Дело № 2-205
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Березовка 16 июля 2012 года
Березовский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.Л.,
при секретаре Кановой Г.И.,
с участием заместителя прокурора Березовского района Доминовой И.Н.,
представителей ответчиков:
администрации Березовского сельского поселения Лысенко С.Р.,
Совета депутатов Березовского сельского поселения Зерниной О.А.,
представителя третьего лица – инспектора дорожного надзора МО МВД России «Кунгурский» Татаринова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения и к Совету депутатов Березовского сельского поселения об отмене решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28, о признании незаконными и нарушающими права граждан действий администрации Березовского сельского поселения по отключению уличного освещения на всей территории Березовского сельского поселения за исключением улицы Центральная и площади на улице Куйбышева с. Березовка, о возложении обязанности на администрацию Березовского сельского поселения незамедлительно возобновить уличное освещение на всей территории Березовского сельского поселения и организовать уличное освещение на улицах Березовского сельского поселения: Черемуховая, Вознесенская, Дачная, Заречная, Ивана Карасова, Магистральная, Набережная, Олега Кошевого, Садовая, Солнечная, Школьная, Переулок Луговой, Луговая, Коммунальная, Дорожная, Зеленая, Школьная д. Копчиково в срок до 31 декабря 2014 года, приостановить действие решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28 до вступления в законную силу решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения и к Совету депутатов Березовского сельского поселения об отмене решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28, о признании незаконными и нарушающими права граждан действий администрации Березовского сельского поселения по отключению уличного освещения на всей территории Березовского сельского поселения за исключением улицы Центральная и площади на улице Куйбышева с. Березовка, о возложении обязанности на администрацию Березовского сельского поселения незамедлительно возобновить уличное освещение на всей территории Березовского сельского поселения, обязать администрацию Березовского сельского поселения организовать уличное освещение на улицах Березовского сельского поселения: Черемуховая, Вознесенская, Дачная, Заречная, Ивана Карасова, Магистральная, Набережная, Олега Кошевого, Садовая, Солнечная, Школьная, Переулок Луговой, Луговая, Коммунальная, Дорожная, Зеленая, Школьная д. Копчиково в срок до 31 декабря 2014 года, приостановить действие решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28 до вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании заместитель прокурора Березовского района Доминова И.Н. исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что прокуратурой Березовского района проверена законность решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24.04.2012 года № 28. Указанным решением предписано разрешить администрации Березовской сельского поселения отключить уличное освещение на период с 15 мая 2012 года по 15 августа 2012 года на всей территории Березовского сельского поселения за исключением улицы Центральная и площади на улице Куйбышева с. Березовка. Проверкой установлено, что администрацией Березовского сельского поселения в целях реализации полномочий по организации уличного освещения на территории поселения заключен договор электроснабжения № 241 от 01.01.2012 года с ОАО «Пермская энергосбытовая компания», приложениями к данному договору являются схемы учета на 30.01.2012 г. и на 12.03.2012 г. Согласно схеме учета на 12.03.2012 г. освещению подлежат 40 точек учета, в их числе указан перечень улиц поселения, на которых осуществляется уличное освещение. Также администрацией Березовского сельского поселения заключен договор б/н от 01.01.2012 г. с ООО «Стройсервис» на техническое обслуживание электросетей наружного освещения, в приложении № 1 к договору указан перечень имущества, подлежащего техническому обслуживанию. Несмотря на принятые меры по организации уличного освещения и несению соответствующих расходов, администрацией поселения ежегодно в целях экономии бюджетных средств на всей территории поселения отключается наружное уличное освещение на период с мая по август, в данном случае уличное освещение отключено с 15.05.2012 года и планируется по 15.08.2012 года. При этом администрация поселения формально заручается решением представительного органа по данному поводу.
Проверка показала, что органами местного самоуправления Березовского сельского поселения, при принятии решения о бюджете на очередной 2012 финансовый год средства, заложенные на расходы по уличному освещению составили 3106,0 тыс. рублей. Расходы, понесенные администрацией на оплату уличного освещения за 3 месяца (январь-март 2012 год) согласно платежным поручениям составили 596666 рублей. В соответствии с приложением № 1А к договору электроснабжения № 241 от 01.01.2012 года договорные объемы потребления электрической энергии и мощности на 2012 год за летние месяцы составляют наименьшие показатели в сравнении с другими месяцами, а именно: май – 14 000 кВтч, июнь – 10 000 кВтч, июль – 13 000 кВтч, август – 19 000 кВтч. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что администрацией поселения изначально при формировании расходной части бюджета на 2012 год, расходы по организации уличного освещения были заложены с учетом экономии средств в летние месяцы, и тем самым принятие Советом депутатов Березовского сельского поселения решения о разрешении отключения уличного освещения было предопределено, что является недопустимым и ставит под сомнение авторитет представительной и исполнительной власти. При указанных обстоятельствах органы местного самоуправления поселения не вправе снимать с себя обязательства по выполнению полномочий прямо установленных законом и самоустраняться от их выполнения в целях экономии бюджетных средств, тем более что это может повлечь за собой возникновение социальной напряженности среди населения. Наряду с этим установлено, что администрацией Березовского сельского поселения не организовано и не осуществляется уличное освещение на следующих улицах Березовского сельского поселения: Черемуховая, Вознесенская, Дачная, Заречная, Ивана Карасова, Магистральная, Набережная, Олега Кошевого, Садовая, Солнечная, Школьная, Переулок Луговой, Луговая, Коммунальная, Дорожная, Зеленая, и Школьная д. Копчиково, что подтверждается информацией администрации поселения от 17.05.2012 г. № 345. Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отключение уличного освещения в ночное время на тех улицах, где оно предусмотрено, а также отсутствие уличного освещения на улицах, где оно не организовано, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, в том числе создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Решение Совета депутатов Березовского сельской поселения «Об отключении уличного освещения» от 24.04.2012 года № 28 нарушает права и свободы граждан – неопределенного круга лиц – в связи с чем должно быть признано незаконным и необоснованным и подлежит отмене.
Представитель ответчика – Совета депутатов Березовского сельского поселения Зернина О.А. исковые требования прокурора признала частично и пояснила, что 24.04.2012 года Советом депутатов Березовского сельского поселения было принято решение №28 «Об отключении уличного освещения», период отключения с 15.05.2012 года по 15.08.2012 года. Освещение было отключено на всех улицах, где оно было, за исключением улиц Центральная и Куйбышева с. Березовка. Сделано это было в целях экономии бюджетных средств. В настоящее время продолжительность светового дня значительная, поэтому принятое решение никак не нарушает права и интересы граждан. С тем, что уличное освещение необходимо организовать на тех улицах, где его нет, она согласна.
Представитель ответчика – администрации Березовского сельского поселения Лысенко С.Р. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что решением Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28 права и свободы жителей Березовского сельского поселения нарушены не были, так как включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности, а естественная освещенность вполне достаточна для передвижения в темное время суток. Кроме того, допускается частичное отключение наружного освещения в ночное время в случае небольшой интенсивности движения пешеходов и транспортных средств. Наружное освещение улиц отключено в связи с экономией денежных средств в бюджете на оплату электроэнергии и для повышения эффективности и оптимизации использования энергетических ресурсов в с. Березовка, а также в связи с увеличением светового дня.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» Татаринов В.В. согласен с исковыми требованиями прокурора, полное отключение уличного освещения недопустимо, необходимо включить его на тех улицах, где оно есть, и организовать там, где его нет; отключение уличного освещения влияет на безопасность дорожного движения.
Свидетель, заведующий сектором имущественных отношений администрации Березовского сельского поселения Бурылов Д.В. показал, что решение Совета депутатов об отключении освещения летом принималось в целях экономии бюджетных средств.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ) предусматривает, что
организация освещения улиц относится к вопросам организации благоустройства
территории, которое возложено на органы местного самоуправления поселения.
Обязанность по благоустройству территории поселения в части организации
освещения улиц также закреплено за поселением на основании Устава Березовского
сельского поселения.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу п.7.44. Свода правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» – на улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2 или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается. Указанный Свод правил утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 года № 783 и введен в действие с 20 мая 2011 года.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
Отключение уличного освещения в ночное время на тех улицах, где оно предусмотрено, а также отсутствие уличного освещения на улицах, где оно не организовано, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, в том числе создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу вышеизложенного, решение Совета депутатов Березовского сельской поселения «Об отключении уличного освещения» от 24.04.2012 года № 28 нарушает права и свободы граждан - неопределенного круга лиц - в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенной круга лиц.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федераций муниципальных образований.
Требование прокурора приостановить в соответствии с ч.4 ст.254 ГПК РФ действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда удовлетворению не подлежит, поскольку дело рассматривалось в порядке искового судопроизводства, а не в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Отменить решение Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28, признать незаконными и нарушающими права граждан действия администрации Березовского сельского поселения по отключению уличного освещения на всей территории Березовского сельского поселения за исключением улицы Центральная и площади на улице Куйбышева с. Березовка.
Обязать администрацию Березовского сельского поселения незамедлительно возобновить уличное освещение на всей территории Березовского сельского поселения.
Обязать администрацию Березовского сельского поселения организовать уличное освещение на улицах Березовского сельского поселения: Черемуховая, Вознесенская, Дачная, Заречная, Ивана Карасова, Магистральная, Набережная, Олега Кошевого, Садовая, Солнечная, Школьная, Переулок Луговой, Луговая, Коммунальная, Дорожная, Зеленая, Школьная д. Копчиково в срок до 31 декабря 2014 года.
В удовлетворении требований приостановить в соответствии с ч.4 ст.254 ГПК РФ действие решения Совета депутатов Березовского сельского поселения «Об отключении уличного освещения» от 24 апреля 2012 года № 28 до вступления в законную силу решения суда отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Сидоров А.Л.