Решение по иску Департамента транспорта г. Красноярска



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» июня 2010 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Поповой Н.Н.,

при секретаре Облаевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента транспорта администрации города Красноярска к индивидуальному предпринимателю Гаппель Петру Петровичу о признании действий индивидуального предпринимателя по осуществлению перевозок пассажиров противоправными, прекращении деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК»,

У С Т А Н О В И Л:

В Березовский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю (далее ИП) Гаппелю П.П. о признании действий индивидуального предпринимателя по осуществлению перевозок пассажиров противоправными, прекращении деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» обратился департамента транспорта администрации г. Красноярска.

В обоснование своих требований ссылается на то, что ИП Гаппель П.П. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок маршрутной сети г. Красноярска nnn «Верхние Черёмушки - ЛДК». В соответствии со статьёй 19 ФЗ от хх.хх.хх nnnФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии с расписаниями. Пунктами 51, 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от хх.хх.хх nnn определено, что расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всем работникам пассажирского транспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами. Расписания движения автобусов, в том числе для городских маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта). При этом, деятельность городских и районных Советов народных, депутатов была прекращена в соответствии с пунктом 4 Указа президента РФ от хх.хх.хх г. nnn «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Их функции переданы соответствующей местной администрации.

Ст. 6 Закона Красноярского края от хх.хх.хх nnn «Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае» (далее - Закон края 5-230) определено, что к ведению органов местного самоуправления относятся городские и внутрирайонные пассажирские перевозки. В соответствии со ст. 11 названного Закона, органы местного самоуправления выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации действующие на территории соответствующего муниципального образования. В силу статей 7 и 9 Закона nnn, организация коммерческих перевозок по регулярным маршрутам осуществляется посредством согласования их маршрутов. Перевозчик, осуществляющий коммерческие перевозки по регулярным маршрутам и перевозки маршрутными такси обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления.

В соответствии с п. 1.2, п.п. 9 и 12 п. 2.1 Правил перевозок пассажиров и багажа в городе Красноярске, утвержденных Решением городского Совета от хх.хх.хх nnn - 196 (далее - Правила), организатор пассажирских перевозок (Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок) согласует перевозчикам, осуществляющим коммерческие перевозки по маршрутам, графики, расписания и маршруты с выдачей соответствующих документов, а также устанавливает (определяет) порядок указанного согласования. В пункте 1.2 названных Правил под понятием согласование маршрута понимается принятие организатором пассажирских перевозок решения о допуске перевозчика к работе на маршруте, в том числе на конкурсной основе, а под согласованием расписания движения понимается проведение проверки проекта расписания на соответствие нормативным правовым актам в сфере пассажирских перевозок, режиму работы маршрута, подвижного состава и водителей.

Организатором пассажирских перевозок в г. Красноярске является департамент транспорта г. Красноярска, его правовой статус определен Положением о департаменте транспорта администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от хх.хх.хх nnn - р (далее - Положение о департаменте транспорта), а также другими правовыми актами города. Тем самым, распоряжением заместителя Главы города - начальника департамента транспорта от хх.хх.хх nnnтр утверждено положение о порядке согласования городских маршрутов регулярных перевозок и расписаний движения транспортных средств общего пользования, которым определена форма согласования регулярного маршрута и расписания движения автобусов городского сообщения (приложения 1, 2 к Положению о порядке согласования городских маршрутов регулярных перевозок и расписаний движения транспортных средств общего пользования)

Исходя из изложенного, хозяйствующий субъект после получения лицензии имеет право осуществлять перевозки пассажиров по регулярным маршрутам маршрутной сети г. Красноярска только после получения перевозчиком документа подтверждающего согласование маршрута с департаментом транспорта и согласования расписания движения транспортных средств по указанному маршруту.

Вместе с тем, 24. 09. 2009 года в ходе осуществления текущего контроля регулярности движения транспортных средств и координации работы перевозчиков на городских маршрутах, службой контроля муниципального учреждения «Красноярскгортранс» выявлено, что автобусы марок ПАЗ-3205 с государственными регистрационными знаками АУ 861, АУ 862, АС 117, АУ 872 выпускаются на линию для работы по регулярному маршруту nnn маршрутной сети города индивидуальным предпринимателем Гаппель П.П. без соответствующего согласования маршрута и согласованного расписания движения транспортных средств по указанному маршруту с департаментом транспорта, несмотря на то, что перевозчики обязаны обеспечивать выполнение перевозок пассажиров в соответствии с нормативными требованиями правовых актов Российской Федерации, Красноярского края и города Красноярска, условиями заключенных договоров, контрактов, соглашений (п. 3.1 Правил, ст. 13 Закон края nnn - 230). Данные обстоятельства также установлены и подтверждены Арбитражными судами Красноярского края по делу nnnАЗЗ-6418/2009, мировым судом Березовского района Красноярского края (прилагаются).

ИП Гаппель П. П. ранее имел временное согласованное департаментом транспорта расписания движения автобусов по маршруту nnn и временное согласование маршрута с указанием момента окончания действия согласования - «до заключения договора (соглашения) о взаимных обязательствах по обеспечению безопасными и качественными перевозками пассажиров на регулярном городском маршруте nnn с победителем конкурса». При подготовке писем от хх.хх.хх департамент транспорта не мог предвидеть результаты конкурсного отбора перевозчиков на право обслуживания городского маршрута nnn, в том числе, какое количество заявок от претендентов поступит на рассмотрение конкурсной комиссии. Однако в связи с тем, что ООО «Красноярская автотранспортная компания» являлась единственным участником конкурса, то в соответствии с пунктом 6.5 раздела IV Положения о порядке и условиях конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, утв. постановлением администрации города от хх.хх.хх nnn (далее - Положение) оно получило право на осуществление перевозок пассажиров по маршруту nnn (протокол nnn от хх.хх.хх г. подведения итогов конкурса на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту nnn - прилагается). Решение конкурсной комиссии являлось основанием для заключения договора на выполнение перевозок по регулярному городскому маршруту nnn (договор nnn от хх.хх.хх).

В силу п. 6.7 Положения перевозчик (и), обслуживающий (е) маршрут до объявления конкурсного отбора, не ставший (е) победителем (ями), в 10-дневный срок со дня опубликования итогов конкурса на основании письменного уведомления организатора пассажирских перевозок в городе должен прекратить обслуживание маршрута. Исходя из этого, с момента получения перевозчиками, не ставшими победителями конкурса, направленных департаментом транспорта уведомлений, действие ранее выданных согласований расписания и маршрута прекращается (письмо от хх.хх.хх nnn прилагается). Также юридически значимым обстоятельством, при наступлении которого перевозчики, обслуживающие маршрут nnn до проведения конкурса обязаны прекратить осуществление перевозок, является опубликование итогов конкурса в газете «Городские новости» хх.хх.хх. Таким образом, с хх.хх.хх г. действие согласования маршрута и расписания, выданное департаментом транспорта ИП Гаппелю П. П. прекратилось.

Как было изложено выше, расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах. В соответствии с пунктом 5.2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Министра транспорта РФ от хх.хх.хх nnn, владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности). Аналогичные положения содержит пункт 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от хх.хх.хх г. nnn. Исходя из изложенного, наличие согласованного с организатором пассажирских перевозок расписания движения автобусов по регулярному городскому маршруту, безусловно, отвечает требованиям по безопасности дорожного движения.

Статьей 2 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от хх.хх.хх г. nnn - ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; под участником дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве. В соответствии со ст. 3 названного Закона регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов. Частью 4 ст. 6 указанного Закона определено что, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления обеспечивают безопасность пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования (ст. 11 Закона края nnn).

В соответствии с Положением о департаменте транспорта, департамент транспорта администрации города является органом администрации города Красноярска, уполномоченным осуществлять деятельность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах города Красноярска, а также защиту прав потребителей на рынке транспортных услуг и имеет статус юридического лица с правом самостоятельно выступать в судах.

Осуществление предпринимателем Гаппель П.П. перевозок пассажиров по маршруту nnn, создаёт угрозу обеспечения безопасности дорожного движения, тем самым, данная деятельность перевозчика - Гаппель П.П. создает угрозу нарушения охраняемого ч. 2 ст. 7 Конституции РФ права населения на здоровье, так как осуществляется с нарушением требований по безопасности перевозки пассажиров, содержащихся в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Министра транспорта РФ от хх.хх.хх nnn, Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от хх.хх.хх nnn, Законе Красноярского края от хх.хх.хх nnn «Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае», Правилах организации транспортного обслуживания населения в г. Красноярске, утвержденных решением Красноярского городского Совета от хх.хх.хх nnn.

Статьей 44 Закона РФ от хх.хх.хх nnn «О защите прав потребителей» установлено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), в данном случае жителей города Красноярска. Статьей 46 этого же Закона установлено, что органы местного самоуправления вправе предъявлять иски в суды о признании действий исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Маршрут nnn проходит по территории г. Красноярска, услуги индивидуального предпринимателя Гаппель П.П. не соответствуют требованиям по обеспечению перевозок пассажиров автобусами, которыми пользуются жители города, следовательно, защита прав потребителей услуг по перевозке пассажиров на территории г. Красноярска автобусами по маршруту № 95 входит в компетенцию департамента транспорта администрации г. Красноярска.

На основании изложенного, департамент транспорта администрации г. Красноярска просит признать действия ИП Гаппель П.П. по осуществлению перевозок по маршруту nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей (пассажиров). В целях предотвращения значительных последствий, связанных с несоблюдением обеспечения безопасности дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровья пассажиров обязать ИП Гаппель П.П. прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК».

В ходе рассмотрения дела представитель департамента транспорта администрации города Красноярска Глинская Л.А. уточнила заявленные исковые требования. Просит суд в целях предотвращения значительных последствий связанных с несоблюдением обеспечения безопасности дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров, обязать индивидуального предпринимателя Гаппеля П.П. прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» без соответствующих разрешительных документов, выданных департаментом транспорта, а именно без согласования маршрута nnn и согласованного расписания.

Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Красс-Бус», потребители услуг пассажирского транспорта ФИО5 и Николаева Л.Н., а также Общество с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск1», Общество с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск 2», Общество с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск 3», Общество с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск 4».

В судебном заседании представитель истца Глинская Л.А., действующая на основании доверенности от 01. 06. 2010 года заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что ИП Гаппель П.П. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок маршрутной сети города Красноярска nnn «Верхние Черёмушки - ЛДК» без согласования указанного маршрута и без согласования расписания с департаментом транспорта администрации г. Красноярска, который является заказчиком перевозки пассажиров. Вместе с тем, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами содержит нормы, устанавливающие, что владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых и обед, схемой маршрута с указанием опасных участков. В свою очередь органы местного самоуправления обязаны, в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, что установлено ФЗ «О безопасности дорожного движения». То есть департамент транспорта администрации г. Красноярска должен обеспечивать безопасность перевозки пассажиров города, выступая в защиту лиц, которым предоставляется указанная услуга. Согласно нормам Российского законодательства, регулярные пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию. Расписание - это основа организации движения автобусов на маршрутах, оно обязательно для всех лиц, которые занимаются маршрутными перевозками. Наличие согласованного с департаментом транспорта расписания движения транспортных средств на маршруте обеспечивает безопасную перевозку пассажиров, поскольку при составлении расписания учитывается целый ряд факторов, которые влияют на безопасность перевозки пассажиров городским транспортном, в том числе скорость движения на маршруте, места остановок, остановки на отдых и обед водителя и т.д. ИП Гаппель П.П. вправе осуществлять перевозку пассажиров по регулярному маршруту nnn только после получения лицензии, документа, подтверждающего согласование маршрута с департаментом транспорта и согласования расписания движения транспортных средств по данному маршруту. Вместе с тем, автобусы, принадлежащие ИП Гаппель П.П., выходят на линию без соответствующих документов, о чем имеются акты проверок. Таким образом, ИП Гаппель П.П. нарушает права пассажиров, не обеспечивает безопасность пассажиров при их перевозке, осуществляя деятельность, связанную с эксплуатацией источника повышенной опасности, нарушает правила организации перевозки пассажиров, а кроме того, нарушает требования правовых актов Российской Федерации, Красноярского края и города Красноярска. В настоящее время право на перевозку пассажиров на маршруте nnn имеет только ООО «Крас-Бус», которое победило в конкурсе в 2007 году, с которым департамент транспорта заключил договор на выполнение перевозок по указанному маршруту, у которого имеется достаточное количество автобусов для работы на маршруте и которому согласовано расписание движения автобусов на маршруте. ИП Гаппель П.П. не имеет право осуществлять перевозку пассажиров по маршруту nnn, однако он не санкционировано выпускает автобусы на маршрут, чем создает угрозу обеспечению безопасности пассажиров, вводит пассажиров в заблуждения вывесками на автобусах, не обеспечивает льготные перевозки, не исполняет иные требования обязательные для перевозчиков пассажиров на городском транспорте. Просит признать действия ИП Гаппель П.П. по осуществлению перевозок по маршруту nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» противоправными и в целях предотвращения значительных последствий связанных с несоблюдением обеспечения безопасности дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров, обязать ИП Гаппель П.П. прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» без соответствующих разрешительных документов, выданных департаментом транспорта, а именно без согласования маршрута nnn и согласованного расписания.

Представитель истца Семенов Л.Б., действующий на основании доверенности от 02. 06. 2010 года заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что ранее ИП Гаппель П.П. работал на маршруте nnn вместе с другими мелкими перевозчиками, имел временное согласованное расписание движения и временное согласование маршрута. В 2007 году был произведен конкурсный отбор перевозчиков на право обслуживания городского маршрута nnn, единственным участником конкурса было ООО «Красноярская автотранспортная компания», учредителем которого является ООО «Красс-Бус», которое и получило право на осуществление перевозок пассажиров по маршруту nnn. Гаппель П.П. также мог бы участвовать в конкурсе, но не подал документы на конкурс, а имеющийся у него подвижной состав не соответствует предъявляемым требованиям. На этом маршруте должны работать, и работают, автобусы большой вместимости. Количество автобусов, которые должны выходить на маршрут, определено и согласовано. Гаппель П.П. выпуская на линию свои автобусы без согласования маршрута и расписания, и превышая их необходимое количество, вносит нервозность в работу на маршруте, создает угрозу безопасности дорожного движения, не обеспечивает безопасность пассажиров при их перевозке и перевозку пассажиров имеющих льготный проезд. Кроме того, движение автобусов на маршруте контролируется спутниковой системой «Гланас», которая на автобусах Гаппеля П.П. не стоит, что не позволяет контролировать их наличие и движение по маршруту. Наличие согласованного с департаментом транспорта маршрута и расписания это необходимое условие для работы на регулярном городском маршруте, которое предусмотрено целым рядом нормативных правовых актов в сфере пассажирских перевозок, отвечает требованиям безопасности дорожного движения и необходимо для обеспечения безопасной перевозки пассажиров. Это условие ИП Гаппель П.П. не соблюдает. Полагает, что действия ИП Гаппель П.П. по осуществлению перевозок по маршруту nnn является противоправными и просит обязать ИП Гаппель П.П. прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn без согласования маршрута и согласованного расписания.

Ответчик Гаппель П.П. в зал суда не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании ответчик Гаппель П.П. пояснил суду, что исковые требования он не признает. Когда департаментом транспорта был объявлен конкурс перевозчиков на право обслуживания маршрута nnn и были установлены критерии для участников конкурса, он фактически не мог принимать участие в этом конкурсе, так как у него нет необходимого количества автобусов большой вместимости. Он с этим не согласился, обжаловал решения конкурсной комиссии, но Арбитражный суд отказал ему в удовлетворении требований и признал, что проведенный конкурс соответствует закону. После этого он также неоднократно подавал заявления, чтобы хотя бы часть его автобусов могла работать на 95 маршруте, но ему в этом постоянно отказывают. На 95 маршруте у него работают всего 4 автобуса, они выходят на линию тогда, когда не хватает машин ООО «Крас-Бус», у него есть паспорт маршрута, диспетчерский пункт. Он нормально работает с ООО «Крас-Бус» у которого не хватает подвижного состава, никаких конфликтов между ними нет. Его автобусы выходят на линию по расписанию ООО «Крас-Бус» и никак не влияют на утвержденную схему движения. Все необходимое для нормальной работы автобусов он предпринимает: техника у него находится в исправном состоянии, автобусы прошли техосмотр, регулярно автобусы проверяет механик, есть медик, который производит освидетельствование водителей. Считает, что от его работы безопасность дорожного движения и пассажиров никак не страдает. Он неоднократно просил дать возможность работать на маршруте, но ему такой возможности не дают.

Представитель третьих лиц: ООО «Крас-Бус», ООО «РАТ-Красноярск1», ООО «РАТ-Красноярск 2», ООО «РАТ-Красноярск 3», ООО « РАТ-Красноярск 4» ФИО7, действующая на основании доверенностей без номера от 19. 04. 2010 года суду пояснила, что полностью поддерживает требования департамента транспорта администрации города Красноярска. В настоящее время ООО «Крас-Бус» осуществляет перевозку пассажиров по регулярному городскому маршруту nnn. Департамент транспорта согласовал им маршрут, количество автобусов, которые должны работать на маршруте, расписание движения автобусов. Их предприятие готово выставлять полностью все согласованные автобусы, у них также есть резервные машины, которые могут выйти на линию в случае необходимости. По расписанию их автобусы ходят по маршруту с интервалом 6 минут. Вместе с тем, Гаппель П.П. без каких-либо согласований и документов выставляет на линию 6 своих машин, из-за чего они вынуждены сокращать количество автобусов, которые выпускают на линию, так как начинаются гонки, происходят конфликты и драки между водителями. Автобусы Гаппеля П.П. работают без системы «Гланас», диспетчерская служба их не видит, из-за чего часто возникают проблемы. Кроме того, водители Гаппеля П.П. не возят льготников, постоянно устраивают гонки на дорогах, нарушают правила безопасности движения, работают без трудовых книжек, даже медика не проходят. К ним очень часто поступают жалобы именно на водителей, которые работают у ИП Гаппеля П.П. Таким образом, действиями ответчика создаются помехи в работе транспортных средств их предприятия, что негативно влияет на безопасность движения, повышает процент возникновения аварийных ситуаций, происходят сбои в расписании и конфликтные ситуации между водителями. Они неоднократно обращались в департамент транспорта администрации г. Красноярска за содействием в устранении препятствий деятельности их предприятия, которые происходят из-за незаконных действий ИП Гаппеля П.П., но все продолжает оставаться без изменений.

Третьи лица ФИО5, Николаева Л.Н. в зал суда не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Об отложении дела не просили, на своем участии в рассмотрении дела не настаивали.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования департамента транспорта администрации города Красноярска, с учетом внесенных уточнений, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 20 Федерального закона от 10. 12. 1995 года nnn - ФЗ «О безопасности дорожного движения» п. 3 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10. 06. 2002 года nnn устанавливают в частности, что лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является, в том числе, выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, к которым согласно ст. 17 Федерального закона от 08. 08. 2001 года nnnФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Согласно «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08. 11. 2007 года nnn - ФЗ, указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов, автобусами, легковыми автомобилями, общие условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам и т.д. на объектах транспортных инфраструктур. Согласно ст. 19 указанного Федерального закона регулярные перевозки пассажиров осуществляются в соответствии с расписанием.

Аналогичные положения содержат Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением правительства РФ от 14. 02. 2009 года nnn.

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31. 12. 1981 года устанавливают, что организация пассажирских перевозок включает, кроме прочего, разработку рациональных маршрутных схем, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах, составление расписания движения автобусов и др. Расписание, согласно п. 51, 55 указанных Правил, является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для исполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами. Расписание движения автобусов по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) для городских маршрутов ежегодно утверждается. При этом необходимо учитывать, что деятельность городских и районных Советов народных депутатов была прекращена в соответствии с п. 4 Указа президента РФ от 26. 10. 1993 года nnn «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и их функции переданы соответствующей местной администрации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10. 12. 1995 года nnn - ФЗ «О безопасности дорожного движения», регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов. Статьей 6 указанного Закона, субъектам РФ и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции дано право самостоятельно решать вопросы безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае» от 22. 12. 1995 года nnn устанавливает в ст. 6, что городские и внутрирайонные пассажирские перевозки относятся к ведению органов местного самоуправления. Расписание движения транспортных средств по регулярным маршрутам утверждается организатором перевозок. Согласно ст. 7 указанного Закона, организация коммерческих перевозок по регулярным маршрутам осуществляется посредством согласования их маршрутов. При этом, согласно ст. 9 Закона, перевозчик, осуществляющий коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Статья 11 названного Закона устанавливает, что органы местно самоуправления: выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории соответствующего муниципального образования; обеспечивают безопасность пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования.

Организатором пассажирских перевозок в г. Красноярске является департамент транспорта администрации города Красноярска, правовой статус которого определен Положением о департаменте транспорта администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 25. 10. 2007 года nnnр, а также другими правовыми актами города.

В соответствии с п. 1.2, п. 2.1, п. 3.1, 3.3. Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденных решением городского Совета от 25. 05. 2006 года nnn, в качестве организатора пассажирских перевозок определен Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок. Также установлено, что согласование маршрута - это принятие организатором пассажирских перевозок решения о допуске перевозчика к работе на маршруте, в том числе на конкурсной основе, согласование расписания движения - проведение проверки проекта расписания на соответствие нормативным правовым актам в сфере пассажирских перевозок, режиму работы маршрута, подвижного состава и водителей (с соответствующим оформлением). При этом, организатор перевозок, кроме прочего, устанавливает предельное количество транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте, на основе договоров и соглашений привлекает для осуществления пассажирских перевозок транспортные организации, действующие на территории г. Красноярска, в том числе на конкурсной основе, согласовывает перевозчикам маршруты и расписания движения транспортных средств с выдачей соответствующих документов, обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств. В свою очередь перевозчики обязаны обеспечивать выполнение перевозок в соответствии с требованиями правовых актов РФ, Красноярского края и г. Красноярска, условиями заключенных договоров. Перевозчики пассажиров обязаны: согласовать с организатором пассажирских перевозок маршрут и расписание движения транспортных средств, обеспечить наличие у водителей транспортных средств, кроме прочего, расписания движения транспортного средства, согласованного с организатором пассажирских перевозок и документа, подтверждающего согласование маршрута с организатором пассажирских перевозок.

Гаппель П.П.обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным ряда положений Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25. 05. 2006 года nnn. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16. 11. 2009 года в удовлетворении указанного заявления было отказано ( т. 1л.д.118 -124). Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28. 01. 2010 года указанное решение оставлено без изменения ( т. 2 л. д. 79 -84).

Также Гаппель П.П. обращался в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими отдельных положений Закона Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае» от 22. 12. 1995 года nnn. ...вого суда от 07. 09. 2009 года в удовлетворении заявленных требований Гаппелю П.П. было отказано ( т. 1л.д. 125 -131). Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 09. 12. 2009 года указанное решение оставлено без изменения ( т. 2л.д. 20 - 23).

Таким образом, все участники пассажирских перевозок автомобильным транспортном общего пользования, в том числе коммерческих перевозок по регулярным маршрутам, в своей деятельности обязаны руководствоваться как Федеральными нормативными актами, так и нормативными актами, принятыми органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Получение перевозчиком лицензии не означает право перевозчика осуществлять пассажирские перевозки без учета требований законодательства, регулирующего вопросы организации пассажирских перевозок.

Следовательно, ИП Гаппель П.П. являясь перевозчиком пассажиров, обязан, кроме прочего, согласовать с организатором пассажирских перевозок маршрут и расписание движения принадлежащих ему транспортных средств, обеспечить наличие у водителей транспортных средств расписания движения транспортного средства, согласованного с организатором пассажирских перевозок и документа, подтверждающего согласование маршрута с организатором пассажирских перевозок.

В материалах дела имеются свидетельства, подтверждающие, что Гаппель П.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ( т. 1л.д. 42, 44). Также имеется лицензия ( т. 1л.д. 43), выданная Гаппелю П.П. 25. 02. 2003 года, которой разрешена перевозка пассажиров автотранспортном на территории РФ.

Как видно из договора на осуществление пассажирских перевозок nnn от 27. 04. 2006 года ( т. 1л.д. 11-12) департамент транспорта администрации города Красноярска и ИП Гаппель П.П. заключили договор о том, что Гаппель П.П. принимает на себя обязательства по коммерческой перевозке пассажиров по маршруту nnn транспортными средствами в количестве шести единиц, в свою очередь департамент транспорта утверждает паспорт маршрута, утверждает расписание движения транспортных средств на маршруте и т.д. При этом в договоре оговорено, что он действует до 15. 05. 2006 года. Также имеется согласование регулярного маршрут nnn (т. 1л.д. 13), срок действия которого определен до 15. 03. 2007 года.

Из письма заместителя Главы города ИП Гаппелю П.П. nnn от 05. 03. 2007 года ( т. 1л.д. 14) видно, что индивидуальный предприниматель был уведомлен о том, что ранее выданное согласование маршрута nnn и расписание движения автобусов по маршруту nnn действительно до заключения договора о взаимных обязательствах по обеспечению перевозки пассажиров на городском маршруте nnn с победителем конкурса.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее департаментом транспорта администрации г. Красноярска с ИП Гаппель П.П. был заключен договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок по маршруту nnn. Ему был согласован маршрут движения и расписание движения транспортных средств на маршруте. Однако, срок действия указанных документов истек и отношения между департаментом транспорта администрации г. Красноярска, как организатором перевозов, в том числе по маршруту nnn, и ИП Гаппелем П.П., как перевозчиком по указанному маршруту, продлены не были, о чем ИП Гаппель П.П. был своевременно уведомлен.

Как следует из протокола подведения итогов конкурса на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» от 23. 07. 2007 года ( т. 1л.д. 15 -16), единственным участником конкурса является ООО «Красноярская автотранспортная компания», с которой и было рекомендовано департаменту транспорта заключить договор о взаимных обязательствах по безопасному и качественному обслуживанию пассажиров на городском маршруте nnn.

Указанный договор за nnn был заключен 06. 08. 2007 года (л.д. 17 - 22) между департаментом транспорта администрации г. Красноярска и ООО «Красноярская автотранспортная компания» на срок до 11. 08. 2010 года с приложением расписания движения автобусов и схемой маршрута nnn.

Гаппель П.П. обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий департамент транспорта администрации города Красноярска по установлению критериев конкурсного отбора перевозчиков на маршрут nnn в объявлении о проведении конкурса перевозчиков по регулярному городскому маршруте nnn. В удовлетворении указанного заявления ему было отказано решением Арбитражного суда Красноярского края от 06. 07. 2007 года ( т. 1л.д. 132 - 135), которое оставлено без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14. 09. 2007 года ( т. 1л.д. 136 - 141).

Из постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 18. 04. 2008 года ( т. 1л.д. 48 - 51) видно, что Гаппель П.П. также обращался в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, выраженное в протоколе от 23. 07. 2007 года о результатах конкурса на осуществление перевозок пассажиров по маршруту nnn. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27. 12. 2007 года в удовлетворении заявления было отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда указанное решение оставлено без изменения.

Таким образом, департамент транспорта администрации г. Красноярска, по итогам конкурсного отбора, в качестве перевозчика по маршруту nnn правомерно привлек ООО «Красноярская автотранспортная компания», с которым и был заключен договор на осуществление перевозок пассажиров по регулярному городскому маршруту nnn.

В суд представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ( т. 1л.д. 64 -69) из которой видно, что ООО «Красноярская автотранспортная компания» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц с 07. 11. 2006 года. Её учредителями являются МП г. Красноярска «Горэлектротранс», а также ООО «Крас-Бус». Имеется устав ООО «Красноярская автотранспортная компания» (т. 1л.д. 83 - 100), согласно которому целями деятельности общества являются осуществление безопасных и качественных пассажирских перевозок в г. Красноярске. Видом деятельности, наряду с другими, являются: перевозки пассажиров автобусами по регулярным городским маршрутам.

В дальнейшем договор об организации и осуществлении перевозок пассажиров на городских маршрутах регулярных перевозок, в том числе и на маршруте nnn, был заключен 16. 10. 2009 года департаментом транспорта администрации города с ООО «Крас-Бус», которое является учредителем ООО «Красноярская автотранспортная компания», на срок до 15. 10. 2010 года ( т. 2л.д. 157 - 159). Предметом деятельности ООО «Крас-Бус», как видно из представленного устава общества ( т. 2л.д.123 - 135), является, наряду с другими, перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам. ООО «Крас-Бус» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 01. 07. 2002 года ( т. 2л.д. 137) и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на маршруте nnn совместно с: ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 1», на основании договора от 16. 10. 2009 года (т. 3л.д. 15 -20), ООО «РегионАвтоТранс- Красноярск 2», на основании договора от 16. 10. 2009 года (т. 3л.д. 21 -26), ООО «РегионАвтоТранс- Красноярск 3», на основании договора от 16. 10. 2009 года (т. 3л.д. 27 -32), ООО «РегионАвтоТранс- Красноярск 4», на основании договора от 16. 10. 2009 года (т. 3л.д. 33 -38), которым 16. 10. 2009 года начальником департамента транспорта был согласован регулярный маршрут nnn и количество выходов автобусов по расписанию (т. 3л.д. 5 - 9).

В настоящее время ИП Гаппель П.П. осуществляет перевозку пассажиров по городскому автобусному маршруту nnn в нарушение требований приведенных выше нормативных актов, регулирующих отношения в сфере перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, не согласовав маршрут и расписание движения принадлежащих ему транспортных средств с организатором пассажирских перевозок.

Как видно из решения Арбитражного суда Красноярского края от хх.хх.хх года ( т. 1л.д.23 -26), ИП Гаппель П.П. был привлечен к административной ответственности по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю по ч. 3 ст. 14. 1 КоАП РФ за осуществление перевозок пассажиров автобусами по городскому маршруту nnn по расписанию, не согласованному с администрацией г. Красноярска. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30. 07. 2009 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 25. 05. 2009 года оставлено без изменения ( т. 1л.д. 27 - 33).

Постановлением мирового судьи от 05. 08. 2009 года ( т. 1л.д.34 -36) Гаппель П.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19. 4 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению должностного органа, осуществляющего государственный надзор ( контроль), а равно воспрепятствованию осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, поскольку Гаппель П.П. не представил документы, необходимые для проведения проверки старшему государственному инспектору отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также не обеспечил личное участие и (или) присутствие своего представителя при проведении мероприятий по контролю.

В материалах дела также имеются акты проверок МУ г. Красноярска «Красноярскгортранс» от 24. 09. 2009 года ( т. 1л.д. 38 - 41), от 01.10. 2009 года ( т. 1л.д. 75) из которых видно, что водители ФИО14, ФИО9, ФИО13, ФИО12, а также ФИО11 осуществляли перевозку пассажиров по регулярному городскому маршруту nnn не имея документа, подтверждающего согласование маршрута с организатором пассажирских перевозок, расписания движения транспортного средства. Владелец лицензии - Гаппель П.П. Также имеются акты проверок от 24. 03. 2010 года ( т. 2л.д. 196 - 201), согласно которым водители ФИО10, ФИО9, ФИО8 находились на маршруте следования автобуса nnn «ЛДК- Верхние Черемушки» без согласовании с организатором пассажирских перевозок маршрута и расписания движения транспортных средств. Владелец лицензии - Гаппель П.П.

Постановление административной комиссии Ленинского района г. Красноярска от 01. 03. 2010 года ( т. 2л.д. 202) свидетельствует о том, что Гаппель П.П. был подвергнут наказанию в виде штрафа за то, что при проверки принадлежащих ему автобусов по маршруту nnn было установлено, что перевозка пассажиров осуществлялась без согласованного с организатором перевозок маршрута и расписания движения.

Из справки МУ г. Красноярска «Красноярскгортранс» от 20. 04. 2010 года ( т. 2л.д. 209) видно, что автобусы ИП Гаппеля П.П. под управлением автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления не работают, бортовыми навигационно-связными терминалами не оборудованы, договор по организации централизованного диспетчерского управления, контроля и учета работы подвижного состава пассажирского транспорта между МУ «Красноярскгортранс» и ИП Гаппелем П.П. отсутствует.

Кроме того, действия ответчика создают угрозу безопасности дорожного движения, не соответствуют требованиям по обеспечению безопасности перевозки пассажиров.

В судебном заседании была допрошена свидетель ФИО15, которая пояснила, что работает диспетчером ИП Гаппель П.П. на 95 маршруте. Они подстраиваются под выпуск автобусов ООО «Крас-Бус» и отправляют свои автобусы тогда, когда нет автобусов ООО «Крас-Бус» по их расписанию. Своего расписания у них нет, никаких ведомостей она не ведет, ведет только свою тетрадь, в которой записывает сколько вышло автобусов ООО «Крас-Бус» и сколько ИП Гаппель П.П. Диспетчер ООО «Крас-Бус» сообщает, сколько у них автобусов не выйдет и она сама во избежание больших интервалов выпускает автобусы Гаппеля П.П. Также свидетель сообщила, что водители ИП Гаппеля П.П. работают с 06 часов до 23 часов два дня, через два с обедом 2 часа.

Вместе с тем, свидетель ФИО16 пояснила, что работает диспетчером ООО «Крас-Бус» на 95 маршруте. На этом же маршруте без всяких документов и согласований работают несколько автобусов ИП Гаппеля П.П. У ООО «Крас-Бус» хватает своих автобусов для того, чтобы они двигались по расписанию, однако автобусы Гаппеля П.П. вклиниваются в их расписание без какого-либо согласования, и им приходится нарушать расписание, не пускать свои автобусы в положенное время.

Свидетель ФИО17 пояснил, что работает водителем на маршруте nnn, который частично пересекается с маршрутом nnn. Графики этих маршрутов согласованы, а когда на 95 маршрут выходят автобусы Гаппеля П.П. без всякого согласования начинаются конфликты между водителями, устраиваются гонки между автобусами, автобусы останавливаются не на всех остановках, повышается аварийность, страдают пассажиры.

Допрошенная в судебном заседании ФИО18 пояснила, что по её мнению автобусы ПАЗ лучше, чем большие автобусы, так как в них теплее, а вообще автобусов на 95 маршруте мало, так как их приходится долго ждать, особенно в последнее время.

Свидетели ФИО20 и ФИО19 пояснили, что часто ездят автобусами по городскому маршруту nnn. На данном маршруте есть большие автобусы и автобусы ПАЗ. В маленькие автобусы хуже заходить и ехать в них хуже, на выходе всего одна дверь. В этих автобусах не возят пассажиров по льготам, выгоняют их из автобуса, грубо разговаривают с пассажирами, чего не наблюдается в больших автобусах на этом же маршруте. Кроме того, в маленьких автобусах информация о маршруте и владельце автобуса практически не читаема.

В суд представлена жалоба гр. ФИО21 (т. 2л.д. 210) на водителя и кондуктора автобуса 95 маршрута, регистрационный знак АС 117.

Также в материалах дела имеются письма директора ООО «Крас-Бус» ФИО22 начальнику департамента транспорта администрации г. Красноярска (т. 2л.д. 160, 161) из которых видно, что на маршруте nnn сложилась конфликтная ситуация в связи с выпуском Гаппелем П.П. на линию своих автобусов без какого либо расписания и упорядоченных интервалов движения автобусов.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым в целях предотвращения последствий связанных с несоблюдением обеспечения безопасности дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров, обязать индивидуального предпринимателя Гаппеля П.П. прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» без соответствующих разрешительных документов, выданных департаментом транспорта, а именно без согласования маршрута nnn и согласованного расписания.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что он не имеет возможности работать по перевозке пассажиров с соблюдением всех нормативных требований

Как видно из протокола заседания комиссии по согласованию городских маршрутов регулярных перевозок движения транспортных средств общего пользования (т. 2л.д. 65), Гаппель П.П. обращался с заявлением о согласовании ему маршрута nnn и расписания движения на маршруте в чем ему было отказано в связи с отсутствием свободных мест на указанном маршруте, который в целом согласован ООО «Красс-Бус»

Вместе с тем, из протокола заседания комиссии по согласованию городских маршрутов регулярных перевозок и расписаний движения транспортных средств от 13. 01. 2010 года (т. 2л.д. 11- 12), писем ИП Гаппелю П.П.: от 05. 02. 2010 года (т. 2л.д.111), от 01. 04. 2010 года (т. 2л.д. 112) видно, что ответчику было предложено рассмотреть вопрос о заключении договоров на обслуживание имеющимися у него автобусами городских автобусных маршрутов nnn, nnn и nnn, однако Гаппель П.П. с данными предложениями не согласился.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия индивидуального предпринимателя Гаппеля Петра Петровича по осуществлению перевозок по маршруту nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» противоправными.

Обязать индивидуального предпринимателя Гаппеля Петра Петровича прекратить деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по городскому маршруту регулярных перевозок nnn «Верхние Черемушки - ЛДК» без соответствующих разрешительных документов, выданных департаментом транспорта, а именно без согласования маршрута nnn и согласованного расписания.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Березовский районный суд, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Н.Н. Попова