Дело № 2-817/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2010 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Верхотурова И.И., при секретаре Титаренко Г.М., с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шукана А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/2010 по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ об обязании администрации ... ... ... организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования ... на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги ...,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации ... ... ... в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации ... ... ... в 3-х месячный срок со дня вынесения решения организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования ... на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги ...
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании ... ..., в ходе которой установлено, что в нарушении частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, части 2 статьи 2, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, частей 1, 2, 5, 6 статьи 12 и статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов исполнительным органом муниципального образования ... не исполняются.
На территории ... установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги «...
Таким образом, невыполнение администрацией ... обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов, негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Шукан А.Н. требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава администрации ... ... ... С., действующая на основании Устава, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации ....
В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 9 Устава ... ... ... к вопросам местного значения ... относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что на территории ... установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги ....
Данные фактические обстоятельства подтверждаются актом проверки с прилагаемой схемой от хх.хх.хх года, проведенной прокуратурой Березовского района.
При этом, в нарушении требований статей 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 1, 2, 6, 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 2, статьи 2, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», администрацией ... мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов на указанном участке местности, расположенном слева и справа от автодороги ..., не принимается, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации ... ... ... по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования ... на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги ... - нарушает статью 42 Конституции РФ, статью 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию ... ... ... ликвидировать несанкционированную свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования ... на участке местности, расположенном слева и справа от автодороги «..., путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных отходов на специализированный полигон бытовых отходов в трехмесячный срок с момента вынесения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Березовского районного суда И.И.Верхотуров