Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Березовка 15 декабря 2011 года Березовский районный суд Пермского края в составе: председательст вующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И. с участием помощника прокурора района Галимова Р.Р., представителя ответчика Березовского сельского поселения Лысенко С.Р. представителя 3 го лица ОГИБДД ( дислокация с. Березовка) МО МВД России « Кунгурский» Татаринова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к администрации Березовского сельского поселения Березовского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по принятию мер к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схемы дислокации дорожных знаков и признании незаконным бездействия должностных лиц администрации поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения об обязании ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения, разработать схемы дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, также просит признать бездействие должностных лиц поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным. В судебном заседании помощник прокурора района Галимов Р.Р. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что ответчик обязан на все принадлежащие поселению автомобильные дороги оформить паспорта, после чего разработать схемы дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения. Представитель ответчика Лысенко С.Р. иск не признала, пояснила, что паспорта на принадлежащие поселению автомобильные дороги, схемы дислокации дорожных знаков на этих дорогах будут оформлены и разработаны, хотя не отрицает, что меры к выполнению данных обязанностей пока не принимались. Представитель ОГИБДД ( дислокация с. Березовка ) МО МВД России « Кунгурский» Татаринов В.В. поддержал заявление прокурора о необходимости оформления паспортов на автомобильные дороги и разработке схемы дислокации для организации безопасности движения на территории сельского поселения и соблюдения водителями транспортных средств Правил дорожного движения. Суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Согласно п.9 ст. 5 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 года № 257-ФЗ ( в редакции от 01.08.2011 года ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В с.8 ст. 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.5 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения. В силу п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. и на объектах улично- дорожной сети в границах населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. В силу ст. 12 данного Федерального закона ремонт, содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Ст. 17 ФЗ от 8.11.2007 года № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы, приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 (в редакции приказа от 06.08.2008 года) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 данной Классификации определено, что паспортизация автомобильных и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ( ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР 05.02.1982 года определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию ( п.1.1). Паспортизация в соответствии с п.1.2 данной инструкции подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности. Согласно представленной в суд информации, на территории Березовского сельского поселения имеется 70 автомобильных дорог, которые переданы в собственность сельского поселения на основании Закона Пермского края от 11.12.2006 года № 3348-777 ( в редакции от 13.11.2007года) « О разграничении имущества, находившегося в муниципальной собственности Березовского муниципального района». Так поселению переданы автомобильные дороги на всех улицах в с. Березовка, в д.Копчиково, а также д.Мачино, в д.Пентюрино, д.Ябурово, д.Шишкино, д.Бартым, д.Карнаухово, д.Ванино. Главой администрации Чайкиным И.И. в предварительном судебном заседании не оспаривалось, что указанные в материалах дела автомобильные дороги в границах Березовского сельского поселения являются собственностью поселения и на них необходимо оформлять паспорта. В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения предусмотрено обязанностью ответчика в силу п.5 ч.1 ст. 6 Устава Березовского сельского поселения. В соответствии с п.7.2.3 Положения об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Березовском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов 24.11.2009 года за № 111, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям администрации поселения. Кроме этого, п.3.5 Положения о порядке содержания, ремонта, использования автомобильных дорог внутрипоселенческого значения Березовского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов от 16.02.2010 года № 14 к прочим работам по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Таким образом, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в административных границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог и разработке дислокации дорожных знаков должны проводиться администрацией поселения, которая осуществляет от имени муниципального образования полномочия собственника. Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств не могут быть приняты во внимание, т.к. действующее законодательство не связано реализацией органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает сельское поселение от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Суд также находит обоснованным иск прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Глава администрации Чайкин И.И. не оспаривает, что обязанности, о которых идет речь в исковом заявлении, поселением пока не выполнены, меры по паспортизации дорог и разработке дислокации дорожных знаков администрацией поселения не принимались, к тому же какие- либо доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены. Суд считает, что установление светофора и дорожных знаков около общеобразовательной школы, частичный ремонт дорог не свидетельствует о выполнении работ по паспортизации дорог местного значения и разработке схем дислокации дорожных знаков. Бездействием является неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц и органов. Непринятие мер к паспортизации автомобильных дорог, разработке и утверждению схемы дислокаций дорожных знаков делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающими по автомобильным дорогам Березовского сельского поселения. В предварительном судебном заседании глава администрации Чайкин И.И. утверждал, что схемы дислокации дорожных знаков на улицах с. Березовка имеются, однако из объяснений представителя ОГИБДД Татаринова В.В. следует, что дислокация знаков имеется только на улицах Центральная, части улицы Советская и улицы Ленина, которые разработаны в 1991 году администрацией района. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Березовского сельского поселения Березовского муниципального района принять меры к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схем дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, за исключением дорог в с. Березовка, по улице Центральная, улице Ленина от администрации района до перекрестка с улицей Советская, по улице Советская от перекрестка с улицей Ленина в направлении д.Дубовое до дорожного знака « Конец населенного пункта», признать бездействие должностных лиц администрации Березовского сельского поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Рюмина Г.И.