Дело nnn
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» декабря 2009 года п. Берёзовка
Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
с участием помощника прокурора Березовского района
Красноярского края Довбыш А.В.,
при секретаре Резановой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ФИО5, ФИО4, действующих за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка - ФИО3, к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Главному управлению внутренних дел по Красноярскому краю, отделу внутренних дел по Березовскому району Красноярского края о прекращении права собственности и права оперативного управления на жилое помещение, и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по встречному исковому заявлению Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю к ФИО5, ФИО4, ФИО3 об истребовании недвижимого имущества (квартиры) из незаконного владения и выселении,
у с т а н о в и л:
ФИО4 и ФИО5, действующие за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка - ФИО3, хх.хх.хх года рождения, обратились в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Красноярском крае, Главному управлению внутренних дел по Красноярскому краю (далее ГУВД), отделу внутренних дел по Березовскому району Красноярского края (далее РОВД) о прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ГУВД по Красноярскому краю на двухкомнатную квартиру, общей площадью 57,5 кв.м., в том числе жилой - 46,3 кв.м., по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., и о признании в порядке приватизации за ФИО4, ФИО5, ФИО3 права каждого на 1/3 долю в праве собственности на указанную квартиру.
В обоснование заявленных требований семья ФИО3 ссылается на то, что с хх.хх.хх года ФИО4 был принят на работу в Березовский РОВД. С 1997 года работал участковым инспектором милиции отделения по организации работы участковых инспекторов Березовского РОВД. В связи с отсутствием у ФИО4 жилья, ему была предоставлена спорная квартира, которую необходимо было восстанавливать после пожара (разрушенное, без окон и дверей помещение):подключать водоснабжение, канализацию, вставлять двери и окна, покупать трубы, рамы, сантехнику, настилать полы. Своими силами и на свои средства ФИО4 восстановил квартиру, она стала пригодной для жилья. хх.хх.хх года Березовский РОВД заключил с ФИО4 договор о пользовании спорным жилым помещением на неопределенное время, именовав его договором аренды, который, по мнению супругов ФИО3, фактически являлся договором найма жилого помещения, поскольку в соответствии с п.5.1 договора заключен на неопределенное время, согласно п. 4 договора арендная плата и плата за коммунальные услуги соответствует квартплате и плате за коммунальные услуги, установленные для квартиросъемщиков жилфонда п. Березовка, оплата которых производится в кассу (п. 4.2), а п.4.3 говорит о том, что на размер оплаты распространяются льготы, установленные для сотрудников МВД РФ. Все предусмотренные договором обязанности выполнялись ФИО4 безоговорочно, в том числе, и содержание квартиры в надлежащем порядке и исправном состоянии - п. 3 договора. Оплата за жилое помещение производилась путем удержания денежных средств из заработной платы ФИО4, а с 2002 года в администрацию п. Березовка Березовского района Красноярского края. хх.хх.хх года жилищной комиссией Березовского РОВД было принято решение о выделении ФИО4 данной квартиры, хх.хх.хх года направлено ходатайство главе администрации п. Березовка о выдаче ФИО4 ордера на квартиру, что, по мнению истцов, свидетельствует о том, что Березовский РОВД признавал за ФИО4 право пользования жилым помещением на условиях социального найма, то есть договор от хх.хх.хх года соответствует договору найма жилого помещения в порядке ст.ст. 50-52 ЖК РСФСР.
То обстоятельство, что в период действия ЖК РСФСР ФИО4 не был выдан ордер на занимаемое жилое помещение, свидетельствует, по мнению истцов, о том, что администрация п. Березовка Березовского района Красноярского края и руководство Березовского РОВД своевременно не определили статус квартиры. ФИО4 полагает, что он не может и не должен нести ответственность и соотносить свое право на жилое помещение с бездействием административных органов, с внутренними административными и хозяйственными проблемами владельцев жилья.
В июне 2008 года ФИО4 от Березовского РОВД получено письменное предложение освободить квартиру, с которым он не согласен, поскольку считает, что вселился в квартиру на основании договора на право пользования жилым помещением на неопределенный срок. После увольнения в 2001 году из органов внутренних дел и до 2008 года к ФИО4 не было предъявлено требований о выселении из квартиры. В квартире он проживает вместе с семьей более 10-ти лет, выполняет все обязанности нанимателя жилого помещения. Спорная квартира не является служебной, следовательно, как полагают истцы, они занимают на условиях договора социального найма жилое помещение, собственником которого является Российская Федерация. По состоянию на хх.хх.хх года квартира находилась в оперативном управлении Березовского РОВД, с хх.хх.хх года - оперативном управлении ГУВД по Красноярскому краю.
Супруги ФИО3 считают, что жилищные отношения по пользованию спорной квартирой носят длящийся характер (договор от хх.хх.хх года не расторгнут, претензий по пользованию жилым помещением, в том числе, по оплате за квартиру, не предъявлялось), следовательно, они регулируются законом, действующим в настоящее время, то есть ЖК РФ, вступившим в действие с хх.хх.хх года, в том числе ст. 64 ЖК РФ, согласно которой переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Семья ФИО3 полагает, что в силу ст. 40 Конституции РФ, ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приватизации спорной квартиры, поскольку, по мнению истцов, они занимают спорную квартиру на условиях социального найма, другого жилья не имеют, не имеют и материальной возможности его приобрести, проживают и работают в п. Березовка, а дочь обучается в школе в п. Березовка.
Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю обратилось в суд со встречным иском к ФИО4, ФИО5, ФИО3 об истребовании недвижимого имущества - квартиры по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ... из незаконного владения ответчиков путем выселения.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО6 продала Березовскому РОВД жилой дом по вышеуказанному адресу по договору купли-продажи от хх.хх.хх года, который хх.хх.хх года был зарегистрирован в установленным в тот период законом порядке в органах БТИ. В технический паспорт на жилой дом индивидуального фонда, составленной хх.хх.хх года, в разделе «Регистрация права собственности» внесена запись, что собственником жилого дома является Березовский РОВД. В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» в редакции, действовавшей в период приобретения квартиры РОВД, финансирование милиции осуществлялось не только за счет бюджетов различных уровней, но и из средств, поступающих от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, а также из внебюджетных целевых фондов и иных поступлений в соответствии с законами РСФСР и входящих в состав РСФСР республик. Внебюджетные средства использовались для улучшения материально-технического, социального обеспечения милиции,стимулирования труда сотрудников милиции. Березовский РОВД имел на момент приобретения указанной квартиры внебюджетные средства, на которые и был приобретен вышеуказанный дом в 1995 году в целях удовлетворения потребности в служебных квартирах и числился в бухгалтерском учете ОВД по Березовскому району по источнику финансирования «внебюджет».
хх.хх.хх года Березовским РОВД с ФИО4 заключен договор аренды спорной квартиры, из анализа которого, по мнению ГУВД, однозначно следует, что договор заключен только на период службы ФИО4 в РОВД и предоставлен ему именно как сотруднику Березовского РОВД. Следовательно, полагает ГУВД, на момент заключения договора аренды между Березовским РОВД и ФИО4 существовали не жилищные, а гражданско-правовые отношения, поскольку спорная квартира в тот период была отнесена к индивидуальному жилому фонду, как приобретенная РОВД за счет внебюджетных средств.
хх.хх.хх года на основании разрешения на ввод в эксплуатацию nnn от хх.хх.хх года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорную квартиру.
хх.хх.хх года на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю nnn от хх.хх.хх года зарегистрировано право оперативного управления Березовского РОВД на спорную квартиру.
хх.хх.хх года Березовским РОВД направлено ФИО4 уведомление об освобождении спорной квартиры, которое им проигнорировано.
хх.хх.хх года распоряжением Территориального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю nnn прекращено право оперативного управления Березовского РОВД на спорную квартиру, и этим же распоряжением квартира закреплена на праве оперативного управления за ГУВД по Красноярскому краю (право зарегистрировано в установленном порядке в августе 2009 года) в целях формирования служебного жилищного фонда, что соответствует п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от хх.хх.хх года nnn.
ГУВД просит выселить семью ФИО3 из спорной квартиры, ссылаясь на положения ст.ст. 301,305 ГК РФ, а также на то, что то ФИО4 в настоящее время не является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и с ним никогда не заключался договор социального найма в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. До оформления права собственности Российской Федерации на указанную квартиру между Березовским РОВД и ФИО4 существовали гражданско-правовые отношения. Заключенный договор аренды, по мнению ГУВД, ничтожен в силу ст. 168 и ч. 2 ст. 609 ГК РФ, следовательно, в настоящее время семья ФИО3 владеет и пользуется спорным имуществом незаконно.
В судебное заседание представитель ответчика - территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю Березовский отдел, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу обоих исков не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании каждый из истцов-ответчиков ФИО4, ФИО5, представитель истцов-ответчиков ФИО7, действующая на основании ордера nnn от хх.хх.хх года, исковые требования семьи ФИО3 поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречный иск ГУВД не признали.
ФИО4 и ФИО5, дополняя друг друга, суду пояснили, что спорную квартиру ФИО4 получил во время прохождения службы в РОВД. На месте сгоревшего дома по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., РОВД возвело новый трехквартирный дом из бруса (более домов РОВД не возводилось). Квартиры предоставлялись под «самострой», в связи с чем, сотрудники РОВД, стоявшие в очереди на получение жилья, отказались от квартир в этом доме, и квартиры были предложены для занятия любому желающему сотруднику РОВД. ФИО4 согласился на квартиру в этом доме, так как, несмотря на то, что в очереди на получения жилья не стоял, прав на внеочередное получение жилья не имел, однако нуждался в нем, поскольку собственного жилья не имел, и в семье скоро должен был родиться ребенок. В квартире он настелил полы, установил окна, двери, оштукатурил стены, а, в последствии, обшил их гипсокартонном, вывез мусор с прилегающей территории. Также построили баню с летней кухней на прилегающей к квартире территории после увольнения из РОВД и провели телефон в квартиру, для чего установили за свой счет опорные столбы для телефонной связи. После завершения отделочных работ въехали в квартиру в конце 1997 года, а договор аренды был заключен хх.хх.хх года, ордер на квартиру не выдавался. Иных договоров с РОВД по поводу пользования квартирой не заключалось. При увольнении по собственному желанию жилищная комиссия РОВД приняла решение о предоставлении квартиры ФИО4 по окончанию срока аренды, а начальник РОВД обратился в администрацию поселка Березовка с просьбой выдать ордер на квартиру, однако ордер выдан не был, так как дом не числился в муниципальной в собственности и не был введен в эксплуатацию в тот период. Поскольку документы на подключение к централизованному отоплению РОВД не оформил, жильцам дома пришлось сделать это самостоятельно. Также супруги ФИО3 за свой счет подсоединили свою квартиру к централизованному холодному водоснабжению. Полагают, что имеют право приватизировать квартиру, находящуюся в государственной собственности, поскольку ранее участия в приватизации не принимали, другого жилья не имеют, со времени вселения в квартиру супруги проживают в ней постоянно, дочь родилась во время проживания в квартире.
Представитель истцов-ответчиков ФИО7 также просила отказать ГУВД по Красноярскому краю во встречном иске по причине пропуска срока исковой давности, ссылаясь на то, что в обоснование встречного иска ГУВД ссылается на ничтожность договора аренды от хх.хх.хх года в силу ст. 181 ГК РФ), со времени заключения договора прошло более 10 лет, встречный иск заявлен хх.хх.хх года, письмо РОВД с предложением освободить жилое помещение направлено ФИО4 хх.хх.хх года. С 1998 года по 2008 год ни РОВД, являющееся подразделением ГУВД по Красноярскому края, ни само ГУВД не заявляли к семье ФИО3 ни каких требований в отношении квартиры.
Представитель ответчика-истца - ГУВД по Красноярскому краю - ФИО8, действующая на основании доверенности от хх.хх.хх года nnn, исковые требования ГВУД поддержала по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, иск семьи ФИО3 не признала, суду дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизировать жилые помещения имеют право граждане, занимающие жилые помещения, по договору социального найма. До вступления в силу с 01.03.2005 года ЖК РФ, жилое помещение предоставлялось гражданам на основании ордера, являвшимся единственным основанием для заключения договора найма, а после вступления в силу ЖК РФ по договору социального найма. Семья ФИО4 заселена в спорное жилое помещение по договору аренды в 1998 году в связи с прохождением им службы в органах внутренних дел и на период прохождения службы в РОВД, ордер на право заселения в указанную квартиру не выдавался, а, следовательно, договор социального найма не заключался.
По мнению представителя ГУВД, исходя из положений ч. 3 ст. 67, ст.155 ЖК РФ, возлагающих на нанимателя по договору социального найма обязанность по ежемесячному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ст. 431 ГК РФ «Толкование договора», анализа текста договора от хх.хх.хх года, при имеющем место невнесении ФИО4 платы за жилое помещение (оплачивает только коммунальные услуги), следует, что договор от хх.хх.хх года является гражданско-правовым договором безвозмездного пользования жилым помещением, заключенным на период прохождения ФИО4 службы в органах внутренних дел. Приватизация жилых помещений, занимаемых на условиях такого договора, действующим законодательством не предусмотрена.
Ссылаясь на положения ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 235, ч. 3 ст. 299 ГК РФ, считает требованиям о прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ГУВД спорным жилым помещением не подлежащими удовлетворению.
Оснований для применения срока исковой давности, о котором указывает представитель семьи ФИО3, не усматривает, поскольку ГУВД не ставится вопрос о признании договора от хх.хх.хх года недействительным, а требует истребовать спорное недвижимое имущество из незаконного владения семьи ФИО3 путем выселения их из занимаемой квартиры, при этом указывает на то, что спорная квартира лишь хх.хх.хх года закреплена за ГУВД по Красноярскому краю на праве оперативного управления, которое зарегистрировано в установленном законом порядке в августе 2009 года.
Представитель ответчика - ОВД по Березовскому району - ФИО9, действующая на основании доверенности от хх.хх.хх года, исковые требования семьи ФИО3 не признала, исковые требования ГУВД по Красноярскому краю просила удовлетворить в полном объеме. В обоснование своей позиции привела те же доводы, что и представитель ГУВД, а также дополнительно пояснила, что спорная квартира предоставлена Березовским РОВД ФИО4 и членам его семьи в доме, возведенном за счет собственных средств РОВД (денежные средства, поступившие в местный бюджет от уплаты штрафов, расходовались на нужды РОВД, в том числе на приобретение жилья), по договору аренды от хх.хх.хх года, поскольку последний на тот период проходил службу в РОВД. Служил в милиции с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года, уволился по собственному желанию без права на пенсию в связи с осуждением ФИО4 приговором суда хх.хх.хх года. Поскольку стаж службы в органах внутренних дел ФИО4 составляет менее 20 лет (6 лет 4 месяца 22 дня), то он в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденном Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, не имеет права на пользование и получение в собственность спорной квартиры.
РОВД обратился в территориальное управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о прекращении права оперативного управления РОВД на спорную квартиру в феврале 2009 года, то есть еще до обращения семьи ФИО3 с иском в суд.
Выслушав стороны, допросив свидетелей ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иски не подлежащими удовлетворению, суд полагает, что оба иска не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 421, ст. 450 ГК РФ).
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители, аналогичные положения содержатся в ст.69 ЖК РФ, действующего с хх.хх.хх года.
Статья ст. 7 Закона РФ от 24.12.1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (закон утратил силу с 01.03.2005 года) определяла следующие виды жилищного фонда:
Частный жилищный фонд:
1) фонд, находящийся в собственности граждан;
2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников).
Государственный жилищный фонд, к которому в том числе относился ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.
Муниципальный жилищный фонд:
фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений (редакция статьи, действовавшая до 22.08.2004 года, то есть в период предоставления спорной квартиры семье ФИО3).
Согласно ст. 19 ЖК РФ (действует с 01.03.2005 года) в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»:
договор социального найма жилого помещения - соглашение, по которому собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет во владение и пользование гражданину (нанимателю) благоустроенное жилое помещение, как правило, в виде квартиры в пределах нормы площади жилого помещения, а наниматель обязуется использовать его для проживания и своевременно вносить плату за жилое помещение (в ред. Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ),
договор аренды - это соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору и членам его семьи недвижимость в жилищной сфере, включая жилые помещения, без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование либо пользование, а арендатор обязуется использовать ее в соответствии с договором и своевременно вносить арендную плату, включая плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 17 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» собственники жилищного фонда имели право предоставлять гражданам, юридическим лицам квартиры или дома любой площади по договору аренды. Порядок, сроки и условия аренды определялись договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом).
Ранее действующая ст. 18 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» (исключена Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) определяла, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды устанавливается договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом). Органы государственного управления, местная администрация, а также предприятия, учреждения, общественные объединения вправе были предоставлять за счет соответствующих бюджетов или собственных средств компенсации (субсидии) гражданам, арендующим жилье, с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Статья 15 «Оплата жилья и коммунальных услуг» Закона «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ) предусматривала, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.
Согласно ст. 21 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» основанием для заселения жилого помещения по договору найма является ордер на жилое помещение, для заселения жилого помещения арендатором - договор аренды.
Согласно ст. 671, ст. 682 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения.
Каждая сторона в силу ст. 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 18.07.1996 года N 1039 (утратило силу с 19.07.2004 года) МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят, в том числе, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, районов. Министерство реализует право владения, пользования и распоряжения (оперативного управления) недвижимым и движимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, арендует недвижимое и движимое имущество, осуществляет в установленном порядке отчуждение подведомственных Министерству объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета и находящихся в оперативном управлении Министерства, а также сдачу в аренду закрепленного за ним имущества, обеспечивает эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану закрепленного за ним имущества в пределах выделенных на эти цели средств (п. 39 положения).
Согласно действующему Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 19.07.2004 года N 927, МВД РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено полномочием осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы МВД России, а также жилищное строительство; может иметь служебный жилищный фонд.
Из типового положения об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе или иного муниципального образования), утвержденного приказом МВД России от 14.09.1993 года № 420, положения об отделе внутренних дел Березовского района Красноярского края, утвержденного приказом ГУВД Красноярского края от 30.06.2004 года № 505,
положения об отделе внутренних дел по Березовскому району Красноярского края, утвержденного приказом ГУВД Красноярского края от 07.12.2006 года №10187, типового положения об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, утвержденного приказом МВД России от 25.10.2006 года №847, положения о Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю, утвержденного приказом МВД РФ от 20.12.2006 года № 1042, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серия 24 № 000540597, свидетельства в внесении записи в Единый реестр юридических лиц серия 24 № 005265931, следует, что Березовский РОВД и ГУВД по Красноярскому краю являются юридическими лицами и в гражданских правоотношениях участвуют в форме государственного учреждения, а, следовательно, согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Из системного анализа ст.ст. 296, 298, 299 следует, что законодателем не исключена возможность для государственных учреждений самостоятельно выступать в качестве покупателей по договору купли-продажи недвижимости, при этом приобретенное имущество поступает в оперативное управление данного государственного учреждения (нахождение имущества в собственности учреждения ГК РФ не предусматривает).
Как видно из технического паспорта жилого помещения, составленного по состоянию на хх.хх.хх года, выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства от хх.хх.хх года, предметом спора является двухкомнатная квартира, общей площадью 57,5 кв.м., в том числе жилой 46,3 кв.м., расположенная в одноэтажном трехквартирном жилом доме из бруса по адресу: ..., Берёзовский район, ..., ..., ..., ..., общей площадью 140,3 кв.м., в том числе жилой 105,3 кв.м., (квартира nnn двухкомнатная, квартира nnn трехкомнатная), год завершения строительства дома и ввода в эксплуатацию - 1997.
Согласно договору купли-продажи от хх.хх.хх года ФИО6 продала Березовскому РОВД принадлежащий ей на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от хх.хх.хх года жилой бревенчатый дом, общей полезной площадью 112,7 кв.м., в том числе жилой 81,2 кв.м., с надворными постройками Г,Г1,Г2 и сооружениями nnnnnn, находящийся в ... района Красноярского края, ..., ..., расположенный на земельном участке размером 0,10 га.
Согласно справке Берёзовского отделения филиала по ... ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от хх.хх.хх года nnnО-03/982, право собственности на квартиру по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., на момент образования Березовского отдела Федеральной регистрационной службы по ... от хх.хх.хх года зарегистрировано за Березовским РОВД на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх года.
Как видно из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на хх.хх.хх года, бревенчатый жилой дом, 1920 года постройки, по ..., ... в ... района Красноярского края, общей полезной площадь 112,7 кв.м., в том числе жилой 81,2 кв.м., состоял из трех квартир (nnn и nnn двухкомнатные, nnn однокомнатная), в качестве собственника дома указан Березовский РОВД, основание - договор купли-продажи от хх.хх.хх года. Указанный технический паспорт погашен хх.хх.хх года, причина погашения - дом сгорел.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному по состоянию на хх.хх.хх года, по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., расположен бревенчатый жилой дом, 1997 года постройки, общей площадью 124,3 кв.м., в том числе жилой 87,8 кв.м., состоящий из трех квартир (nnn однокомнатная, nnn трехкомнатная, nnn двухкомнатная), общая площадь квартиры nnn - 57,5 кв.м., в том числе жила - 46,3 кв.м.
Из двух инвентарных карточек nnn учета основных средств в бюджетных учреждениях, справки Березовского РОВД от хх.хх.хх года, показаний свидетеля ФИО11 (главный бухгалтер РОВД с 1996 года), пояснений представителя РОВД ФИО9 следует, что с июня 1995 года и до хх.хх.хх года жилой дом по ..., в ... стоял на бухгалтерском учете в ОВД по ...у, с указанием источника финансирования - внебюджет.
хх.хх.хх года администрацией поселка ... Красноярского края Березовскому РОВД - застройщику дома по адресу: ..., ..., ..., ..., выдано разрешение nnn на ввод в эксплуатацию законченной реконструкции объекта капитального строительства - трехквартирного жилого дома по указанному адресу.
Из справки территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... от хх.хх.хх года, выписки из реестра федерального имущества от хх.хх.хх года nnn, хх.хх.хх года nnn, справки ФГУП «Ростехинвентаризация» от хх.хх.хх года, выписок из ЕГРП от хх.хх.хх года, хх.хх.хх года, хх.хх.хх года, свидетельства о государственной регистрации права собственности от хх.хх.хх года серия 24 ЕЗ nnn следует, что
- собственником спорной квартиры является Российская федерация, основание внесения в реестр федеральной собственности (реестровый номер 0240021000016) - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию nnn от хх.хх.хх года, распоряжение ТУ Росимущества по ... от хх.хх.хх nnnр,
спорная квартира, а также две других квартиры, расположенные в доме по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., закреплены на праве оперативного управления за Березовским РОВД распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ... от хх.хх.хх года nnnр), хх.хх.хх года в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления спорным имуществом за Березовским РОВД,
Письмом от хх.хх.хх года nnn РОВД обратился в территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... с просьбой прекратить право оперативного управления РОВД спорной квартирой и закрепить ее за ГУВД.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... от хх.хх.хх года nnnр прекращено право оперативного управления Березовского РОВД на спорный объект недвижимости и одновременно спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ГУВД по ... (акт приема-передачи от хх.хх.хх года).
Регистрация права оперативного управления квартирой за ГУВД в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 24ЕИ nnn от хх.хх.хх года, право оперативного управления ГУВД не прекращалось.
Как следует из письма администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года nnn, ордера на квартиры в доме по адресу: ..., ..., ..., в том числе на квартиру nnn, администрацией поселка Березовка не выдавались, указанный жилой дом в муниципальной собственности поселка не находится, квартирам в указанном доме, в том числе квартире nnn, статус служебных не присваивался.
Согласно ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» в редакции, действовавшей во время предоставления Шаюку А.В. спорной квартиры, лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Сотрудникам милиции предоставлялась скидка в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива. Участковые инспектора милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечивались местными Советами народных депутатов жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
Статья ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» в редакции Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ, действующей в период увольнения Шаюка А.В. из РОВД, предусматривала, в том числе, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность,
Положения действующей редакции ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» не противоречат положениям ранее действующих редакций.
Статьи 54,64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, предусматривают, что сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении) получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, не любые граждане, а только признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным законодательством, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда при этом в порядке, предусмотренном законодательством.
В силу ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Основание принятия на учет по месту жительства - решение исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст. 31 ЖК РСФСР).
В силу ст.ст. 33, 43, 47 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставляются гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета учреждения, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании указанных решений исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст. 101, ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и предоставляется по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст.106 ЖК РСФСР). Срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы (ст. 104 ЖК РФ).
Согласно свидетельствам о заключении брака, о рождении, ФИО4 и ФИО17 заключили брак хх.хх.хх года, после заключении брака жене присвоена фамилия ФИО3, супруги являются родителями ФИО3, хх.хх.хх года рождения.
Как следует из копии паспорта ФИО4, ФИО5, справки администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года, семья ФИО3 в составе ФИО4 - муж, ФИО5 - жена, ФИО3 - дочь проживают в спорной квартире, ФИО5 зарегистрирована в квартире с хх.хх.хх года, ФИО4 зарегистрирован по адресу: ..., ..., ... ... с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года, и с хх.хх.хх года по настоящее время.
Согласно трудовой книжке ФИО4, выписке из приказа ГУВД Красноярского края от хх.хх.хх года nnnл/с, справке Березовского РОВД от хх.хх.хх года, справке-объективке от хх.хх.хх года, приговору суда от хх.хх.хх года, ФИО4 с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года служил в органах внутренних дел ГУВД Красноярского края, в том числе:
с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года стажер на должности милиционера-водителя (за счет средств краевого бюджета) взвода ППСМ Березовского РОВД,
с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года милиционер взвода ППСМ Березовского РОВД,
с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года инспектор отделения по организации работы участковых инспекторов милиции Березовского РОВД,
с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года в должности участкового инспектора милиции отделения по организации работы участковых инспекторов Березовского РОВД;
хх.хх.хх года уволен по собственному желанию без права на пенсию, поскольку осужден вступившим в законную силу приговору Березовского районного суда Красноярского края от хх.хх.хх года по ч. 1 ст. 264 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года условно с испытательным сроком 1 год,
выслуга лет по состоянию на хх.хх.хх года - 08 лет 03 месяца 07 дней, стаж службы в органах внутренних дел составляет 06 лет 04 месяца 22 дня.
Согласно справке Березовского РОВД от хх.хх.хх года, ФИО4 во время прохождения службы в Березовском РОВД на учете в жилищно-бытовой комиссии РОВД как нуждающийся в жилье не значился. Указанные обстоятельства ФИО4 не оспариваются.
Как пояснил суду ФИО4 он в органы местного самоуправления с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий никогда не обращался, в том числе в период работы в должности участкового инспектора с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года, также не обращался в указанный период и с заявлением о бесплатно обеспечении его и членов его семьи, проживающих с ним, жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
Из пояснений сторон, показаний свидетелей ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10 судом установлено следующее.
После приобретения РОВД дома по договору от хх.хх.хх года, дом сгорел в начале 1997 года, на его месте РОВД был построен новый трехквартирный дом, несколько отличающийся от первоначального. Квартиры в доме были предоставлены по договорам аренды для проживания семьям сотрудников РОВД - ФИО4 (уволен из органов хх.хх.хх года), ФИО12 и ФИО18, которые до настоящего времени работают в РОВД. Квартиры не предоставлялись в порядке очередности по договорам социального найма, поскольку построенное жилье было низкой степени благоустроенности (отсутствовало холодное водоотведение и канализация), в связи с чем, никто из очередников не пожелал вселяться в этот дом.
Как показал свидетель ФИО12 (сосед ФИО4), несмотря на то, что квартиры предоставлялись под ключ (внутренняя отделка квартир была произведена, все окна и двери установлены), качество используемых материалов и выполненных работ было низкое и многое в квартирах граждане переделали по своему усмотрению. В квартиры вселились в конце 1997 года, а в начале 1998 году со всеми жильцами были заключены договора аренды.
О низком качестве материалов и выполненных работ также показали свидетели ФИО15, ФИО14, ФИО13
На момент вселения жильцов в квартиры дом в эксплуатацию введен не был, техническая инвентаризация дома, и регистрация прав на него не производились. Инвентаризация дома органами БТИ поведена в октябре 2008 года. Разрешение на ввод дома в эксплуатацию был получен лишь в 2008 году и в этом же году произведена регистрация права оперативного управления квартирой за РОВД.
С момента вселения в квартиру - конец 1997 года семья ФИО3 проживает в квартире, никуда из нее не выезжая. Во время проживания в квартире произвели подключение к централизованному холодному водоснабжению, построили септик, несут расходы по оплате коммунальных платежей, после увольнения ФИО4 из РОВД построили рядом с домом баню (факт строительства бани никем не оспаривается), установили в квартире телефон. Также совместно с другими жильцами дома оформили документы по теплоснабжению квартир (техническое заключение ОАО «Красноярскгражданпроект» от хх.хх.хх года nnn, справка о теплоснабжении жилого дома Краснорскэнерго от хх.хх.хх года nnn).
Как следует из справки РОВД от хх.хх.хх года, спорная квартира до хх.хх.хх года была закреплена за РОВД по Березовскому району на праве оперативного управления. В настоящее время данная квартира находится в оперативном управлении ГУВД по Красноярскому краю. хх.хх.хх года между Березовским РОВД и ФИО4 заключен договор аренды. Договор социального найма не заключался. Плата за наем жилого помещения в кассу ОВД ФИО4 не производил. Предоставить в суд бухгалтерскую отчетность, за указанный период не представляется возможным, в связи с истечением сроков хранения данных документов - основание приказ МВД РФ от 12.05.2006 года № 340 «Об утверждения Перечня документов, образующихся деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы министерства внутренних дел Российской Федерации с указанием сроков хранениях».
Обоими сторонами признается и не оспаривается, что после увольнения ФИО4 из РОВД он плату на помещение не уплачивал, а от РОВД не поступало требований о внесении платы за жилье в его адрес. Документов, подтверждающих либо опровергающих внесение ФИО4 платы за помещение в период службы в РОВД, сторонами не представлено (не сохранились за давностью).
Квитанции по оплате электроэнергии предоставлены ФИО4 начиная с 1998 года, факт оплаты ФИО4 потребленной электроэнергии ответчиками не оспаривается. Согласно справке МУ Службы «Заказчика» ЖКХ и ЖП Березовского района от хх.хх.хх года, финансово-лицевой счет по адресу: ..., ..., ..., ... открыт с хх.хх.хх года на оплату коммунальных услуг по степени благоустройства. Согласно справке ООО УК «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» от хх.хх.хх года nnn, жилой дом, в котором проживает истец, не находится в управлении и в обслуживании ООО УК «Заказчик ЖКУ», оказываются только коммунальные услуги: холодное и горячее водоотведение, отопление. Квитанции по оплате указанных услуг представлены ФИО4 за 2007-2009 годы.
Договором аренды от хх.хх.хх года, заключенным между Березовским РОВД и ФИО4 (иных договоров заключенных с ФИО4 по поводу пользования спорной квартирой, в том числе после введение в действие ЖК РФ, суду сторонами не представлено) предусмотрено, что ФИО4 принимает спорную квартиру в аренду (п. 1.1), арендатор и его семья имеют право проживания и прописки в спорной квартире в период действия договора, при этом арендатор сохраняет право на получение жилья, как нуждающийся в нем (п.п. 2.1., 2.2.), при этом арендатор обязан, в том числе производить текущий ремонт квартиры, вовремя вносить в кассу Березовского РОВД арендную плату и плату за коммунальные услуги, которые равны соответственно квартплате и плате за коммунальные услуги, установленные для квартиросъемщиков жилфонда п. Березовка (п.п. 3.2., 3.3.,4.1., 4.2.), и на размер оплаты распространяются льготы, установленные для сотрудников МВД РФ. Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что он заключен на неопределенное время, однако договор безоговорочно прекращает свое действие, в том числе, в случае предоставления арендатору и (или) членам его семьи благоустроенной квартиры в жилфонде, соответствующей установленным санитарным и социальным нормам, а также в случае увольнения арендатора со службы за исключением п.п. «в,е,ж» ст. ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Также п. 2.3. договора предусмотрено, что в случае решения общего собрания коллектива РОВД о переводе указанной квартиры в разряд муниципального жилого фонда, арендатор имеет право на получение ордера по истечению трех лет с момента подписания договора.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из вышеприведенных норм права, материалов дела, в том числе, содержания договора от хх.хх.хх года и установленных судом фактических обстоятельств дела, следует, что спорная квартира не предоставлялась ФИО4 и членам его семьи по договору социального найма, а также договору найма служебного жилого помещения, поскольку ФИО4 и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным законодательством, в установленном порядке не признавались, ни по месту работы, ни по месту жительства на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке не принимались и в отдельные списки на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений не включались, решение о включении спорного жилого помещение в число служебных в установленном законом порядке не принималось, ордер, в том числе служебный, на занятие квартиры ФИО4 не выдавался.
То обстоятельство, что в условиях договора от хх.хх.хх года указано, что он заключен на неопределенное время (условие присущее договору социального найма), однако договор безоговорочно прекращает свое действие в случае увольнения арендатора со службы (условие характерное для договора найма служебного жилого помещения), не может являться основанием к признанию договора от хх.хх.хх года ни договором социального найма, ни договором найма служебного жилого помещения, поскольку жилому помещению статус служебного в установленном законом порядке не присваивался, ордер на квартиру не выдавался, воля наймодателя (РОВД) при заключении договора была направлена на заключение именно договора коммерческого найма, о чем свидетельствует, в том числе, п. 2.3. договора, согласно которому в случае решения общего собрания коллектива РОВД о переводе указанной квартиры в разряд муниципального жилого фонда, арендатор имеет право на получение ордера по истечению трех лет с момента подписания договора, а также то обстоятельство, что изначально дом адресу: ..., ..., ..., ..., ..., приобретался РОВД в собственность и воспринимался РОВД именно как собственность юридического лица - РОВД.
Возражений со стороны территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на передачу квартиры в аренду семье ФИО3 не имеется, бесспорных доказательств использования квартиры в качестве жилищного фонда социального использования, предоставленной ФИО4 и членам его семьи по договору социального найма жилого помещения и наличия оснований для отнесения квартиры к жилищному фонду социального использования суду не представлено.
Доводы ГУВД о том, что договор от хх.хх.хх года является договором безвозмездного пользования, поскольку ФИО4 не вносится плата за жилое помещение, являются несостоятельными, так как условия договора от хх.хх.хх года предусматривают обязанность ФИО4 производить не только оплату коммунальных услуг, но и уплачивать арендную плату, каких-либо изменений в договор после его заключения не вносилось, невнесение платы за пользование помещением не влечет изменение условий договора, а в силу ст. 687 ГК РФ является основанием к расторжению договора в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение передано ФИО4 во временное пользование для проживания по возмездному договору аренды, что свидетельствует о коммерческом использовании жилищного фонда (п./п. 4 п. 3 ст. 19 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
Поскольку из раздела 5 договора аренды определить конкретный срок, на который заключен договор не представляется возможным, то в силу ст.683 ГК РФ он считается заключенным на пять лет, то есть до 31.01.2003 года.
Статья 684 ГК РФ предусматривает, что по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок. Не позднее чем за три месяца до истечения срока договора найма жилого помещения наймодатель должен предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем. Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.
В связи с тем, что наймодатель не выполнял требования ст. 684 ГК РФ, а наниматель ФИО4 не отказывался от продления договора, то договор от 31.01.1998 года дважды продлялся на тех же условиях и на тот же срок, а именно, до 31.01.2008 года, и до 31.01.2013 года, следовательно, семья ФИО3 правомерно занимает спорное жилое помещение.
Основания расторжения договора найма жилого помещения изложены в ст. 687 ГК РФ, согласно которой договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях:
невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок,
разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.
Также договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре:
если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния;
в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда (ст. 688 ГК РФ).
Доводы ГУВД о ничтожности договора аренды от 31.01.1998 года со ссылками на ст. 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме, требований о государственной регистрации договора найма гл. 35 ГК РФ не содержит, следовательно, поскольку законодательством не установлено иное, обязательной государственной регистрации не подлежат права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения (гл. 35 ГК РФ), равно как и из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК РФ).
Иных оснований к выселению семьи ФИО3, предусмотренных действующим законодательством, в том числе по мотиву длительной неуплаты арендной платы (платы за пользование) квартирой ГУВД не заявлялось.
Договор коммерческого найма сохраняет свое действие при переходе права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 675 ГК РФ). При отчуждении собственником (обладателем права хозяйственного ведения либо оперативного управления) жилого помещения приобретатель становится наймодателем до окончания срока договора на тех же условиях, что и прежний владелец, следовательно, при таких обстоятельствах дела оснований для удовлетворения иска ГУВД не имеется.
Доводы ГУВД и РОВД о том, что дом по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., приобретен РОВД в 1995 году, а затем после пожара построен заново в 1997 году за счет внебюджетных средств РОВД, полученных в результате перечисления на внебюджетный счет РОВД денежных средств в счет оплаты штрафов ГИБДД (бесспорных доказательств об источниках финансирования строительства не представлено), не влияет на существо рассматриваемого спора, поскольку в соответствии с ГК РФ имущество, приобретенное федеральным учреждением, поступает в собственность Российской Федерации и находится на праве оперативного управления у учреждения (нахождение имущества в собственности учреждения ГК РФ не предусмотрено). Длительное неоформление прав собственности и оперативного управления (граждане вселились в квартиры в конце 1997 года, права зарегистрированы в 2008 году) на квартиры в доме по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., как объекты завершенного строительства, не свидетельствует об отсутствии прав Российской Федерации на невведенный в эксплуатацию объект и не может служить основанием к удовлетворению ни одного из исков.
Пунктами 4, 14 постановления Правительства РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» предусмотрено, что учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган, в том числе, надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов; в отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения настоящего Положения.
Довод ГУВД о том, что квартира передана в оперативное управление ГУВД для включения в служебный жилой фонд, также не могут являться основанием к удовлетворению иска ГУВД, поскольку в силу ст. 92 ЖК РФ, п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, к которым относятся, в том числе, служебные жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищных фондах, не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого пользования, аренды, а также, если имеются обременения прав на это имущество.
Письмом РОВД от хх.хх.хх года ФИО4 предложено освободить спорную квартиру к хх.хх.хх года в связи с отсутствием оснований для ее занятия, в обоснование требования сослались на то, что лишь хх.хх.хх года квартира закреплена за РОВД на праве оперативного управления, ранее у руководства РОВД оснований для заключения договора аренды не имелось, в связи с чем, полагают договор незаключенным.
Между тем, то обстоятельство, что на момент заключения договора аренды право оперативного управления РОВД на квартиру в установленном законом порядке зарегистрировано не было, не может являться основанием к признанию договора незаключенным, поскольку в период заключения договора аренды дом, в котором находится спорная квартира, стоял на балансе РОВД и фактически находился в его владении, в последствии именно за РОВД было официально зарегистрировано право оперативного управления квартирами в доме, тем самым подтверждена правомерность распоряжения жилым домом.
Так как семья ФИО3 занимает находящееся в собственности Российской Федерации спорное жилое помещение (право собственности РФ и оперативного управления ГУВД на спорную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено, равно как и ранее имевшее место право оперативного управления квартирой РОВД) на условиях коммерческого найма, то оно не может быть передано семье ФИО3 в собственность в порядке приватизации, поскольку право на приватизацию государственного и муниципального имущества, не относится к числу конституционных, оно регламентируется федеральным законодательством, а именно Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 года №1541-1, согласно статье 2 (в действующей редакции) которого могут быть приватизированы не любые жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), а лишь те, которые занимают граждане на условиях социального найма, приватизация жилья, предоставленного на условиях коммерческого найма в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена.
При этом отказ в передаче спорной квартиры в собственность в порядке приватизации не нарушает конституционные права и свободы членов семьи ФИО3, таких как неприкосновенность жилища, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, запрещение произвольного лишения жилища, не означает он и какого-либо ограничения конституционных прав и свобод (ст.ст. 25,27,40,55 Конституции РФ).
Оснований на безвозмездное закрепление за ФИО4 и членами его семьи права на спорное жилое помещения в силу ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» и ст.ст. 54, 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ не имеется, поскольку срок службы ФИО4 в милиции не менее 20 лет.
Принятие ФИО4 во время проживания в спорной квартире на должность участкового инспектора (проходил службу в РОВД с сентября 1996 года, в должности участкового инспектора работал с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года) не влечет изменение договора аренды от 31.01.1998 года на договор социального найма без ограничения срока его действия (договор аренды не расторгался и не изменялся, новый договор не заключался), и не может являться основанием для удовлетворения иска семьи ФИО3, поскольку обязанность по обеспечению участковых инспекторов милиции жильем возложена законодательством не на органы МВД РФ, а на органы местного самоуправления, при этом спорная квартира никогда муниципальной собственность не являлась, что подтверждается справкой ОУМИ администрации Берёзовского района Красноярского края от хх.хх.хх года, письмом администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года, справкой Березовского районного филиала учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края от хх.хх.хх года.
То обстоятельство, что ФИО4 не обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ему жилья, в том числе в период прохождения службы в должности участкового инспектора, не нарушает его жилищные права и не может являться основанием к возникновению у него права на приватизацию спорной квартиры, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
Не могут являться основанием к удовлетворению иска семьи ФИО3 иные доводов супругов ФИО3, в том числе, об отсутствии у семьи иного жилья для проживания (справки Федеральной регистрационной службы от хх.хх.хх года, хх.хх.хх года), отсутствии средств на его приобретение, а также о том, что ФИО4 и ФИО5 ранее не принимали участия в приватизации, а ФИО5 (девичья фамилия ФИО17) участвовала в приватизации жилого помещения в несовершеннолетнем возрасте (справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от хх.хх.хх года nnnО-03/218, nnnО-03/219, nnnО-03/283, ОУМИ администрации Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года nnn, nnn, nnn), доводы о длительности проживания семьи в спорной квартире (более 10 лет), положительных характеристиках семьи (акты о проживании, производственная характеристика на ФИО4 от хх.хх.хх года), а равно, как и довод о расходовании значительного количества денежных средств для улучшения состояния квартиры, а также возведения надворных построек, поскольку ФИО4, до вселения в квартиру знал о качестве жилья, и, несмотря на это, вселился в него и заключил с РОВД договор аренды, что соответствует ст. 450 ГК РФ о свободе договора, при этом отказ в иске семье ФИО3 не препятствует им заявлять требования о возмещении понесенных расходов и подтверждать их размер в установленном законом порядке.
То обстоятельство, что на заседании жилищной комиссии Березовского РОВД хх.хх.хх года (выписка из протокола nnn) было принято решение о выделении спорной квартиры ФИО4 по окончании срока действия договора аренды и хх.хх.хх года на имя главы администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края за подписью начальника РОВД и председателя жилищной комиссии было подано ходатайство о выдаче ордера на спорную квартиру, не может быть расценено судом как заключение с ФИО19 договора социального найма спорной квартиры, поскольку ордер на квартиру не выдавался и квартира в муниципальную собственность не передавалась, а типовое положение об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе или иного муниципального образования), утвержденное приказом МВД России от 14.09.1993 года № 420, не предусматривало право РОВД на отчуждение имущества. К полномочиям начальника РОВД (п. 6.14, 6.15 Положения) относилось осуществление хозяйственного ведения выделенными объектами собственности, права на подписание хозяйственных договоров, соглашений и контрактов, реализация в установленном порядке сверхнормативных, неиспользуемых и выработавших эксплуатационный срок материальных ценностей, оборудования и другого имущества (за исключением зданий и сооружений).
Не могут являться основанием к удовлетворению обоих исков и иные доводы сторон и их представителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления ФИО5, ФИО4 действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, ФИО3, к отделу внутренних дел по Березовскому району Красноярского края, Главному управлению внутренних дел по Красноярскому краю, территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю о прекращении права собственности и права оперативного управления, и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
встречного искового заявления Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю к ФИО5, ФИО4, ФИО3 об истребовании недвижимого имущества (квартиры) из незаконного владения и выселении
отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья С.Г. Яловка