Дело № 2-79
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Березовка 24 мая 2012 года
Березовский районный суд Пермского края в составе судьи Сидорова А.Л.,
при секретаре Еремеевой В.В.,
с участием представителей истца Федотовских О.В. и Федотовских М.Е.,
представителей ответчиков:
администрации Березовского муниципального района Петровой А.М.,
администрации Березовского сельского поселения, Лысенко С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбатова <данные изъяты> к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения, о признании за ним права на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения и о возложении обязанности на министерство социального развития Пермского края предоставить ему субсидии из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Курбатов И.А. обратился в суд с иском к министерству социального развития Пермского края, к администрации Березовского муниципального района, к администрации Березовского сельского поселения, просит признать за ним право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения и обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить ему субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей. Свои требования истец мотивирует следующим. 23 мая 1985 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Состав его семьи 2 человека. Так же он признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован. Кроме того он является пенсионером по возрасту с 1990 года, а также инвалидом 2 группы с 25 июня 2009 года. С 2005 года он находился первым в очереди на получение жилых помещений. 12 октября 2010 года Постановлением Администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края он был незаконно снят с учета. Заключением межведомственной комиссии от 05 мая 2011 года ранее принадлежавшее ему жилое помещение по адресу: <адрес> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления. Постановлением Администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края от 12 мая 2011 года он был восстановлен в правах на улучшение жилищных условий путем восстановления его в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма; на момент восстановления номер очереди – первый. Его учетное дело Администрацией Березовского муниципального района Пермского края было направлено на рассмотрение в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Реализация права на улучшение жилищных условий в Пермском крае на момент восстановления его в очереди осуществлялась в рамках программы выдачи краевых жилищных сертификатов. На момент восстановления его в очереди, у него имелась вся совокупность необходимых для получения краевого жилищного сертификата условий. После получения уведомления о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, в мае 2011 года он обратился с устным запросом в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с вопросом о сроке предоставления ему краевого жилищного сертификата. В ответ было сказано, что он находится первым в очереди на получение краевого жилищного сертификата и поскольку бюджетное финансирование ограничено, то сертификат будет выдан ближе к концу года. В это же время он узнал, что в с. Березовка, где он проживает, больше новостроек не планируется, достраивается последний дом, в котором имеются на продажу квартиры. Сотрудник Пермской краевой комиссии предложил ему заключить договор долевого строительства, внести первый взнос, и что к окончанию строительства ему будет выдан краевой жилищный сертификат, которым он и выплатит оставшуюся сумму по договору. Он занял денежные средства, необходимые для заключения договора долевого участия в строительстве дома и внес первый взнос. Строительство дома подходило к концу, однако сертификат не был выдан. Застройщик требовал внесения последнего взноса за квартиру. Он снова обратился с устным запросом в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с вопросом о сроке выдачи сертификата. Ему было сказано, что на текущий год лимит бюджетного финансирования исчерпан, сертификат будет выдан в начале следующего года. Также ему было сказано, чтобы он занял денег, выплатил остаток за квартиру, а потом, когда выдадут сертификат, он рассчитается с долгом. Поскольку по условиям договора долевого участия в строительстве при расторжении договора он терял значительную для него сумму денег, то был вынужден еще занять денег, чтобы исполнить свои обязательства по договору. Посредством этой сделки им совместно с супругой была приобретена квартира по адресу: <адрес>. Все средства, которыми были оплачены взносы в долевое строительство, заемные. Считает, что он имеет право на получение краевого жилищного сертификата. Отказ в предоставлении субсидии считает незаконным, так как решение о приобретении квартиры по адресу <адрес> принималось им с учетом выдачи субсидии, которую обещал выдать ответчик. Непредставление ему субсидии в виде краевого жилищного сертификата нарушило его право на улучшение жилищных условий. Поскольку его право на получение краевого жилищного сертификата возникло еще в 2011 году, то для расчета субсидии необходимо применять показатели рыночной стоимости квадратного метра жилья в Пермском крае в 2011году. Средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, в Березовском муниципальном районе на IV квартал 2011 года составляет 18 103 рубля. То есть для его семьи состоящей из 2 человек размер субсидии на IV квартал 2011 года составлял 760 326 рублей.
В судебном заседании истец Курбатов И.А. не участвует, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Федотовских О.В. и Федотовских М.Е. исковые требования Курбатова И.А. поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просят удовлетворить требования Курбатова И.А. в полном объеме.
Представитель ответчика, Министерства социального развития Пермского края, Старцева Н.А., в судебном заседании не участвует, в суд представлен отзыв, в котором представитель Министерства просит отказать в удовлетворении исковых требований Курбатова И.А. в полном объеме, просит судебные заседания по данному делу проводить без участия представителя Министерства.
Представитель ответчика, администрации Березовского муниципального района, Петрова А.М. исковые требования Курбатова И.А. не признала, просит отказать в удовлетворении исковых требований Курбатова И.А. в полном объеме.
Представитель ответчика, администрации Березовского сельского поселения, Лысенко С.Р. исковые требования Курбатова И.А. признала, считает, что за истцом следует признать право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения и обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить Курбатову И.А. субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере определенной Пермской краевой комиссией в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании третье лицо Курбатова Т.М. не участвует, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена.
Суд, изучив представленные материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, находит требования Курбатова И.А. к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения подлежащими удовлетворению частично.
Согласно служебной записке руководителя Аппарата Правительства Пермского края от 26.08.2011 г. № СЭД-01-47-1321 «Об ответственном секретаре краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» Министерство осуществляет организацию предоставления мер социальной поддержки пострадавшим от политических репрессий (л.д. 54-55).
Как следует из ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, признание Курбатова И.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям администрации Березовского муниципального района Пермского края и администрации Березовского сельского поселения Пермского края.
Постановлением Правительства от 28 мая 2008 года № 128-п утверждены Правила выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным льготным категориям граждан, в отношении которых существуют расходные обязательства Пермского края по обеспечению их жилыми помещениями (далее - краевые жилищные сертификаты), а именно реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами.
Проверку оснований нуждаемости в жилых помещениях, определение права на получение субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - субсидии), разъяснение условий и порядка получения субсидий, формирование и утверждение общих списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение субсидий, а также расчет размера предоставляемых субсидий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, осуществляет Пермская краевая комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Согласно п.3.1 Правил правовые акты Правительства Пермского края о распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных для выдачи субсидий отдельным категориям граждан, с указанием муниципального района (городского округа), фамилии, имени, отчества граждан - получателей субсидий, размера предоставляемых субсидий разрабатываются Пермской краевой комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия правовых актов Правительства Пермского края, указанных в пункте 3.1 настоящих Правил, Пермская краевая комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий направляет в адрес граждан - получателей субсидий заказные письма с указанием режима работы органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края и сроков получения краевых жилищных сертификатов.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия правового акта Правительства Пермского края органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края получают в Министерстве ЖКХ бланки краевых жилищных сертификатов.
Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края на основании правового акта Правительства Пермского края в течение пятнадцати дней с даты получения бланков краевых жилищных сертификатов от Министерства ЖКХ выдают краевые жилищные сертификаты гражданам - получателям субсидий.
В соответствии с п. 1.2 Правил нуждающимися в предоставлении жилых помещений признаются граждане из числа перечисленных в настоящем пункте категорий:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края по месту жительства гражданина;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно общему списку граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение краевых жилищных сертификатов по состоянию на 01 июня 2010 года реабилитированных граждан по Березовскому муниципальному району Курбатов И.А. был поставлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий 23 мая 1985 года (л.д. 64).
Согласно удостоверению № Курбатов И.А. является получателем пенсии по старости с 14 ноября 1990 года (л.д. 29).
Согласно справке о реабилитации от 24 июня 2002 года №, выданной Военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа (л.д. 16), а также Свидетельству № А 728420 (л.д. 11) Курбатов И.А. признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
Согласно справке серии МСЭ-2006 № Курбатов И.А. является инвали<адрес> группы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Согласно справке администрации Березовского сельского поселения семья Курбатова И.А. состоит из двух человек – его самого и его жены Курбатовой Т.М. (л.д. 15).
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Курбатов И.А. был снят с учета на получение жилых помещений в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д 13).
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Курбатов И.А. был восстановлен в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма (л.д. 14, 25).
Согласно справке Администрации Березовского сельского поселения Курбатов И.А. на ДД.ММ.ГГГГ не был исключен из очереди на улучшение жилищных условий (л.д. 74).
По результатам рассмотрения акта технического обследования жилого дома от 12 октября 2010 года (л.д. 6-10) заключением межведомственной комиссии от 05 мая 2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления (л.д. 17).
Факты обращений истца с устными запросами в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий о сроке предоставления ему краевого жилищного сертификата, факты дачи ему сотрудниками данной комиссии указанных Курбатовым И.А. рекомендаций а так же то, что решения о продаже квартиры по адресу: <адрес> о приобретении квартиры по адресу: <адрес> принималось Курбатовым И.А. вынужденно, с учетом выдачи субсидии, обещанной ему при обращениях, ответчиками не оспариваются.
Согласно письму Министерства социального развития Пермского края от 11 октября 2011 года Курбатов И.А. состоит в краевом списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 1 (л.д. 28).
Согласно договору купли-продажи от 13 декабря 2011 года квартира по адресу: <адрес> продана Курбатовым И.А. и Курбатовой Т.М. за 700 000 рублей (л.д. 84-85).
Согласно выпискам из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества Курбатов И.А. и Курбатова Т.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имели в общей совместной собственности квартиру по адресу: <адрес>; в отношении квартиры по адресу: <адрес> государственная регистрация прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-76).
Согласно договору от 11 апреля 2011 года Курбатов И.А. и Курбатова Т.М. заключили с ОАО «Строительно-монтажный трест № 14» договор участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес>; цена договора 943 800 рублей (л.д. 86-92).
Согласно Свидетельству государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Курбатовым И.А. и Курбатовой Т.М. зарегистрировано право общей совместной собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв. м. (л.д. 93).
Таким образом, на момент восстановления Курбатова И.А. в очереди у него имелась вся совокупность необходимых для получения краевого жилищного сертификата условий. Непредставление Курбатову И.А. субсидии в виде краевого жилищного сертификата нарушило его право на улучшение жилищных условий.
Поскольку право на получение краевого жилищного сертификата возникло у Курбатова И.А. еще в 2011 году, то для расчета субсидии необходимо применять показатели рыночной стоимости квадратного метра жилья в Пермском крае в 2011году.
Средняя расчетная стоимость 1 квадратного места общей площади жилья для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, в Березовском муниципальном районе на IV квартал 2011года составляет 18 103 рублей (Распоряжение Правительства Пермского края № 178-рп от 09 сентября 2011года).
В соответствии с п.1.8, 2.4 Правил для семьи Курбатова И.А., состоящей из 2 человек, размер субсидии на IV квартал 2011года составлял 760 326 рублей (18103 рублей * 42 кв. м.).
Согласно п. 2.9 Правил условием предоставления субсидии гражданам, проживающим в жилых помещениях по договору социального найма, а также в помещениях, находящихся в собственности граждан и признанных в установленном порядке непригодными для проживания, является представление указанными гражданами обязательства о сдаче жилого помещения (передаче жилого помещения в муниципальную собственность).
С учетом того, что принадлежавшее Курбатову И.А. и его жене Курбатовой Т.М. жилое помещение по адресу: <адрес> было ими продано, суд считает, что размер субсидии должен быть уменьшен на сумму вырученную ими от продажи квартиры, то есть на 700 000 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Курбатовым <данные изъяты> право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения.
Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить Курбатову <данные изъяты> субсидии из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 60 326 (шестьдесят тысяч триста двадцать шесть) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Сидоров А.Л.
Копия верна: