Прокурор БМР в защиту прав и интересов граждан в сфере жилищных прав



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Березовка                                                                                               20 сентября 2011 года     Березовский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Сидорова А.Л.,

с участием помощника прокурора Березовского района Доминовой И.Н.,

истца Борисовой Д.И.,

при секретаре Кановой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района в защиту нарушенных прав и законных интересов Борисовой <данные изъяты> в сфере жилищных прав,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Березовского района Пермского края в интересах ФИО3 обратился с иском в суд к администрации Березовского муниципального района в защиту нарушенных прав и законных интересов ФИО3 в сфере жилищных прав, просит признать заключение межведомственной комиссии № 5 от 12.05.2011 года незаконным и недействительным, обязать администрацию Березовского сельского поселения провести повторное обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, в легитимном составе межведомственной комиссии, с привлечением необходимых специалистов для оценки его пригодности для постоянного проживания и обязать администрацию Березовского сельского поселения принять на учет ФИО3 в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования прокурор мотивирует следующими обстоятельствами. ФИО3 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления главы Березовского муниципального района от 18.09.2006 года № 299 за ФИО3 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Указанная квартира, общей площадью 8,3 кв.м., на момент закрепления за ФИО3 в соответствии с Договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, являлась приватизированной и находилась в собственности матери - ФИО1, и несовершеннолетних детей - ФИО3 и ФИО6 по 1/3 доли каждому. Несмотря на то, что квартира за ФИО3 была закреплена, с момента лишения ее матери родительских прав, она в ней не проживала и проживать не может, никаких отношений с матерью она не поддерживает. Жилье, которое было закреплено за несовершеннолетней ФИО3 постановлением главы района от 18.09.2006 года № 299 и в настоящее время находится в ее собственности, имеет площадь ниже учетной нормы на человека, что могло послужить основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет. В настоящее время ФИО3 имеет постоянную регистрацию в квартире по адресу: <адрес>, которая предоставлена ее бабушке ФИО2 по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО3 вселена в указанную квартиру как член семьи нанимателя ФИО2 (п.3 договора соц. найма). Фактически в указанной квартире ФИО3 не проживает. 28 марта 2011 года ФИО3 обратилась в прокуратуру <адрес> как лицо, оставшееся без попечения родителей, с заявлением о защите ее прав и признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Акт технического обследования жилого дома по адресу <адрес>4, проведенного ДД.ММ.ГГГГ Березовским производственным отделом муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации <адрес>», свидетельствующий о том, что квартира, в которой она постоянно зарегистрирована, имеет деформации и повреждения, и по мнению ФИО3 находится в непригодном для проживания состоянии. Коллегиальным органом местного самоуправления - Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения по адресу <адрес> (№ квартиры не указан), пригодным для постоянного проживания. Указанное заключение является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы гр. ФИО3, и подлежит признанию недействительным. Фактически ни один представитель контролирующих органов в состав межведомственной комиссии включен не был. Помещение на соответствие предъявляемым требованиям в части противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных норм и правил, должным образом не проверялось. В акте технического обследования жилого дома БПО МП «БТИ Ординского района» от 08.10.2010 года, представленным ФИО3, в заключении указано, что обследуемая квартира имеет деформацию стен, пола, значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, в акте обследования помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ также имеется ссылка на это. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, межведомственная комиссия в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ делает вывод о пригодности жилого помещения для проживания. Таким образом, следует, что состав межведомственной комиссии без участия в обследовании соответствующих специалистов являлся нелегитимным, решение ее принято без учета заключения БПО МП «БТИ Ординского района», а также всесторонней объективной и качественной оценки технического состояния указанного жилого помещения. В 2012 году ФИО3 оканчивает учебное заведение - ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна». Тем самым, в случае признания межведомственной комиссией указанного жилого помещения не соответствующим установленным требованиям, а самой ФИО3 нуждающейся в жилом помещении и постановки ее на учет, по окончании учебного заведения в 2012 году у нее возникает право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, вне очереди(как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

    В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Березовского района Седегова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

    В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что в закрепленной за ней квартире по <адрес>3 <адрес>, она не проживала и проживать не может, ввиду того, что там проживает ее мать, лишенная родительских прав, вместе с сожителем, которые злоупотребляют спиртными напитками. Никаких отношений с матерью она не поддерживает. В квартире по <адрес>4 <адрес>, в которой она зарегистрирована, проживать невозможно, так как квартира находится в непригодном для проживания состоянии. В 2012 году она оканчивает учебное заведение - ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».

    Представитель ответчика глава Березовского сельского поселения Чайкин А.И. исковые требования в части признания заключения межведомственной комиссии № 5 от 12 мая 2011 года незаконным и недействительным, а так же в части обязать администрацию Березовского сельского поселения принять на учет ФИО3 в качестве нуждающейся в жилом помещении не признал, в части возложения обязать администрацию Березовского сельского поселения провести обследование жилого помещения межведомственной комиссией, с привлечением необходимых специалистов для оценки его пригодности для постоянного проживания признал.

         Выслушав доводы прокурора, истца, представителя ответчика, оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

    Установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно справке о рождении, сведения об отце ФИО3 внесены в запись акта о рождении на основании заявления ее матери ФИО1, отцовство установлено не было (л.д. 11).

    Согласно решению Березовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3 (л.д. 14-15).

    Согласно Постановлению главы Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 16). Данная квартира, общей площадью 8,3 кв.м., на момент закрепления за ФИО3 в соответствии с Договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, являлась приватизированной и находилась в собственности матери - ФИО1, и несовершеннолетних детей - ФИО3 и ФИО6 по 1/3 доли каждому (л.д. 13, 23).

    Несмотря на то, что квартира за ФИО3 была закреплена, с момента лишения ее матери родительских прав, она в ней не проживала и проживать не может, ввиду того, что там проживает ее мать, лишенная родительских прав, вместе с сожителем, которые злоупотребляют спиртными напитками. Никаких отношений с матерью она не поддерживает.

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

    Постановлением главы администрации Березовского сельского поселения № 3 от 14.01.2008 года утверждена учетная норма площади жилого помещения для учета граждан на получение жилья по договору социального найма - 8 кв.м. площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 30).

    Тем самым жилье, которое было закреплено за несовершеннолетней ФИО3 постановлением главы района от 18.09.2006 года № 299 и в настоящее время находится в ее собственности, имеет площадь ниже учетной нормы на человека.

    В настоящее время ФИО3 имеет постоянную регистрацию в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 12), которая предоставлена ее бабушке ФИО2 по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19). При этом ФИО3 вселена в указанную квартиру как член семьи нанимателя ФИО2 (п. 3 договора соц. найма). Фактически в указанной квартире ФИО3 не проживает.

    Согласно акту технического обследования жилого дома по адресу <адрес>, проведенного 08.10.2010 г. Березовским производственным отделом муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации Ординского района», обследуемая квартира, в которой зарегистрирована ФИО3, имеет деформацию стен, пола, значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности (л.д. 20-22).

    28.03.2011 года ФИО3 обратилась в прокуратуру Березовского района как лицо, оставшееся без попечения родителей, с заявлением о защите ее прав и признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 9).

    Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором Березовского района в адрес главы Березовского муниципального района было направлено требование о проведении оценки соответствия жилого помещения по адресу: <адрес> целях установления его пригодности (непригодности) для проживания и дачи соответствующего заключения (л.д. 25). Из администрации района указанное требование было переадресовано в администрацию Березовского сельского поселения.

    Коллегиальным органом местного самоуправления - Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, состав которой утвержден Постановлением администрации Березовского сельского поселения № 22 от 04.02.2011 года - в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 вынесено заключение № 5 от 12.05.2011 года о признании жилого помещения по адресу <адрес> (№ квартиры не указан), пригодным для постоянного проживания (л.д. 35).

    Указанное заключение является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы гр. ФИО3, и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

    В соответствии с п.п. 7, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо этого органа местного самоуправления. Кроме того, согласно требованиям вышеуказанного Положения, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

    Согласно п.43 данного Положения - при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

    Отсюда следует, что оценка пригодности жилого помещения для проживания подразумевает комплексное исследование всех его технических характеристик, а требования, которым должно отвечать жилое помещение, представляют собой совокупность градостроительных, промышленных, экологических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований, которые только в целом могут свидетельствовать о пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания.

    Несмотря на то, что Постановлением администрации Березовского сельского поселения № 22 от 04.02.2011 года утвержден состав межведомственной комиссии с включением в него специалистов указанных органов, между тем при обследовании вышеупомянутого жилого помещения и признании его пригодным (непригодным) для проживания, фактически ни один представитель контролирующих органов в состав межведомственной комиссии включен не был. Так же межведомственной комиссией проводилось обследование дома в целом, в отсутствие собственника квартиры, непосредственно квартира обследована не была. Соответственно данное помещение на соответствие предъявляемым требованиям в части противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных норм и правил, должным образом не проверялось.

    Кроме того, в обследовании помещения и в принятии заключения принимала участие заведующая сектором ЖКХ администрации поселения Шаравьева Г.А. (л.д. 34, 35), которая не входит в состав межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации Березовского сельского поселения № 22 от 04.02.2011 (л.д. 31-32).

    Таким образом, состав межведомственной комиссии без участия в обследовании соответствующих специалистов являлся нелегитимным, решение ее принято без всесторонней объективной и качественной оценки технического состояния жилого помещения.

    Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

    Согласно п.3 ч. 1 ст.14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления.

    В силу п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    В соответствии со ст. <адрес> от 30.11.2005 N 2694-601 (ред. от 24.06.2010) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления. К заявлению в числе иных документов прилагается документ, подтверждающий несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям.

    Суд считает, что в данном случае таковым документом не может являться акт технического обследования жилого дома БПО МП «БТИ Ординского района» от 08.10.2010 года, так как в нем не содержится вывода о пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания.

    Установлено, что в 2012 году ФИО3 оканчивает учебное заведение - ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна». Тем самым, в случае признания межведомственной комиссией указанного жилого помещения не соответствующим установленным требованиям, а самой ФИО3 - нуждающейся в жилом помещении и постановки ее на учет, по окончании учебного заведения в 2012 году у нее может возникнуть право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, вне очереди(как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

    Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

                                          

    Исковые требования прокурора Березовского района Пермского края удовлетворить частично.

    Признать заключение межведомственной комиссии № 5 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным.

    Обязать администрацию Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края провести повторное обследование жилого помещения по адресу: <адрес> легитимном составе межведомственной комиссии, с привлечением необходимых специалистов для оценки его пригодности для постоянного проживания.

    В удовлетворении исковых требований об обязании администрации Березовского сельского поселения принять на учет ФИО3 в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                            Сидоров А.Л.