О признании незаконным бездействия и обязании паспортизации автомобильных дорог



дело                       

                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                 именем Российской Федерации

с. Березовка                                                                          7 декабря 2011 года

     Березовский районный суд Пермского края в составе: председательст вующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И. с участием помощника прокурора района Галимова Р.Р., представителя ответчика главы поселения Останина А.В. представителя ОГИБДД ( дислокация с. Березовка) МО МВД России « Кунгурский» Татаринова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района к администрации Асовского сельского поселения Березовского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по принятию мер к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схем дислокации дорожных знаков и признании незаконным бездействия должностных лиц администрации поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.

                                               У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор Березовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Асовского сельского поселения об обязании ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения, разработать схему дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, также просит признать бездействие должностных лиц поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным.

     В судебном заседании помощник прокурора района Галимов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что ответчик обязан провести паспортизацию всех принадлежащих ему автомобильных дорог в границах поселения, после чего разработать схемы дислокации дорожных знаков на каждой дороге.

     Представитель ответчика глава поселения Останин А.В. иск признал, пояснил, что дислокация размещения дорожных знаков на автомобильных дорогах на территории поселения будет разработана после того как будут оформлены паспорта на принадлежащие поселению автомобильные дороги. Данные работы в ближайшее время выполнить невозможно ввиду отсутствия у поселения финансовых средств.

     Представитель ОГИБДД ( дислокация с. Березовка ) МО МВД России « Кунгурский» Татаринов В.В. поддержал заявление прокурора о необходимости оформления паспортов на автомобильные дороги и разработке схемы дислокации для организации безопасности движения на территории Асовского                                                                                                                      сельского поселения и соблюдения водителями транспортных средств Правил дорожного движения.                                                                                                                               

     Согласно п.9 ст. 5 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 года № 257-ФЗ ( в редакции от 01.08.2011 года) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

    В с.8 ст. 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

     Согласно п.5 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

     В силу п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. и на объектах улично- дорожной сети в границах населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

     В силу ст. 12 данного Федерального закона ремонт, содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

     Ст. 17 ФЗ от 8.11.2007 года № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке                                                                                                                            

государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

     Во исполнение данной нормы, приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 ( в редакции приказа от 06.08.2008 года ) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 данной Классификации определено, что паспортизация автомобильных и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

    Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ( ВСН 1-83), утвержденной 5.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию ( п.1.). Паспортизация в соответствии с п.1.2 данной инструкции подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.

     Согласно представленной в суд информации, на территории поселения имеется 53 автомобильные дороги, которые переданы в собственность Асовского сельского поселения на основании Закона Пермского края от 11.12.2006 года № 3348-777 ( в редакции от 13.11.2007года) « О разграничении имущества, находившегося в муниципальной собственности Березовского муниципального района.

     Так поселению переданы автомобильные дороги в с. Асово, в д.д. В.Молебка, Брод, Кузино, Кулагыш, Моничи, Молебка, Смурыги, Токманы, Угор, Ураи, Шульгино, Борондуки, в д.Проносное, д.д. Вилисово, Левково, д.Плотниково, Ковали, д.Сосновка, в п.Тулумбасы, в д.Культуровка, д.Подволошино, д. Песъянка, д.Климята,д.Коновалы, д.Полушкино, Макарята,д. Харино,д. Самохино,д. Шестаки.

     Главой поселения Останиным А.В. не оспаривается, что указанные в иске автомобильные дороги в границах Асовского сельского поселения являются собственностью поселения. Он также пояснил, что паспортизация автомобильных дорог в поселении не проводилась, технические паспорта на дороги, как и схема дислокации дорожных знаков в поселении отсутствуют по причине отсутствия у поселения необходимых финансовых средств.

     В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.                                                                                                        

     Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения предусмотрено обязанностью ответчика в силу п.10 ч.1 ст. 37 Устава Асовского сельского поселения.

     Кроме того, обязанности по осуществлению дорожной деятельности местного значения предусмотрено и в.2.16 и 2.18 ст. 3 Положения « Об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрации Асовского сельского поселения», утвержденного решением Совета депутатов поселения от 30.10.2009года за № 62.

     Таким образом, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог и разработке дислокации дорожных знаков должны                                                                                                                          

проводиться администрацией поселения, которая осуществляет от имени муниципального образования полномочия собственника.

     Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств не могут быть приняты во внимание, т.к. действующее законодательство не связано реализацией органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает сельское поселение от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

     Суд также находит обоснованным иск прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Глава поселения Останин А.В. не оспаривает, что обязанности, о которых идет речь в исковом заявлении, поселением не выполнены, меры по паспортизации дорог и разработке дислокации дорожных знаков администрацией поселения не принимались. Установление дорожных знаков по решению суда около общеобразовательных школ, ремонт частично дорог не свидетельствует о выполнении работ по паспортизации дорог местного значения.

    Бездействием является неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц и органов.

    Непринятие мер к паспортизации автомобильных дорог, разработке и утверждению схемы дислокации дорожных знаков делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающими по автомобильным дорогам Асовского сельского поселения.                                                                                                                                   

     При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора района в полном объеме.

     В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

     Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд,                                      

                                                                                                                      

                                                    Р Е Ш И Л:

     Обязать администрацию Асовского сельского поселения Березовского муниципального района принять меры к паспортизации автомобильных дорог местного значения, разработке схем дислокации дорожных знаков на данных автомобильных дорогах, признать бездействие должностных лиц                                                                                                                          администрации Асовского сельского поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог незаконным.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней.

                          Судья                                             Рюмина Г.И.