О возложении обязанности получения лицензии на пользование недрами в Управление по недропользованию по пермскому краю



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Березовка                                                                                                    23 августа 2011 года

    Березовский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Сидорова А.Л.,

при секретаре Кановой Г.И.,

с участием помощника прокурора Березовского района Седеговой И.А.,

представителя ответчика - администрации Сосновского сельского поселения Пермяковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к администрации Сосновского сельского поселения о возложении обязанности получения лицензии на пользование недрами в Управлении по недропользованию по Пермскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Березовского района обратился в суд с иском к администрации Сосновского сельского поселения в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Сосновского сельского поселения получить лицензию на пользование недрами в Управлении по недропользованию по Пермскому краю.

    Свои требования прокурор Березовского района мотивировал тем, что прокуратурой Березовского района проведена проверка по информации, предоставленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю, о юридических лицах осуществляющих безлицензионное пользование водными объектами на территории Березовского района (без оформления лицензии на данный вид деятельности). В ходе проверки установлено, что администрация Сосновского сельского поселения осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения без лицензии на право пользования недрами. Добыча подземных вод осуществляется из трех подземных скважин, состоящих на балансе Сосновского сельского поселения: скважина № 1827 в с. Сосновка, скважина № 3396 в с. Сая, скважина № 3397 в д. Березовая Гора. Водозаборные скважины приборами учета не оборудованы. Забор воды осуществляется из скважин насосом типа «ЭЦ В 6-10-80». Объем забора воды определяется на основании ст.333.10 НК РФ, исходя из производительности насосов и объема выпущенной продукции. Имеется журнал учета водопотребления (водоотведения). На основании статьи 333.8. Налогового кодекса РФ, администрация Сосновского сельского поселения является плательщиком водного налога, так как непосредственно осуществляет пользование водными объектами в целях забора воды из подземных источников. Администрацией Сосновского сельского поселения ежеквартально предоставляется в налоговый орган декларация по водному налогу, производится его оплата. В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.1 подпунктом 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с Уставом Сосновского сельского поселения, к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О недрах», подземные воды относятся к недрам. Физические и юридические лица согласно ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ приобретают право пользования подземными водными объектами на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При изучении представленных на проверку в прокуратуру документов администрацией Сосновского сельского поселения установлено, что в нарушение ст.11 Закона РФ «О недрах» организация добывает подземную воду из вышеуказанных скважин, не имея лицензии на право пользования недрами, то есть самовольно. В силу ч.2 ст.15 Закона Российской Федерации «О недрах», одной из задач государственной системы лицензировании является обеспечение, в том числе, экологических интересов населения. Поэтому отсутствие лицензии на пользование недрами, как документа, устанавливающего порядок и условия осуществления недропользования, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам, нарушает закрепленные ст.42 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей Сосновского сельского поселения, на благоприятную окружающую среду. Поскольку администрация Сосновского сельского поселения обязанность по получению лицензии на пользование недрами, возложенную на нее ФЗ «О недрах» Российской Федерации добровольно не выполняет, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке.

    В судебном заседании помощник прокурора Седегова И.А. исковые требования, заявленные прокурором Березовского района на основаниях, указанных в исковом заявлении поддержала и уточнила. Просит возложить на ответчика обязанность получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами, установив срок исполнения обязанностей - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

    Представитель ответчика, администрации Сосновского сельского поселения Пермякова Л.А. иск признал и пояснил, что подготовительные работы для получения лицензии администрацией поселения проводится, по завершении необходимых работ заявка на получение лицензии на недропользование будет подана.

    Представитель третьего лица - Управлениия по недропользованию по Пермскому краю в судебное заседание не явился, в суд представлен письменный отзыв о несогласии с требованиями прокурора. Считает, что самовольное пользование недрами администрацией Сосновского сельского поселения должно быть прекращено.

    Выслушав помощника прокурора Седегову И.А., представителя ответчика Пермяковой Л.А., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно Уставу Сосновского сельского поселения, администрация поселения организует водоснабжение поселения (л.д.7-18).

    Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами устройствами на трех скважинах Сосновского сельского поселения подтверждает расходы воды (л.д. 19-22).

    Согласно налоговым декларациям (л.д. 35-49), и платежным поручениям (л.д. 50-52), администрация Сосновского сельского поселения уплачивает водный налог.

    В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

    На основании ч.1 и ч.3 ст.11 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

    Статьей 15 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

    Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

    Судом установлено, что администрация Сосновского сельского поселения использует подземные водные объекты, не имея лицензии, наличие которой предусмотрено Законом РФ «О недрах».

    При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Сосновского сельского поселения получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Березовского района удовлетворить.

    Возложить на администрацию Сосновского сельского поселения Березовского района обязанность получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами.

    Установить администрации Сосновского сельского поселения срок исполнения обязанностей по получению лицензии на пользование недрами - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

    На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                               Сидоров А.Л.