Березовская центральная районная больница» финансовые средства на устранение нарушений, указанных в предписаниях ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 98 от 29.06.2010 года, ОГПН по Березовскому муниципальному району №10/1/1-33 от 09.03.2010 года.

Обязать администрацию Березовского муниципального района предоставить Муниципальному медицинскому учреждению «Березовская центральная районная больница» финансовые средства на объект капитального строительства «Реконструкция главного лечебного корпуса по ул. Школьная, 1 в селе Березовка Пермского края» согласно положительному заключению государственной экспертизы, утвержденной КГАУ Управление государственной экспертизы Пермского края 01.02.2011 года.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                            Рюмина Г.И.