Решение о взыскании стимулирующих выплат в рамках национального проекта «Здоровье»



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» июня 2010 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шарабаевой Е.В.,

с участием помощника прокурора

Березовского района Красноярского края Микериной Л.И.,

при секретаре Кайдалиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО3 к муниципальному учреждению здравоохранения «Березовская центральная районная больница», администрации Березовского района Красноярского края о взыскании стимулирующих выплат в рамках национального проекта «Здоровье»,

установил:

прокурор Берёзовского района Красноярского края обратился в суд в интересах ФИО3 к МУЗ «Березовская центральная районная больница» (далее МУЗ «Березовская ЦРБ»), администрации Березовского района Красноярского края о взыскании в пользу ФИО3 в субсидиарном порядке с МУЗ «Березовская ЦРБ» и администрации Березовского района Красноярского края за счет средств бюджета муниципального образования «Березовский район Красноярского края» недоплаченных выплат по дополнительному соглашению к трудовому договору.

Свои требования мотивировал тем, что ФИО3 с хх.хх.хх года работает в МУЗ «Березовская ЦРБ» в должности медсестры фельдшерского-акушерского пункта. хх.хх.хх года работодателем с ФИО3 в рамках реализации национального проекта «Здоровье» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым ФИО3 обязалась выполнять объем работ, обусловленный трудовым договором, в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени с выполнением показателей. За выполнение работ работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику персональную надбавку (доплату) стимулирующего характера к заработной плате в размере 2500 рублей. Надбавка выплачивается с учетом предоставления работнику установленных трудовым законодательством РФ гарантий.

В ходе проведения проверки установлено, что данная надбавка в 2010 году выплачивалась ФИО3 с учетом районного коэффициента, (ст. 315, ст. 316 ТК РФ), установленного федеральным законодательством в размере 20%, а не 30%, как предусмотрено законодательством Красноярского края, в связи с чем, полагает прокурор, выплаты ФИО3 произведены не в полном объеме.

Согласно ст. 132 БК РФ и п. 3 вышеуказанных Правил данные субсидии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с осуществлением денежных выплат медицинским работникам стимулирующего характера из расчета 5000 рублей в месяц врачу, 3500 рублей в месяц - фельдшеру (акушерке) и 2500 рублей в месяц - медицинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением администрации Красноярского края от 05.02.2008 №39-п (в редакции от 09.02.2009 года) утвержден Порядок предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края субвенций на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, согласно которому рассматриваемые денежные средства в качестве субвенций поступают в бюджеты муниципальных образований. В соответствии с п. 7 данного Порядка за счет средств субвенций на осуществление данных выплат медицинским работникам осуществляется возмещение дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с предоставлением медицинским работникам установленных трудовым законодательством РФ гарантий и иных отчислений. В силу ст. 5 и ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях», ст. ст. 164, 165 ТК РФ, районный коэффициент к заработной оплате, предусмотренный ст. 315 ТК РФ, относится к трудовым гарантиям - средствам, способам и условиям, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. В силу ст. 165 ТК РФ трудовые гарантии предоставляются за счет средств работодателя.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов РФ. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П в Березовском районе установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 30%.

Из анализа приведенных норм, по мнению прокурора, следует, что вышеуказанным категориям медицинских работников, участвующим в реализации национального проекта «Здоровье», стимулирующие выплаты должны производиться с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного администрацией Красноярского края в размере 30%. При этом прокурор полагает, что МУЗ «Березовская ЦРБ» и соответственно бюджету муниципального образования «Березовский район» затраты на выплату повышенного районного коэффициента (10%) должны возмещаться за счет средств бюджета Красноярского края, принимающего участие в софинансировании расходных обязательств, связанных с осуществлением денежных выплат медицинским работникам стимулирующего характера.

При указанных обстоятельствах, указывает прокурор в исковом заявлении, согласно представленному суду расчету МУЗ «Березовская ЦРБ» не доплачено 946 рублей 50 копеек стимулирующих выплат с января по март 2010 года. Согласно п. 2 дополнительного соглашения к трудовому договору обязанность по своевременной выплате в полном объеме надбавки стимулирующего характера возлагается на работодателя - МУЗ «Березовская ЦРБ». В силу ст. 120 ГК РФ и ст. 20 ТК РФ по обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающих из трудовых отношений, собственник (учредитель) несет дополнительную (субсидиарную) ответственность. Учитывая, что у МУЗ «Березовская ЦРБ» собственных средств на данные выплаты не имеется, прокурор в качестве соответчика по данному спору указал в исковом заявлении учредителя муниципального учреждения здравоохранения - администрацию Березовского района Красноярского края, которая, по мнению прокурора, в рамках бюджетных правоотношений в праве предъявить требования о возмещении указанных средств из бюджета Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. заявление поддержала по вышеуказанным основаниям, просила требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Истица ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежаще, до начала судебного заседания представила письменное заявление, в котором требования прокурора поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика - главный врач МУЗ «Березовская ЦРБ» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежаще, до начала судебного заседания предоставила заявление о признании исковых требований в полном объеме и о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежаще, о причинах не явки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Красноярского края ФИО5, действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хх года, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просила. До начала судебного заседания от нее поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором также сообщалось, что требования прокурора подлежат удовлетворению, а также в соответствии со ст.124 ГК РФ).

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Березовского района Красноярского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 129 ТК РФ к заработной плате (оплата труда работника) относится не только вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с Уставом Березовского района Красноярского края с учетом внесенных в него изменений, зарегистрированных Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 21.10.2009 года, администрация Березовского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ст. 6 Устава) и к ее компетенции в силу ст. 35 Устава района относится разработка и исполнение бюджета района, обеспечение исполнения бюджета района, осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета, учреждение муниципальных учреждений, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей.

Согласно уставу МУЗ «Березовская ЦРБ», данное учреждение является некоммерческой организацией, образованной в соответствии с решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района Красноярского края от 04.02.1999 года № 67, финансируемой частично за счет средств бюджета на основе сметы, а также за счет средств, получаемых из фонда обязательного медицинского страхования, целью деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Медицинская деятельность осуществляется МУЗ «Березовская ЦРБ» на основании лицензии №24-01000389 от 04.10.2007 года.

Согласно выписке из приказа по МУЗ «Березовская ЦРБ» nnnк от хх.хх.хх года ФИО3 принята на работу медсестрой фельдшерско-акушерского пункта с хх.хх.ххг., в настоящий момент она работает в должности медсестры фельдшерско-акушерского пункта МУЗ «Березовская ЦРБ».

«Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 года N 1111 определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат перечисленному в Правилах медицинскому персоналу, согласно которому субсидии предоставлялись из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по денежным выплатам медицинским работникам, при этом субсидии предназначались для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера из расчета 2500 рублей в месяц медицинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.02.2008 года № 39-п «О предоставлении денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» установлен порядок предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края субвенций на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, согласно которому перечисление денежных средств бюджету муниципального района (городского округа) края на осуществление денежных выплат медицинским работникам осуществляется министерством здравоохранения Красноярского края ежемесячно до 23 числа в форме субвенций, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств представляют в органы местного самоуправления, исполняющие бюджет, распределение средств на осуществление денежных выплат медицинским работникам по бюджетополучателям, орган местного самоуправления, исполняющий бюджет, распределяет и перечисляет субвенцию на осуществление денежных выплат медицинским работникам на лицевые счета учреждений здравоохранения на основании поданных заявок, за счет средств субвенции на осуществление денежных выплат медицинским работникам осуществляется возмещение дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с предоставлением медицинским работникам установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплатой отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как следует из заключенного работодателем - МУЗ «Березовская ЦРБ» с ФИО3 дополнительного соглашения от хх.хх.хх года к трудовому договору, ФИО3 обязалась выполнять объем работы, обусловленный трудовым договором в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени с выполнением показателей согласно приложению nnn к соглашению; за выполнение установленного объема работ работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику персональную надбавку (доплату) стимулирующего характера к заработной плате в размере 2500 рублей.

Из ст. 146, ст.ст. 315-317 ТК РФ, ст.ст. 10,11 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере - с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Из Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 года № 255, Инструкции «О порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 года N 255», утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 года N 3, следует, что производятся выплаты процентных надбавок пропорционально непрерывному стажу работы, но не более 30% (предельный размер).

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», установлено, что к заработной плате работников организаций, расположенных в том числе, на территории Березовского района Красноярского края, применяется единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20), при этом в постановлении указано, что затраты на введение районного коэффициента осуществляются за счет средств организаций.

Следовательно, из анализа вышеизложенных норм права следует, что категориям медицинских работников, участвующих в реализации национального проекта «Здоровье», к которым относится и ФИО3, стимулирующие выплаты, относящиеся к заработной плате, должны производиться с учетом полного районного коэффициента к заработной плате - 30% вне зависимости от источника финансирования.

Факт начисления и выплаты ФИО3 указанной надбавки (доплаты) и ее обоснованность лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Между тем, из имеющегося в материалах дела расчёта видно, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что вознаграждение ФИО3 выплачивалось в 2010 году с учетом районного коэффициента в размере 20%, а не 30%, то есть не в полном объеме.

При указанных обстоятельствах, из представленного в суд расчета, следует, что МУЗ «Березовская ЦРБ» ФИО3 недоплачено 946 рублей 50 копеек стимулирующих выплат с января по март 2010 года, которые в силу ст.20 ТК РФ и ст.120 ГК РФ подлежат взысканию в полном размере с работодателя - муниципального бюджетного учреждения, а при отсутствии средств, с его учредителя, при этом недостаточность финансирования и его источник, в силу действующего законодательства, не имеют правового значения для разрешения спора.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со статьей 333.19. Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в бюджет Березовского района Красноярского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная районная больница», а при недостаточности у учреждения денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности взыскать с администрации Берёзовского района Красноярского края в лице финансового управления за счёт средств казны муниципального образования «Берёзовский район Красноярского края» в пользу ФИО3 денежное вознаграждение в виде стимулирующих выплат в рамках национального проекта «Здоровье» в сумме 946 рублей 50 копеек.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Березовская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий судья: Е.В. Шарабаева

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья: Е.В. Шарабаева