Апелляционное определение о взыскании субсидии на твердое топливо



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения

«02» июля 2010 года п. Берёзовка

Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шарабаевой Е.В.,

при секретаре Кайдалиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального Управления социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края на решение мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края Белявцевой Е.А. от 09.04.2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Березовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лаврентьевой Надежды Евдокимовны к Муниципальному Управлению социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края о взыскании суммы недоплаченной субсидии на твердое топливо,

у с т а н о в и л :

прокурор Березовского района Красноярского края обратился к мировому судье с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лаврентьевой Н.Е. о взыскании с Муниципального Управления социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края (далее - МУСЗН Березовского района) за счет средств Березовского района в пользу Лаврентьевой Н.Е. сумм недоплаченной субсидии на твердое топливо в размере 277,16 рублей.

Свои требования прокурор Березовского района Красноярского края мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что Лаврентьева Н.Е. является ветераном труда. Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п.«б» ч.1 ст.4 Закона Красноярского края от 10.12.2004 г. N 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», ветеранам труда края предоставляются следующие меры социальной поддержки: 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.3 Закона Красноярского края от 27.09.1996 г. N 11-339 «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края», размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равен в городах, поселках и сельской местности - 22 кв.м общей площади жилого помещения.

Полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме субсидий.

В соответствии со ст. 14 и 23 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения полного комплекта документов, установленных настоящим Законом, принимает решение о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении, рассчитывает размер субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и доводит соответствующее решение до заинтересованных лиц. В установленных законом случаях производит перерасчет субсидий.

Субсидии предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования. По решению органа местного самоуправления субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы органа местного самоуправления (ст. 24 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»).

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края. Средства на предоставление субсидий утверждаются законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (ст. 26 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»).

В силу ч. 1 и ч. 8 ст. 23 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, орган местного самоуправления производит перерасчет субсидии и дополнительных мер социальной поддержки без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

В соответствии с Положением о Муниципальном управлении социальной защиты населения Березовского района, утвержденным постановлением администрации района № 1143 от 04.12.2007 года, в Березовском районе функции по предоставлению, начислению и перерасчету субсидий на оплату жилья возложены на Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района.

По 02.04.2009 г. предельная цена на твердое топливо (дрова - швырок всех групп пород), реализуемое гражданам, были установлены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 513-П и для Березовского района составляла 720,5 рублей.

С 03.04.2009 г. предельная цена на твердое топливо (дрова - швырок всех групп пород), реализуемое гражданам, установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2009 г. № 117-П и для Березовского района составила 805,19 рублей.

Несмотря на изменение цены твердого топлива, перерасчет субсидии инвалиду на приобретение твердого топлива с 04.04.2009 г. муниципальным управлением социальной защиты населения администрации Березовского района не произведено, субсидия на весь 2009 год рассчитана и выплачена исходя из цены на твердое топливо 720,5 рублей.

Непроведение перерасчета аргументировано письмом Министерства социальной политики Красноярского края от 26.03.2009 г. № 3076-09, в котором указано, что назначенные и выплаченные меры социальной поддержки и субсидии с учетом доходов на твердое топливо по ранее действующим предельным ценам перерасчету не подлежат.

Однако, в соответствии с п.«а» ч.1, ч.8 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», орган местного самоуправления производит перерасчет размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта в случаях изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг.

В судебном заседании 30 декабря 2009 года истцом было подано заявление об изменении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика сумму недоплаченной субсидии на твердое топливо в размере 276 рублей 95 копеек.

Решением мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края от 09.04.2010 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением мирового судьи, ответчиком - МУСЗН Березовского района подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что, при вынесении Мировым судьей решения не применен закон, подлежащий применению - Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов», которым утвержден общий размер субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг и методика распределения субвенций из фонда компенсаций.

Согласно утвержденной Законом края о бюджете методике объем субвенций конкретному муниципальному образованию рассчитывался отдельно на предоставление субсидий по оплате жилья и отдельно для оплаты за коммунальные услуги. Кроме того, и расчет субвенций на предоставление субсидий по оплате за коммунальные услуги также рассчитывался отдельно:

на коммунальные услуги (без учета отопления, приобретения и доставки топлива),

на отопление;

на приобретение и доставку топлива.

Расчет субвенции на предоставление субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением приобретения и доставки топлива, произведен из расчета:

численности лиц, имеющих право на получение субсидии;

социальной нормы жилой площади;

стоимости жилищной услуги;

норматива стоимости отопления;

числа месяцев в году.

Расчет субвенции на предоставление субсидии на приобретение и доставку топлива произведен из расчета:

численности лиц, имеющих право на получение субсидии;

нормы потребления твердого топлива;

цены на твердое топливо.

Расчет субвенции на предоставление субсидии на приобретение и доставку не содержит такого критерия, как число месяцев в году.

Расчет субсидии на приобретение и оплату доставки топлива произведен без числа месяцев в году, поскольку приобретение топлива и его доставка производятся одномоментно по ценам, действующим в момент выплаты субсидии, и последующему перерасчету не подлежит.

Если же следовать логике Мирового судьи, лица, имеющие право на получение субсидии на приобретение и доставку топлива, и получившие субсидию после изменения цен на твердое топливо, окажутся в неравном положении с теми лицами, которые получили субсидию по ранее действовавшим ценам.

Лица, получившие субсидию до 02.04.2009г. по ценам, утвержденным постановлением Совета администрации края от 29.12.2007г. № 513-п, получили субсидию в размере достаточном для приобретения топлива в пределах утвержденной нормы. В связи с изменением цен после 02.04.2009 согласно постановлению Правительства края от 17.03.2009г. № 117-п указанные лица получат еще доплату сверх установленной нормы потребления топлива.

Лицам, обратившимся за получением субсидии на приобретение и доставку топлива после 02.04.2009 года, расчет субсидии должен был быть произведен по ценам, установленным как постановлением Совета администрации края от 29.12.2007г. № 513-п, так постановлением Правительства края от 17.03.2009г. № 117-п.

Поскольку цена за твердое топливо согласно постановлению Совета администрации края от 29.12.2007г. № 513-п ниже, чем по постановлению Правительства края от 17.03.2009г. № 117-п, лица, обратившиеся за субсидией на приобретение и доставку топлива после 02.04.2009 г., получат субсидию в размере недостаточном для приобретения и доставки топлива по установленным нормам.

При вынесении решения Мировым судьей не учтены положения Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, как юридическое лицо, не принимало на себя обязательств по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Указанная мера социальной поддержки установлена Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах», форма её предоставления - Законом края от 17.12.2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Полномочия по осуществлению государственных полномочий переданы муниципальному образованию - Березовский район.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также указывает - в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Таким образом, муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района является ненадлежащим ответчиком по заявленным Прокурором требованиям.

Решение о взыскании сумм субсидии на твердое топливо принято Мировым судьей.

По своей сути правоотношения, сложившиеся между гражданином и управлением социальной защиты населения администрации Березовского района по выплате субсидии на приобретение и доставку топлива, не являются гражданско-правовыми, а вытекают из публичных правоотношений.

Постановлением от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления)».

В соответствии со статьями 22 - 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, вытекающие из публичных правоотношений, подсудны районным судам. Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона края от 17.12.2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» орган местного самоуправления края в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг производит перерасчет размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, без истребования каких-либо документов.

Процедура перерасчета включает в себя:

перерасчет размера субсидии с учетом новых цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг;

оформление протокола перерасчета субсидии;

подписание протокола руководителем муниципального управления социальной защиты населения администрации Березовского района.

Таким образом, основанием для выплаты субсидии является решение руководителя органа местного самоуправления - муниципального управления социальной защиты населения администрации Березовского района.

В отношении истца муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района решение о перерасчете размера субсидии на твердое топливо не принимало.

Бездействие органа местного самоуправления Прокурором не оспаривается.

Следовательно, Прокурор считает, что не принятие решения МУСЗН Березовского района о перерасчете субсидии на твердое топливо соответствует закону.

Поскольку прокурором не оспаривается факт незаконности бездействия органа местного самоуправления, решение о перерасчете не принято. Следовательно, отсутствуют основания для взыскания с МУСЗН Березовского района заявленных прокурором сумм субсидии на твердое топливо.

Мировой судья производит взыскание суммы субсидии на твердое топливо за счет средств, поступающих на счет муниципального управления социальной защиты населения Березовского района для выплаты сумм субсидий на твердое топливо.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждено Решением районного Совета депутатов Березовского района «Об утверждении бюджета района на 2009 год» муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) с муниципальными бюджетными учреждениями.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Таким образом, возложение ответственности по выплате субсидии на твердое топливо на бюджет муниципального образования незаконно.

Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района является бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Таким образом, муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, как юридическое лицо, не вправе распоряжаться бюджетом муниципального образования.

В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В данном гражданском деле муниципальное образование, главным распорядителем бюджетных средств которого может выступать муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, не привлекалось.

Прокурором, истцом, третьим лицом решение мирового судьи не обжаловалось.

Лаврентьева Н.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще и своевременно, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. Дело рассматривается в ее отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Иванкова Ю.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, а решение мирового судьи законным. Дополнительно пояснить ничего не пожелала.

Представитель ответчика - МУСЗН Березовского района Рау И.И., действующая на основании доверенности № 1 от 11.01.2010 года, жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что Муниципальное управление социальной защиты населения, осуществляет расчет необходимой суммы субсидий, направляет заявку в Министерство социальной политики Красноярского края, которое в свою очередь перечисляет указанную в заявке сумму на расчетный счет Муниципального управления социальной защиты населения Березовского района. То есть, возмещение расходов осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4395 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» на 2009 года и плановый период 2010-2011 годов, из краевого бюджета на указанные цели. В дальнейшем МУСЗН Березовского района руководствуется ст. 24 Закона Красноярского края «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», которой предусмотрено, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки указанные в ст. ст. 2-11 приведенного Закона, предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления до установленного срока внесения выплаты за жилье и коммунальные услуги на имеющиеся или открываемые получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-11 Закона, банках банковские счета или вклады до востребования. По решению органа местного самоуправления субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в ст. 2-11 Закона, могут представляться путем выплаты из кассы органа местного самоуправления или управомоченного им муниципального учреждения в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидии и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-11 Закона, не имеют возможности открыть банковские счета или вклады до востребования или пользоваться ими. Исключением в данном случае является получение гражданами субсидии на твердое топливо, поскольку, получателю, указанным способом выплачивается сумма субсидии не ежемесячно до установленного срока, а одномоментно. Приведенные выше правовые акты являются действующими, их положения не оспорены и не отменены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеева Н.Г., действующая на основании доверенности от 19.05.2010 года, апелляционную жалобу считает обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение мирового судьи подлежащим отмене. Дополнительно суду пояснила, что финансирование расходов в соответствии со ст. 26 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», связанное с предоставлением субсидий, является расходным обязательством Красноярского края. На осуществление государственных полномочий местным бюджетам предоставляются финансовые средства в форме субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Статьей 18 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов» утвержден общий размер субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг и методика распределения субвенций из фонда компенсаций. В связи с этим объем субвенций конкретному муниципальному образованию рассчитывался отдельно на предоставление субсидий по оплате жилья и отдельно для оплаты коммунальных услуг. Кроме того, расчет субвенций на предоставление субсидий по оплате за коммунальные услуги также рассчитывался отдельно. При расчете субвенций на предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в отличии от расчета субвенции на предоставлении субсидии на приобретение и доставку топлива расчет произведен с учетом числа месяцев в году. Расчет субвенций на предоставление субсидии на приобретение и доставку твердого топлива не содержит такого критерия, как число месяцев в году, поскольку приобретение топлива и его доставка производятся одномоментно по ценам, действующим в момент выплат субсидии, и последующему перерасчету не подлежат. Перерасчет суммы субсидий на твердое топливо в соответствии со ст. 23. Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в данном случае не производится. Прокурор в исковом заявлении просит взыскать с МУСЗН Березовского района Красноярского края убытки, причиненные гражданину. Однако МУСЗН Березовского района Красноярского края не принимало на себя обязательств по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Указанная мера социальной поддержки установлена Законом Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», Законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Полномочия по осуществлению государственных полномочий переданы муниципальному образования - Березовскому району. В связи с этим на основании ст. 16 ГК РФ убытки причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Ответчиком по делам о взыскании убытков причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов являются Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа. Кроме того, являясь бюджетным учреждением, МУСЗН администрации Березовского района Красноярского края может выступать в суде в качестве ответчика только по своим денежным обязательствам. С учетом указанных обстоятельств, полагает, что МУСЗН Березовского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурорам требованиям. В связи с тем, что прокурор не оспаривает факт незаконности бездействия органа местного самоуправления, которым не принято решение о перерасчете, то отсутствуют основания для взыскания указанных в иске сумм. Возложение ответственности по выплате субсидий на твердое топливо на бюджет муниципального образования, является незаконным, так как органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев установленных соответствующими законами. Кроме того, если считать МУСЗН администрации Березовского района Красноярского края главным распорядителем бюджетных средств то в соответствии со ст. 158 БК РФ, к участию в деле следовало привлечь муниципальное образование в качестве ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:

оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;

изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение;

отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 настоящего Кодекса. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать в определении мотивы, по которым доводы жалобы, представления признаны неправильными и не являющимися основанием для отмены решения мирового судьи.

Суд первой инстанции, дав оценку представленным материалам и верно применив нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, оснований для изменения либо отмены решения мирового судьи не имеется.

В решении мирового судьи основания, по которым иск прокурора удовлетворен, приведены. Решение мотивировано, построено на фактических обстоятельствах и полностью соответствует предъявляемым к нему законом требованиям.

Как установлено мировым судьей, а также при настоящем рассмотрении дела, Федеральный закон от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п.б ч.1 ст.4 Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», ветеранам труда края предоставляются следующие меры социальной поддержки: 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Из ст. 7 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» следует, что меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг установленные в соответствии с действующими Федеральными законами, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются в форме субвенций. Их распределение производится в соответствии с Законом Красноярского края «О краевом бюджете».

Согласно Постановлению Администрации Березовского района Красноярского края от 04.12.2007 года «Об утверждении Положения о Муниципальном управлении социальной защиты населения Березовского района», Муниципальное управление социальной защиты населения Березовского района, является структурным подразделением администрации района, выполняющим задачи по социальной защите населения в районе и отвечающим за состояние, дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты в районе (п.п. 1.1 п. 1).

Согласно п.п.2.1.30 п.2 Положения № 1 МУСЗН Березовского района обеспечивает назначение, перерасчет и ежемесячную выплату гражданам субсидий через систему персонифицированных социальных счетов, а также организует предоставление мер социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.п. 2.1.11). Согласно п.п.2.2.2 указанного Положения МУСЗН Березовского района представляет интересы администрации района в судебных органах по вопросам, касающимся социальной защиты. Учитывая указанные положения, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что Муниципальное управление социальной защиты населения Березовского района является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем все доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты судом.

Орган местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 23 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» производит перерасчет размера субсидий, указанных в ст. 11 настоящего закона без истребования каких либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативно правового акта в случаях изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, и в случае изменения условий и порядка предоставления субсидий.

Согласно ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в ред. 24.12.2008 года № 1001) «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу указанного Постановления, перерасчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются. Согласно п. 28 «Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различной социально-демографической групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов. В случае если вновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета субсидий, подлежат перечислению получателю субсидий в порядке, установленном п. 50 настоящих Правил.

Из п. 50 указанных Правил следует, что недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны были быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

Согласно п. 45 «Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 76, предусмотрено, что часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива, может перечисляться за весь срок предоставления субсидий единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии. Однако данное обстоятельство не указано в Правилах, как основание непроведения перерасчета, в случае изменения тарифов.

В Законе Красноярского края «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», а также в «Правилах предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, каких-либо исключений, позволяющих не производить перерасчет сумм субсидий на твердое топливо, в случае изменения цен и тарифов, не содержится.

Довод жалобы о том, что дело не должно было рассматриваться мировым судьей, поскольку по сути правоотношения, сложившиеся между гражданином и управлением социальной защиты населения администрации Березовского района по выплате субсидии на приобретение и доставку топлива, не являются гражданско-правовыми, а вытекают из публичных правоотношений, также не может быть принят судом, так как в данном случае характер заявленного истцом требования не обусловлен обязанностью предъявления требования о признании незаконными действий (бездействия) МУСЗН администрации Березовского района. Право гражданина на получение субсидии на твердое топливо в судебном заседании никем не оспаривается. В данном случае стоимость топлива была изменена, сумма субсидии была получена не в полном объеме, требования истца сводятся к взысканию недоначисленной суммы субсидии. Способ защиты нарушенного права в силу закона принадлежит истцу. Таким образом, иск о взыскании недоначисленных сумм субсидии на твердое топливо носит имущественный характер.

Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование Березовский район также нашел отражение в решении мирового судьи и был отклонен в соответствии с законом, поскольку из смысла ст. 158 БК РФ следует, что главный распорядитель бюджетных средств выступает представителем ответчика по искам к публично-правовому образованию о возмещении вреда причиненного незаконными действиями органа данного образования в виду неисполнения гражданских обязательств, в том числе обязательств по гражданско-правовым сделкам, обязательств из причинения вреда и т.д. Мировым судьей правильно указано на то, что требования истца к требованиям о возмещении вреда (убытков) не сводятся, соответственно, положения ст. 158 БК РФ не подлежат применению при разрешении данного спора.

В связи с изложенным, недоплаченная Лаврентьевой Н.Е. сумма субсидии на твердое топливо подлежит взысканию с Муниципального управления социальной защиты населения Администрации Березовского района, являющегося получателем средств, предназначенных на выплаты сумм субсидий на твердое топливо для льготной категории граждан, за счет средств поступающих на эти цели.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 327, 328 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

решение мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края Белявцевой Е.А. от 09.04.2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Березовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лаврентьевой Надежды Евдокимовны к Муниципальному Управлению социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края о взыскании суммы недоплаченной субсидии на твердое топливо, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального Управления социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края - без удовлетворения.

Определение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий судья: Е.В. Шарабаева

...

...