Дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Березовка 02 августа 2011 года Березовский районный суд Пермского края в составе судьи Сидорова А.Л., при секретаре Старковой Н.В., с участием истца Крылосовой А.И., представителя ответчика, администрации Березовского сельского поселения, Шаравьева Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылосовой <данные изъяты> к администрации Березовского сельского поселения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности на администрацию Березовского сельского поселения поставить ее на учет, как вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Крылосова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Березовского сельского поселения, просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Березовского сельского поселения поставить ее на учет, как вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Крылосова А.И. исковые требования поддержала и конкретизировала, пояснив, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с которым состояла в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. В 2001 г. ей было выдано удостоверение на право на льготы, установленные ст.21 Федерального Закона РФ «О ветеранах». В декабре 2010 г. она обратилась в Администрацию Березовского сельского поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с правом на получение жилищного сертификата для приобретения жилья, как вдове участника ВОВ, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано по причине того, что в феврале 2009 года она совершила продажу жилого <адрес> в <адрес>. Решение жилищной комиссии считает необоснованным. После смерти супруга она проживала одна в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Дом неблагоустроен, с печным отоплением, в нем отсутствовала канализация, водопровод. В связи с состоянием здоровья, после проведенной в 2006 г. операции в силу своего беспомощного состояния, она была вынуждена переехать на другое место жительства, к родственникам. Переезд из дома имел вынужденный характер и был связан с состоянием здоровья. В феврале 2009 г. между ней и ФИО4 был составлен договор купли-продажи указанного жилого дома с земельным участком, однако фактически дом она продала в мае 2007 г., о чем имеется расписка покупателя. Считает, что продажа жилого дома и переезд из него, не может служить основанием для отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку никаких умышленных недобросовестных действий с намерением ухудшить свои жилищные условия, она не совершала, поскольку переезд на другое место жительства был связан с ухудшением здоровья. По своему состоянию здоровья и в силу отсутствия достаточных средств она была лишена возможности собственными силами благоустроить занимаемое ею жилье. Кроме того, комиссия вынесла решение об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет без учета данных о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, в котором она проживала, бревенчатый, до 1918 года постройки, с большой степенью износа, является неблагоустроенным, с печным отоплением, в доме отсутствует система централизованной канализации и водоснабжения. Дом имеет значительный износ стен, оконных блоков, требует ремонта, необходимы переборка стен с добавлением нового материала, смены отдельных листов железа, перестилка пола, замена оконных блоков, что подтверждается актом технического обследования жилого дома, составленного по состоянию на 16 ноября 2010 г. МП «БТИ Ординского района». Кроме того, факт отсутствия в доме элементов благоустройства, состояние дома - требующего ремонта, подтверждается справками администрации Сосновского сельского поселения. Считает, что, так как ее дом не соответствовал предъявленным к жилым помещениям требованиям, ей не могло быть отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет и при отсутствии факта продажи дома. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей на праве долевой собственности ФИО5 В ней зарегистрированы, включая ее, четыре человека. Собственником данной квартиры она не является. Неправомерный отказ комиссии нарушил ее право, как вдовы участника ВОВ на меру социальной поддержки - предоставление бесплатного жилья. Жилого помещения на праве собственности она не имеет, ранее жильем она обеспечена не была. Представитель ответчика, администрации Березовского сельского поселения Шаравьев Г.А. исковые требования не признал, просит отказать Крылосовой Анне Ивановне в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица, Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя Правительства Пермского края, так же им представлены письменные возражения на исковые требования Крылосовой А.И., с доводами, изложенными в исковом заявлении, Правительство Пермского края не согласно в полном объеме, просят отказать Крылосовой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как следует из ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, признание Крылосовой <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям администрации Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края. Уведомлением администрации Березовского сельского поселения № 88 от 28.12.2010г. об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Крылосова А.И. не была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 23). Основанием для отказа явилась продажа жилого помещения по адресу: <адрес>, по словам истца, не отвечающего установленным требованиям для жилых помещений. Однако в материалах дела отсутствует документальное подтверждение данного факта. В суд представлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для проживания (л.д. 4). Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а под этим бременем понимаются, прежде всего, поддержание дома в надлежащем состоянии и его ремонт. В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Обязанность по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления, в соответствии со ст.32 ЖК РФ. В соответствии со ст.57 ЖК РФ граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, имеют право на первоочередное предоставление жилого помещения. Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения поселения. В силу п.2 ст.18 данного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Кроме того, как пояснила сама Крылосова А.И., и согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, Крылосовой А.И. принадлежит на праве собственности земельный участок и жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 12). Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В связи с изложенным, до истечения указанного срока, указанные граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Крылосова А.И. не имеет права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее, чем через 5 лет со дня совершения сделки купли-продажи жилого помещения. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Крылосовой <данные изъяты> к администрации Березовского сельского поселения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности на администрацию Березовского сельского поселения поставить ее на учет, как вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 07 декабря 2010 года отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме. Судья Сидоров А.Л.