Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Березовка 15 декабря 2011 года Березовский районный суд Пермского края в составе: председательст вующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И. с участием помощника прокурора района Галимова Р.Р., представителя ответчика главы поселения Пермяковой Л.А. представителя 3 го лица ОГИБДД ( дислокация с. Березовка) МО МВД России « Кунгурский» Татаринова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к администрации Сосновского сельского поселения Березовского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по принятию мер к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схемы дислокации дорожных знаков и признании незаконным бездействия должностных лиц администрации поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Березовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельского поселения об обязании ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения, разработать схемы дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, также просит признать бездействие должностных лиц поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным. В судебном заседании помощник прокурора района Галимов Р.Р. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что ответчик обязан на все принадлежащие поселению автомобильные дороги оформить паспорта, после чего разработать схемы дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах. Представитель ответчика глава поселения Пермякова Л.А. иск признала, пояснила, что паспорта на автомобильные дороги, за исключением дорог по трассе Кунгур- Соликамск-Сая, проходящей по территории поселения, дислокация размещения дорожных знаков на дорогах поселения будут оформлены при наличии финансовых средств. Представитель ОГИБДД ( дислокация с. Березовка ) МО МВД России « Кунгурский» Татаринов В.В. поддержал заявление прокурора о необходимости оформления паспортов на автомобильные дороги и разработке схемы дислокации для организации безопасности движения на территории Сосновского сельского поселения и соблюдения водителями транспортных средств Правил дорожного движения. Суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Согласно п.9 ст. 5 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 года № 257-ФЗ ( в редакции от 01.08.2011 года ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В с.8 ст. 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.5 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения. В силу п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. и на объектах улично- дорожной сети в границах населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. В силу ст. 12 данного Федерального закона ремонт, содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Ст. 17 ФЗ от 8.11.2007 года № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы, приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 (в редакции приказа от 06.08.2008 года) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 данной Классификации определено, что паспортизация автомобильных и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР 05.02.1982 года определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию ( п.1.1). Паспортизация в соответствии с п.1.2 данной инструкции подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности. Согласно представленной в суд информации, на территории поселения имеется 23 автомобильные дороги, которые переданы в собственность Сосновского сельского поселения на основании Закона Пермского края от 11.12.2006 года № 3348-777 ( в редакции от 13.11.2007года) « О разграничении имущества, находившегося в муниципальной собственности Березовского муниципального района». Так поселению переданы автомобильные дороги в с. Сосновка на улицах Центральная, Мира, Зеленая, Полевая. В д.Туясы на улицах Центральная, Школьная, Лесная, в д. Пуздрино, д. Махтята, д. М.Сосновка, Печатка, Полчата, д.Мартелы, д. Потаницы, д.Тараныш, в с. Сая на улицах Молодежная, Центральная, Южная, Заречная, также переулки, в д. Березовая Гора, д. Нижние Исады, д. Верхние Исады. Главой поселения Пермяковой Л.А. не оспаривается, что указанные в иске автомобильные дороги в границах Сосновского сельского поселения являются собственностью поселения. В тоже время представитель ответчика пояснила, что по поселению проходит дорога Кунгур- Соликамск-Сая, которая является собственностью района, на весь маршрут автобуса паспорта имеются, а также администрацией района разработаны схемы дислокации, поэтому часть дорог, указанных в собственности сельского поселения и подлежащих паспортизации просит исключить. В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения предусмотрено обязанностью ответчика в силу п.10 ч.1 ст. 37 Устава Сосновского сельского поселения. Таким образом, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в административных границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог и разработке дислокации дорожных знаков должны проводиться администрацией поселения, которая осуществляет от имени муниципального образования полномочия собственника. Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств не могут быть приняты во внимание, т.к. действующее законодательство не связано реализацией органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает сельское поселение от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Суд также находит обоснованным иск прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Глава поселения Пермякова Л.А. не оспаривает, что обязанности, о которых идет речь в исковом заявлении, поселением не выполнены, меры по паспортизации дорог, которые не имеют паспортов, и разработке схем дислокаций дорожных знаков на данных дорогах администрацией поселения не принимались. Наличие дорожных знаков на транзитных дорогах, и паспортов на них, проходящих по территории поселения, не свидетельствует о выполнении поселением работ по паспортизации дорог местного значения и разработке схем дислокации дорожных знаков. Бездействием является неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц и органов. Непринятие мер к паспортизации автомобильных дорог, разработке и утверждению схемы дислокаций дорожных знаков делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающими по автомобильным дорогам Сосновского сельского поселения. В тоже время, в судебном заседании помощник прокурора района отказался от поддержания иска в части паспортизации дорог внутрипоселенческого значения, по которым проходит автобусное сообщение Кунгур- Соликамск-Сая. Как установлено, на дороги в д. Березовая Гора, В.Исады, Н.Исады. д.Печатка, на части дорог в д.М.Сосновка, на ул. Центральная, также на улице Мира в с. Сосновка, на улице Центральная в д.Туясы, на улицах Молодежная и Заречная в с. Сая паспорта и схемы дислокации дорожных знаков администрацией района разработаны и имеются в наличии, поэтому суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанностей паспортизации и разработки схем дислокации знаков на указанных автомобильных дорогах. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Сосновского сельского поселения Березовского муниципального района принять меры к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схем дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, за исключением автомобильных дорог в с. Сосновка на улице Центральная от перекрестка с улицей Мира до перекрестка с автомобильной дорогой « Кунгур- Соликамск-Сая», на улице Мира в с. Сосновка, дороги в д. М.Сосновка от дорожного знака « Начало населенного пункта» до знака « Конец населенного пункта», дороги на улице Центральная в д.Туясы, дороги в д.Печатка, дорог на улицах Молодежная, Заречная в с. Сая, дорог в д.Березовая Гора, д.Нижние Исады, д. Верхние Исады, также признать бездействие должностных лиц администрации Сосновского сельского поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Рюмина Г.И.