Решение об оспаривании решения Совета депутатов



Дело № 2-833/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2010 года п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Верхотурова И.И., при секретаре Титаренко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-833/2010 по заявлению Новикова Сергея Валерьевича об оспаривании Решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов»,

У С Т А Н О В И Л:

Новиков С.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» (далее Решения).

Свои требования Новиков С.В. мотивировал тем, что он является депутатом Березовского районного Совета депутатов от Красноярского регионального отделения Либерально-Демократической партии России, в соответствии с Решением № 31/224 от 15 марта 2010 года Избирательной комиссии Муниципального образования Березовский район.

На основании Распоряжения № 4 от 12 апреля 2010 года председателя депутатов, являющегося в соответствии с Уставом Березовского района главой района, 16 апреля 2010 года в здании администрации Березовского района состоялась сессия депутатов Березовского районного Совета депутатов, в повестку которой были включены следующие вопросы: об утверждении перечня постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов; об утверждении составов постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов; об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов; об избрании секретаря Березовского районного Совета депутатов; об утверждении текста присяги Главы Березовского района.

Согласно Решению Березовского районного Совета депутатов № 2-4Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении составов постоянных комиссий Березовского районного Совета», он является членом постоянных комиссий: по финансам, бюджету собственности, экономической и налоговой политике; а также по жизнеобеспечению населения района, архитектуре и строительству.

После принятия депутатами Решения № 2-3Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении перечня постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» и Решения № 2-4Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении составов постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов», им было предложено прервать сессию, и Решение «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» перенести на второе заседание данной сессии, что соответствовало п.1 ст.24 Устава Березовского района.

Однако на данной сессии по предложению части депутатов были избраны председатели постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов, при этом, предложения депутатов, с просьбой утвердить кандидатуры на пост председателя постоянных комиссий поступали на самой сессии, без учета ч.2 ст.12 Регламента, утвержденного Решением районным Советом № 4-26Р от 18 августа 2005 года, согласно которой председатель комиссии избирается на заседании комиссии и только после этой кандидатуры избранные на заседаниях комиссий, утверждаются на сессии. Заседаний постоянных комиссий по вопросу избрания председателей комиссий депутатов не проводилось.

Помимо этого на сессии 16 апреля 2010 года, им было высказано мнение, что Решения об утверждении председателей постоянных комиссий без учета ч.2 ст.12 Регламента является незаконным и противоречащим действующему Регламенту, однако его мнение при решении данного вопроса не было учтено, в связи с чем он голосовал против данного Решения.

Считает, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного эффективного осуществления своих полномочий. Каждый депутат помимо обязанности участия в сессионных заседаниях представительного органа - Березовский районный Совет депутатов, имеет право и обязан принимать участие в работе в составе депутатских комиссий, деятельность которых также регулируется Уставом Березовского района Красноярского края и Регламентом, утвержденным Решением районным Советом № 4-26Р от 18 августа 2005 года.

В соответствии с п.п.1 ч.1 ст.19 Регламента депутат Березовского районного Совета депутатов на его заседаниях вправе избирать и быть избранным в органы Районного Совета, согласно п.п.2 ч.2 ст.19 Регламента депутат Районного Совета обязан соблюдать Регламент, повестку дня и требования председательствующего.

Полагает, что действия депутатов противоречат Регламенту, Уставу, ущемляют права других депутатов, входящих в состав Районного Совета, а также нарушают его права на беспрепятственное и эффективное осуществление депутатских полномочий.

В судебном заседании заявитель Новиков С.В. свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что 12 апреля 2010 года в здании администрации Березовского района состоялось предварительное, ничем не регламентированное, совместное собрание депутатов Березовского районного Совета, на котором каждый из депутатов определился о вхождении в состав той или иной комиссии, также были избраны голосованием председатели комиссий. По итогам этого собрания он был избран председателем комиссии по жизнеобеспечению населения района, архитектуре и строительству. 16 апреля 2010 года на заседании сессии депутатов Березовского районного Совета на утверждение составов постоянных комиссий вынесли списки депутатов, которые соответствовали спискам, принятым на собрании 12 апреля 2010 года, и которые были утверждены депутатами голосованием. Однако при утверждении списка председателей постоянных комиссий, которые были избраны на собрании 12 апреля 2010 года, вместо него председателем комиссии по жизнеобеспечению населения района, архитектуре и строительству был избран депутат Комаровских О.А. При этом сессия не прерывалась, утвержденные депутаты в своих комиссиях отдельно не собирались, депутаты по кандидатурам председателей комиссий не голосовали. Кандидаты в председатели постоянных депутатских комиссий были выдвинуты другими депутатами без обсуждения в комиссиях, сразу же было проведено на сессии голосование и по кандидатурам председателей было принято оспариваемое Решение № 2-5Р.

Представитель Березовского районного Совета депутатов Вигель Ю.А., действующая на основании доверенности от 08 июля 2010 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя, пояснив, что 09 апреля 2010 года состоялась первая сессия Березовского районного Совета депутатов, перерывов в работе данной сессии не было. 16 апреля 2010 года была назначена и состоялась внеочередная сессия Березовского районного Совета депутатов, на которой были утверждены: перечень постоянных комиссий, составы постоянных комиссий и председатели постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов, при этом при утверждении председателей постоянных комиссий все депутаты находились в зале, но голосовали отдельно по каждой комиссии только избранные члены этой комиссии. В каком виде должно приниматься решение комиссии, нигде не определено. 12 апреля 2010 года никакие решения депутатами приниматься не могли и эти решения не имеют юридической силы, поскольку еще не были определены составы постоянных комиссий. Ссылка заявителя на нарушения регламента Березовского районного Совета депутатов необоснованна, так как до настоящего времени регламент Березовского районного Совета нигде официально не опубликован и не может применяться.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявитель Новиков С.В. оспаривается Решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов».

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Оспариваемое Новиковым С.В. Решение Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» отменено Решением Березовского районного Совета депутатов № 7-28Р от 09 июля 2010 года «Об отмене решения Березовского районного Совета депутатов от 16 апреля 2010 года № 2-5Р».

Как разъяснено в абзаце шестом пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении дела по существу.

В связи с этим суд полагает необходимым исследовать вопрос о том, были ли при принятии Решения Березовского районного Совета депутатов № 7-28Р от 09 июля 2010 года, отменившего оспариваемое Решение Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов», устранены в полном объеме нарушения прав и свобод заявителя Новикова С.В.

Нарушение своих прав оспариваемым Решением Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» заявитель Новиков С.В. связывает с обстоятельствами нарушения порядка принятия решений Березовского районного Совета, установленным Регламентом Березовского районного Совета.

Решением Березовского районного Совета депутатов № 7-28Р от 09 июля 2010 года указанные обстоятельства преодолены, поскольку решение Березовского районного Совета депутатов от 16 апреля 2010 года № 2-5Р, принятое, по мнению Новикова С.В., с указанными выше нарушениями, отменено.

Решением Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» председателем постоянной комиссии Березовского районного Совета депутатов по вопросам жизнеобеспечения населения района, архитектуре и строительству утвержден депутат Комаровских О.А. Данное утверждение означало невозможность для Новикова С.В. претендовать на должность председателя постоянной комиссии Березовского районного Совета депутатов по вопросам жизнеобеспечения населения района, архитектуре и строительству.

Таким образом, при отмене Березовским районным Советом депутатов своего решения от 16 апреля 2010 года, оспариваемого Новиковым С.В., нарушения прав и свобод последнего были устранены.

Кроме этого, следует учитывать, что исходя из требования части 1 статьи 258 ГПК РФ, решение суда по делу об оспаривании решения органа местного самоуправления должно быть направлено на устранение в полном объеме нарушенных прав и свобод гражданина. Однако удовлетворение требований заявителя Новикова С.В. не приведет к восстановлению каких-либо его прав, поскольку нарушения, имевшие, по мнению заявителя, место при принятии Решения Березовского районного Совета депутатов от 16 апреля 2010 года № 2-5Р, устранены путем отмены последнего.

Решение Березовского районного Совета депутатов № 7-28Р от 09 июля 2010 года «Об отмене решения Березовского районного Совета депутатов от 16 апреля 2010 года № 2-5Р» в установленном законом порядке никем не было оспорено, не отменялось судом или самим Березовским районным Советом депутатов, то есть является действующим.

Оспоренное Новиковым С.В. Решение Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов», являясь правовым актом ненормативного характера, не рассчитано на его неоднократное применение и действовало до его отмены, то есть до 09 июля 2010 года. Прекративший свое действие правовой акт, к тому же ненормативного характера, не может быть признан недействительным, то есть лишенным юридической силы в связи с отсутствием таковой.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Новикова С.В. по мотиву отсутствия нарушения прав и свобод заявителя Новикова С.В. оспариваемым им Решением Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов».

Кроме этого, суд полагает несостоятельными доводы заявителя Новикова С.В. о противоречии Решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» требованиям правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Само по себе нарушение норм Регламента заседаний Березовского районного Совета депутатов при принятии решения Березовским районным Советом, если такое решение не противоречат Уставу Березовского района Красноярского края, не является основанием для признания недействительным указанного решения.

Пункты 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 1, 19, 27, 33 Устава Березовского района закрепляют, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении в системе муниципальных правовых актов решения представительного органа муниципального образования не могут противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Действующее законодательство и Устав Березовского района не содержат положений, в соответствии с которыми одни правовые акты представительного органа муниципального образования не могут противоречить другим правовым актам представительного органа муниципального образования, а равно положений, в соответствии с которыми решения Березовского районного Совета депутатов должны приниматься в строгом соответствии с процедурами, установленными Регламентом заседаний Березовского районного Совета. Поскольку Регламент заседаний Березовского районного Совета депутатов, утвержденный решением Березовского районного Совета депутатов, не является актом большей юридической силы по отношению к оспариваемому решению Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года, противоречия между данными правовыми актами, имеющими одинаковую юридическую силу, не могут рассматриваться как основание для признания недействительным и незаконным одного из них.

Следует также учитывать, что Регламент заседаний Березовского районного Совета депутатов, утвержденный Решением Березовского районного Совета от 18 августа 2005 года № 4-26Р, на нарушение которого ссылается заявитель Новиков С.В., не вступил в силу и поэтому не может быть применен судом при разрешении настоящего дела.

Данный Регламент содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по поводу созыва и проведения заседаний Березовского районного Совета депутатов, и поэтому является нормативным правовым актом. При этом данный акт затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку направлен на регулирование порядка осуществления депутатами Березовского районного Совета своих публичных функций, а также на регулирование деятельности иных лиц в связи с проведением заседаний Березовского районного Совета.

Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 7 статьи 27 Устава Березовского района, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако Регламент заседаний Березовского районного Совета депутатов, утвержденный Решением Березовского районного Совета от 18 августа 2005 года № 4-26Р, на нарушение которого ссылается Новиков С.В., не был официально опубликован (обнародован) и поэтому не может считаться вступившим в силу.

Иные доводы Новикова С.В. суд также признает несостоятельными и не может их принять во внимание.

Закон и Устав Березовского района не предусматривают проведение предварительных собраний депутатов Березовского районного Совета, для вхождения депутатов в состав той или иной комиссии, а также предварительного избрания председателей комиссий.

Из материалов дела также следует, что голосование по утверждению кандидатур председателей постоянных комиссий на сессии Березовского районного Совета 16 апреля 2010 года проводилось, при этом сессия не прерывалась, утвержденные депутаты в своих комиссиях отдельно не собирались и по кандидатурам председателей комиссий не голосовали.

Вместе с тем, ни Федеральный закон, ни Устав Березовского района не содержат безусловных требований к избранию и утверждению председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов. Каких-либо доказательств давления на депутатов при принятии ими оспариваемого решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» со стороны третьих лиц суду не представлено.

В связи с тем, что результаты волеизъявления депутатов по выборам председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов определены достоверно и они по существу заявителем не оспариваются, то допущенные при этом нарушения Регламента не могут являться основанием для отмены (признания недействительными) итогов голосования и результатов выборов.

На основании части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, оспариваемое заявителем Новиковым С.В. Решение Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» принято в пределах компетенции Березовского районного Совета депутатов, не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не затрагивает прав и свобод заявителя, в связи с чем, основания для признания его недействительным в судебном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 67, 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Новикова Сергея Валерьевича об оспаривании Решения Березовского районного Совета депутатов № 2-5Р от 16 апреля 2010 года «Об утверждении председателей постоянных комиссий Березовского районного Совета депутатов» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Березовского районного суда И.И.Верхотуров