Определение об оставлении решения без изменения



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения

«03» августа 2010 годап. Берёзовка

Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьиШарабаевой Е.В.,

при секретареКайдалиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края на решение мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края Белявцевой Е.А. от 09.04.2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Березовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Кожуховской Александры Яковлевны к Муниципальному Управлению социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края о взыскании суммы недоплаченной субсидии на твердое топливо,

у с т а н о в и л :

прокурор Березовского района Красноярского края обратился к мировому судье с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Кожуховской А.Я. о взыскании с Муниципального Управления социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края (далее - МУСЗН Березовского района) за счет средств Березовского района в пользу Кожуховской А.Я. сумм недоплаченной субсидии на твердое топливо в размере 277,16 рублей.

Свои требования прокурор Березовского района Красноярского края мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что Кожуховская А.Я. является инвалидом 2 группы - лицом, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты - ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст. 17 указанного закона, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме субсидий.

В соответствии со ст. 14 и 23 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения полного комплекта документов, установленных настоящим Законом, принимает решение о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении, рассчитывает размер субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и доводит соответствующее решение до заинтересованных лиц. В установленных законом случаях производит перерасчет субсидий.

Субсидии предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования. По решению органа местного самоуправления субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы органа местного самоуправления (ст. 24 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»).

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края. Средства на предоставление субсидий утверждаются законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (ст. 26 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»).

В силу ч. 1 и 8 ст. 23 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, орган местного самоуправления производит перерасчет субсидии и дополнительных мер социальной поддержки без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

В Березовском районе функции по предоставлению, начислению и перерасчету субсидий на оплату жилья возложены на Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района.

По 02.04.2009 предельная цена на твердое топливо (дрова - швырок всех групп пород), реализуемое гражданам, были установлены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 513-П и для Березовского района составляла 720,5руб.

С 03.04.2009 предельная цена на твердое топливо (дрова - швырок всех групп пород), реализуемое гражданам, установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2009 № 117-П и для Березовского района составила 805,19 руб.

Несмотря на изменение цены твердого топлива, перерасчет субсидии инвалиду на приобретение твердого топлива с 04.04.2009 муниципальным управлением социальной защиты населения администрации Березовского района не произведено, субсидия на весь 2009 год рассчитана и выплачена исходя из цены на твердое топливо 720,5руб.

Не проведение перерасчета аргументировано письмом Министерства социальной политики Красноярского края от 26.03.2009 № 3076-09, в котором указано, что назначенные и выплаченные меры социальной поддержки и субсидии с учетом доходов на твердое топливо по ранее действующим предельным ценам перерасчету не подлежат.

Однако, в соответствии с п.а ч.1, ч.8 ст. 23 Закона Красноярского края от

17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», орган местного самоуправления производит перерасчет размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта в случаях изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от

21.01.2005 № 17-п утвержден Порядок расчета отпуска твердого топлива населению в пересчете на уголь. Пунктом 3 указанного Порядка утверждена норма отпуска дров и порядок расчета дров на единицу площади жилья.

Так, единая норма отпуска топлива населению составляет 75,7 условного топлива на один квадратный метр общей площади жилого помещения в год. Коэффициент перевода условного топлива (дров) в натуральное - 0,266. Коэффициент перевода плотных кубических метров дров в складские - 0,7.

Площадь жилого помещения занимаемого Кожуховской А.Я. составляет 53,2 кв.м., социальная норма 22 кв.м.

Норма отпуска дров на занимаемое Кожуховской А.Я. жилое помещение в месяц составляет:

75,7 кг у.т. (норма отпуска условного топлива) : 1000 (коэффициент перевода из кг в тонны) : 0,266 (коэффициент перевода условного топлива в натуральное) : 0,7 (коэффициент перевода в складские куб. м) : 12 месяцев X 22,0 кв.м (площадь жилого помещения) = 0,745 скл. куб. м. в месяц.

0,745 : 30 = 0,0248 скл. куб. м в день - норма отпуска дров в день в апреле 2009 года.

Размер субсидии на твердое топливо за январь, февраль, март и 2 дня апреля 2009 года по цене дров, установленной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 513-П, будет составлять:

0,745 скл. куб. м. в месяц (норма отпуска дров в месяц) X 3 месяца X 720,5 руб. (цена твердого топлива) + 0,0248 скл. куб. м в день X 2 дня X 720,5 руб. (цена твердого топлива) =

1610,32 + 35,7 = 1646,02 руб. : 2 (50%) = 823,01 руб.

Размер субсидии на твердое топливо за 8 месяцев (с мая по декабрь) и 28 дней апреля 2009 года по цене дров, установленной Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2009 № 117-П, будет составлять:

0,745 скл. куб. м. в месяц (норма отпуска дров в месяц) X 8 месяцев X 805,19 руб. (цена твердого топлива) + 0,0248 скл. куб. м в день X 28 дней X 805,19 руб. (цена твердого топлива) =

4798,93 + 559,12 = 5358,08 руб. : 2 (50%) = 2679,03 руб.

Размер субсидии на твердое топливо в 2009 году составляет:

823,01 руб. + 2679,03 руб. = 3502,04 руб.

Согласно справке Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района Кожуховской А.Я. за 2009 год начислена и выплачена субсидия в размере 3224,88 руб.

Недоплата Кожуховской А.Я. по субсидии на твердое топливо за 2009 год составляет: 3502,04 руб. - 3224,88 руб. = 277,16 руб.

При указанных обстоятельствах сумма недоплаченной субсидии на твердое топливо подлежит взысканию в пользу Кожуховской А.Я. с Муниципального управления социальной защиты населения администрации Березовского района за счет средств муниципального бюджета.

В судебном заседании 30 декабря 2009 года истцом было подано заявление об изменении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика сумму недоплаченной субсидии на твердое топливо в размере 276 рублей 95 копеек.

Решением мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края от 09.04.2010 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением мирового судьи, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора – Министерством социальной политики Красноярского края подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что, Министерство социальной политики Красноярского края (далее по тексту Министерство) считает данное решение не законным по следующим основаниям:

1. При вынесении решения Мировым судьей применен закон, не подлежащий применению.

Кожуховская А.Я. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ №937167 от 28.02.2000г.

Мировой судья обосновывает право Кожуховской А.Я. на получение мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение твердого топлива нормами Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Красноярского края от 10.12.2004г. №12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов». Указанные законы устанавливают правовые гарантии социальной защиты ветеранов труда. Кожуховская А.Я. является инвалидом 2 группы. Действие названных выше законов Российской Федерации и Красноярского края не распространяется на инвалидов.

2. При вынесении Мировым судьей решения не применен закон, подлежащий применению - Закон края от 04.12.2008г. № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов», которым утвержден общий размер субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг и методика распределения субвенций из фонда компенсаций.

Согласно утвержденной Законом края о бюджете методике объем субвенций конкретному муниципальному образованию рассчитывался отдельно на предоставление субсидий по оплате жилья и отдельно для оплаты за коммунальные услуги. Кроме того, и расчет субвенций на предоставление субсидий по оплате за коммунальные услуги также рассчитывался отдельно:

на коммунальные услуги (без учета отопления, приобретения и доставки топлива),

на отопление;

на приобретение и доставку топлива.

Расчет субвенции на предоставление субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением приобретения и доставки топлива, произведен из расчета:

численности лиц, имеющих право на получение субсидии;

социальной нормы жилой площади;

стоимости жилищной услуги;

норматива стоимости отопления;

числа месяцев году.

Расчет субвенции на предоставление субсидии на приобретение и доставку топлива произведен из расчета:

численности лиц, имеющих право на получение субсидии;

нормы потребления твердого топлива;

цены на твердое топливо.

Расчет субвенции на предоставление субсидии на приобретение и доставку не содержит такого критерия, как число месяцев в году.

Расчет субсидии на приобретение и оплату доставки топлива произведен без числа месяцев в году, поскольку приобретение топлива и его доставка производятся одномоментно по ценам, действующим в момент выплаты субсидии, и последующему перерасчету не подлежит.

Из решения мирового судьи следует, что лица, имеющие право на получение субсидии на приобретение и доставку топлива, и получившие субсидию после изменения цен на твердое топливо, окажутся в неравном положении с теми лицами, которые получили субсидию по ранее действовавшим ценам.

Лица, получившие субсидию до 02.04.2009 по ценам, утвержденным постановлением Совета администрации края от 29.12.2007 № 513-п, получили субсидию в размере достаточном для приобретения топлива в пределах утвержденной нормы. В связи с изменением цен после 02.04.2009 согласно постановлению Правительства края от 17.03.2009 № 117-п указанные лица получат еще доплату сверх установленной нормы потребления топлива.

Лицам, обратившимся за получением субсидии на приобретение и доставку топлива после 02.04.2009. расчет субсидии должен был быть произведен по ценам, установленным как постановлением Совета администрации края от 29.12.2007 № 513-п, так постановлением Правительства края от 17.03.2009 № 117-п.

Поскольку цена за твердое топливо согласно постановлению Совета администрации края от 29.12.2007 № 513-п ниже, чем по постановлению Правительства края от 17.03.2009 № 117-п, лица, обратившиеся за субсидией на приобретение и доставку топлива после 02.04.2009, получат субсидию в размере недостаточном для приобретения и доставки топлива по установленным нормам.

3. При вынесении решения Мировым судьей не учтены положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым меры социальной, защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, как юридическое лицо, не принимало на себя обязательств по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Указанная мера социальной поддержки установлена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», форма её предоставления - Законом края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Полномочия по осуществлению государственных полномочий переданы муниципальному образованию - Березовский район.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также указывает - в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Таким образом, муниципальное управление социальной зашиты населения администрации Березовского района является ненадлежащим ответчиком по заявленным Прокурором требованиям.

4. Решение о взыскании сумм субсидии на твердое топливо принято Мировым судьей.

По своей сути правоотношения, сложившиеся между гражданином и управлением социальной защиты населения администрации Березовского района по выплате субсидии на приобретение и доставку топлива, не являются гражданско-правовыми, а вытекают из публичных правоотношений.

Постановлением от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления)».

В соответствии со статьями 22 - 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, вытекающие из публичных правоотношений, подсудны районным судам. Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.

5. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона края от 17.12.2004 № 13-2804«О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» орган местного самоуправления края в случае изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг производит перерасчет размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1 настоящего Закона, без истребования каких-либо документов.

Процедура перерасчета включает в себя:

перерасчет размера субсидии с учетом новых цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг;

оформление протокола перерасчета субсидии;

- подписание протокола руководителем муниципального управления социальной защиты населения администрации Березовского района.

Таким образом, основанием для выплаты субсидии является решение руководителя органа местного самоуправления - муниципального управления социальной защиты населения администрации Березовского района.

В отношении истца муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района решение о перерасчета размера субсидии на твердое топливо не принимало.

Бездействие органа местного самоуправления Прокурором не оспаривается.

Следовательно, Прокурор считает, что не принятие решения МУСЗН Березовского района о перерасчете субсидии на твердое топливо соответствует закону.

Поскольку, Прокурором не оспаривается факт незаконности бездействия органа местного самоуправления, решение о перерасчете не принято. Следовательно, отсутствуют основания для взыскания с МУСЗН Березовского района заявленных Прокурором сумм субсидии на твердое топливо.

6. Мировой судья производит взыскание суммы субсидии на твердое топливо насчет средств, поступающих на счет муниципального управления социальной защиты населения Березовского района для выплаты сумм субсидий на твердое топливо.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждено Решением районного Совета депутатов Березовского района «Об утверждении бюджета района на 2009 год» муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов). Таким образом, возложение ответственности по выплате субсидии на твердое топливо на бюджет муниципального образования незаконно.

7. Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района является бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Таким образом, муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, как юридическое лицо, не вправе распоряжаться бюджетом муниципального образования.

В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В данном гражданском деле муниципальное образование, главным распорядителем бюджетных средств которого может выступать муниципальное управление социальной защиты населения администрации Березовского района, не привлекалось.

Прокурором, истцом, ответчиком решение мирового судьи не обжаловалось.

Прокурором Березовского района Красноярского края на апелляционную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края поданы возражения, согласно которых прокурор считает, что решение вынесено законно и обосновано по следующим основаниям.

В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме субсидий.

Законом Красноярского края от 27.12.2005 №17-4395 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» государственные полномочия по предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (субсидий) отдельным категориям граждан, предусмотренных статьями с 2 по 11 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края. На осуществление государственных полномочий местным бюджетам предоставляются субвенции из бюджета Красноярского края.

Согласно положения о Муниципальном управлении социальной защиты населения администрации Березовского района, функции по начислению, выплате и перерасчету субсидии возложены на данный орган.

В ходе проведения проверки установлено, что размер субсидий гражданам на твердое топливо рассчитывается исходя из предельной цены на твердое топливо, устанавливаемой органом исполнительной власти Красноярского края. В апреле 2009 года предельная цена на твердое топливо (дрова - швырок всех групп пород), реализуемое гражданам, увеличилась. Между тем Муниципальным управлением социальной защиты населения администрации Березовского размера не произведен перерасчет данной субсидии гражданам, обратившимся с заявлениями об её предоставлении до 03.04.2009г.

При указанных обстоятельствах прокуратурой правильно определен ответчик по настоящему делу. При этом, вопросы предоставления субвенций из краевого бюджета в бюджет муниципального образования должны решаться органом местного самоуправления и органом государственной власти края в рамках межбюджетных правоотношений.

Так, согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое сложение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Между тем выплата рассматриваемых субсидий, а также её размер, регламентируется законодательством о социальной защите населения и бюджетным законодательством, а не гражданским кодексом.

Несостоятельны доводы ответчика о том. что выплата субсидии на твердое топливо гражданам должна производиться единовременно за текущий календарный год, приобретение топлива и его доставка производится одномоментно по ценам, действующим в момент выплаты субсидии и последующему перерасчету не подлежит.

Так механизм предоставления субсидий определен ст. 24 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Согласно указанной нормы законодательства субсидии указанные в статьях 2-11 настоящего Закона, предоставляются до установленного срока внесения платы за жилье коммунальные услуги путем перечисления денежных средств.

Учитывая, что плата за коммунальные услуги (электроэнергию, вывоз мусора, водоснабжение и др.) производится ежемесячно, следовательно, и выплаты субсидий, в том числе и на твердое топливо, должны производиться ежемесячно.

Данные обстоятельства подтверждаются тем, что расчет размера субсидий на твердое топливо произведен помесячно, а субвенции на предоставление субсидий из краевого бюджета в бюджет муниципального образования поступают помесячно равными долями.

В силу ст. 1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

Размер субсидии на твердое топливо определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе исходя из нормативов отпуска твердого топлива и предельной цены на твердое топливо.

При указанных обстоятельствах реальная стоимость твердого топлива, приобретенного получателем субсидии, а также сроки приобретения твердого топлива не влияют на размер субсидии, так как согласно действующего законодательства производится социальная поддержка населения при оплате жилья и коммунальных услуг, а не возмещение (компенсация) расходов, понесенных на данные цели.

Методика распределения субвенций из фонда компенсации в 2009 году регулирует межбюджетные отношения и устанавливает порядок расчета общей суммы субвенций муниципальному образованию на реализацию государственных полномочий. Механизм предоставления указанной субсидии гражданам из муниципального бюджета и сроки её предоставления данной методикой не регламентируется.

Доводы о необходимости рассмотрения данного спора в порядке публичного производства (Глава 25 ГПК РФ) основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из смысла приведенных норм законодательства следует, что объектом судебного обжалования в соответствии с гл. 25 ГПК РФ являются действия (в широком смысле), связанные с волевым осуществлением властных полномочий, в том числе решения, представляющие собой результаты властных правоприменительных действий (например, властные предписания по конкретным вопросам). Решения могут оформляться в виде специальных юридических документов либо фиксироваться иным способом, в ряде случаев решения вообще не получают словесно-документального оформления.

Действия и решения, обжалуемые в порядке, предусмотренном гл. 25 настоящего Кодекса, могут быть как единоличными, так и коллегиальными.

Предусмотрена также возможность судебного обжалования бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, то есть объектом обжалования может являться уклонение указанных органов и лиц от осуществления действий, относящихся к их компетенции и соответствующих правовым предписаниям.

Рассмотрение в порядке публичного производства, в том числе в порядке гл. 25 ГПК РФ имущественных (материальных) споров не предусмотрено, что также подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Рассмотрение требований имущественного характера производится в порядке искового производства (Глава 12 ГПК РФ).

Согласно ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей в качестве суда первой инстанции рассматриваются мировым судом.

Учитывая, что иски о взыскании недоначисленных сумм субсидий на твердое топливо носят имущественный характер, прокурором и судом правильно определена подсудность и порядок рассмотрения дел данной категории.

На основании вышеизложенного, прокурор полагает решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кожуховская А.Я. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще и своевременно, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.

Представитель ответчика МУСЗН Березовского района Ольхова Н.В., являющаяся руководителем управления, в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУСЗН Березовского района.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеева Н.Г., действующая на основании доверенности от 19.05.2010г. в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и о поддержании апелляционной жалобы в полном объеме.

Дело рассматривается судом в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Иванкова Ю.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, а решение мирового судьи законным. Дополнительно пояснить ничего не пожелала.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:

оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;

изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение;

отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 настоящего Кодекса. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать в определении мотивы, по которым доводы жалобы, представления признаны неправильными и не являющимися основанием для отмены решения мирового судьи.

Суд первой инстанции, дав оценку представленным материалам и верно применив нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, оснований для изменения либо отмены решения мирового судьи не имеется.

В решении мирового судьи основания, по которым иск прокурора удовлетворен, приведены. Решение мотивировано, построено на фактических обстоятельствах и полностью соответствует предъявляемым к нему законом требованиям.

Как установлено мировым судьей, а также при настоящем рассмотрении дела, Федеральный закон от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п.б ч.1 ст.4 Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», ветеранам труда края предоставляются следующие меры социальной поддержки: 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Из ст. 7 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» следует, что меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг установленные в соответствии с действующими Федеральными законами, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются в форме субвенций. Их распределение производится в соответствии с Законом Красноярского края «О краевом бюджете».

Согласно Постановлению Администрации Березовского района Красноярского края от 04.12.2007 года «Об утверждении Положения о Муниципальном управлении социальной защиты населения Березовского района», Муниципальное управление социальной защиты населения Березовского района, является структурным подразделением администрации района, выполняющим задачи по социальной защите населения в районе и отвечающим за состояние, дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты в районе (п.п. 1.1 п. 1).

Согласно п.п.2.1.30 п.2 Положения № 1 МУСЗН Березовского района обеспечивает назначение, перерасчет и ежемесячную выплату гражданам субсидий через систему персонифицированных социальных счетов, а также организует предоставление мер социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.п. 2.1.11). Согласно п.п.2.2.2 указанного Положения МУСЗН Березовского района представляет интересы администрации района в судебных органах по вопросам, касающимся социальной защиты. Учитывая указанные положения, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что Муниципальное управление социальной защиты населения Березовского района является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем все доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты судом.

Орган местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 23 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» производит перерасчет размера субсидий, указанных в ст. 11 настоящего закона без истребования каких либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативно правового акта в случаях изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, и в случае изменения условий и порядка предоставления субсидий.

Согласно ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в ред. 24.12.2008 года № 1001) «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу указанного Постановления, перерасчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются. Согласно п. 28 «Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, при изменении региональных стандартов, размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различной социально-демографической групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов. В случае если вновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета субсидий, подлежат перечислению получателю субсидий в порядке, установленном п. 50 настоящих Правил.

Из п. 50 указанных Правил следует, что недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны были быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

Согласно п. 45 «Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 76, предусмотрено, что часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива, может перечисляться за весь срок предоставления субсидий единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии. Однако данное обстоятельство не указано в Правилах, как основание непроведения перерасчета, в случае изменения тарифов.

В Законе Красноярского края «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», а также в «Правилах предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, каких-либо исключений, позволяющих не производить перерасчет сумм субсидий на твердое топливо, в случае изменения цен и тарифов, не содержится.

Довод жалобы о том, что дело не должно было рассматриваться мировым судьей, поскольку по сути правоотношения, сложившиеся между гражданином и управлением социальной защиты населения администрации Березовского района по выплате субсидии на приобретение и доставку топлива, не являются гражданско-правовыми, а вытекают из публичных правоотношений, также не может быть принят судом, так как в данном случае характер заявленного истцом требования не обусловлен обязанностью предъявления требования о признании незаконными действий (бездействия) МУСЗН администрации Березовского района. Право гражданина на получение субсидии на твердое топливо в судебном заседании никем не оспаривается. В данном случае стоимость топлива была изменена, сумма субсидии была получена не в полном объеме, требования истца сводятся к взысканию недоначисленной суммы субсидии. Способ защиты нарушенного права в силу закона принадлежит истцу. Таким образом, иск о взыскании недоначисленных сумм субсидии на твердое топливо носит имущественный характер.

Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование Березовский район также нашел отражение в решении мирового судьи и был отклонен в соответствии с законом, поскольку из смысла ст. 158 БК РФ следует, что главный распорядитель бюджетных средств выступает представителем ответчика по искам к публично-правовому образованию о возмещении вреда причиненного незаконными действиями органа данного образования в виду неисполнения гражданских обязательств, в том числе обязательств по гражданско-правовым сделкам, обязательств из причинения вреда и т.д. Мировым судьей правильно указано на то, что требования истца к требованиям о возмещении вреда (убытков) не сводятся, соответственно, положения ст. 158 БК РФ не подлежат применению при разрешении данного спора.

В связи с изложенным, недоплаченная Кожуховской А.Я. сумма субсидии на твердое топливо подлежит взысканию с Муниципального управления социальной защиты населения Администрации Березовского района, являющегося получателем средств, предназначенных на выплаты сумм субсидий на твердое топливо для льготной категории граждан, за счет средств поступающих на эти цели.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 327, 328 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

решение мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края Белявцевой Е.А. от 09.04.2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Березовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Кожуховской Александры Яковлевны к Муниципальному Управлению социальной защиты населения Администрации Березовского района Красноярского края о взыскании суммы недоплаченной субсидии на твердое топливо, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края - без удовлетворения.

Определение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий судья:Е.В. Шарабаева