Решение по заявлению прокурора к учреждению здравоохранения о взыскании денежных сумм



Дело № 2-307/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Березовка 21 апреля 2010 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Верхотурова И.И., при секретаре Титаренко Г.М., с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Микериной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-307/2010 по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах М. к муниципальному учреждению здравоохранения «...», ... фонду обязательного медицинского страхования о взыскании невыплаченных денежных сумм за оказание дополнительной медицинской помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах М. к муниципальному учреждению здравоохранения «...» (далее МУЗ «...») о взыскании невыплаченных денежных сумм за оказание дополнительной медицинской помощи, за счет средств, поступающих из ... фонда обязательного медицинского страхования (далее КФОМС), в размере nnn рублей nnn копейки, в рамках реализации Постановления правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года № 73-п и государственной пошлины.

Свои требования прокурор Березовского района мотивирует тем, что М. с хх.хх.хх года работает в МУЗ «...» в должности медсестры общей практики Бархатовской врачебной амбулатории МУЗ «...». хх.хх.хх года работодателем с М. в рамках реализации национального проекта «Здоровье» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым М. обязалась выполнять объем работ, обусловленный трудовым договором, в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени с выполнением показателей. За выполнение работ работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику персональную надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере nnn рублей с применением районного коэффициента.

В ходе проведения проверки установлено, что данная надбавка в 2009 году выплачивалась М. с учетом районного коэффициента, предусмотренного статьями 315 и 316 Трудового кодекса РФ, установленного федеральным законодательством в размере 20 %, а не 30 %, как предусмотрено законодательством Красноярского края, в связи с чем выплаты М. произведены не в полном объеме.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковым и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 № 1087, статьей 132 Бюджетного кодекса РФ, пунктами 2 и 3 Порядка и условий финансового обеспечения оказания муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, дополнительной медицинской помощи, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года № 73-п (в редакции от 16 февраля 2010 года), статей 5 и 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях», статей 164, 165, 315, 316 Трудового кодекса РФ, постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года № 311-П, М., участвующей в реализации национального проекта «Здоровье», стимулирующие выплаты должны производиться с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного администрацией Красноярского края в размере 30 %. При этом, МУЗ «...» и соответственно бюджету КФОМС затраты на выплату повышенного районного коэффициента (10%) должны возмещаться за счет средств бюджета Красноярского края, принимающего участие в софинансировании расходных обязательств, связанных с осуществлением денежных выплат медицинским работникам стимулирующего характера.

Согласно расчету МУЗ «...» недоплачено М. nnn рублей nnn копейки стимулирующих выплат с ... ... года. Согласно пункту 3 дополнительного соглашения к трудовому договору обязанность по своевременной выплате в полном объеме надбавки стимулирующего характера возлагается на работодателя - МУЗ «...».

Учитывая, что у МУЗ «...» собственных средств на данные выплаты не имеется, денежные средства на приведенные цели учреждению здравоохранения поступают из бюджета КФОМС по договору об оказании муниципальным учреждением здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, дополнительной медицинской помощи, соответчиком, по мнению прокурора, по данному делу будет КФОМС. При этом КФОМС в рамках бюджетных правоотношений в праве предъявить требования о возмещении указанных средств из бюджета Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. заявление поддержала по вышеуказанным основаниям, просила требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Истица М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежаще, о причинах не явки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, представила письменное заявление, в котором требования прокурора поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель соответчика – МУЗ «...» - К., действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хх года, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежаще, о причинах не явки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, предоставила пояснения по иску согласно которым МУЗ «...» частично признает заявленные исковые требования, в части взыскания стимулирующих выплат в рамках национального проекта «Здоровье» за три месяца предшествующих обращению в суд.

Представитель соответчика – ... фонда обязательного медицинского страхования В., действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хх года, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просила. До начала судебного заседания от представителя КФОМС В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором она просила рассмотреть дело в её отсутствие и сообщила, что иск прокурора Березовского района Красноярского края полностью не признает, поскольку субсидии из средств федерального бюджета не включают в себя денежные средства на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате, установленного Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 № 311-П. Согласно пункту 2 указанного Постановления затраты на введение районного коэффициента в размере 1,3% осуществляются за счет средств предприятий и организаций, в данном случае - за счет МУЗ «...». КФОМС не является работодателем М., равно как и учредителем МУЗ «...».

Представитель третьего лица - администрации Березовского района Красноярского края С., действующий на основании доверенности от хх.хх.хх года, ссылаясь на положения статей 293, 392 ТК РФ, исковые требования полагает подлежащими удовлетворению лишь за три последних месяца, с расчетом размера недоплаченных выплат по оказанию дополнительной медицинской помощи за 3 месяца согласен.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Красноярского края И., действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хх года, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просила. До начала судебного заседания от представителя Правительства Красноярского края И. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором также сообщалось, что требования прокурора подлежат удовлетворению с возмещением расходов МУЗ «...», понесенных в связи с выплатой повышенного районного коэффициента, главным распорядителем средств местного бюджета, который осуществляет финансирование данного учреждения (п.3 ст.158 БК РФ), поскольку Правительство Красноярского края не является участником трудового спора (ст.ст.15, 381 ТК РФ). Постановление правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года № 73-п является актом бюджетного законодательства и не регулирует трудовых отношений, а в силу абзаца 2 пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76, явившегося правовым основанием для издания Постановления администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», установлено, что затраты на выплаты повышенного районного коэффициента осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Березовского района Красноярского края подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношении обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Как установлено судом, муниципальное образовательное учреждение - МУЗ «...» создано администрацией Березовского района Красноярского края.

Согласно уставу МУЗ «...», данное учреждение является некоммерческой организацией, образованной в соответствии с решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года nnn, финансируемой частично за счет средств бюджета на основе сметы, а также за счет средств, получаемых из фонда обязательного медицинского страхования, целью деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района осуществляет правомочия учредителя Учреждения и собственника имущества, переданного Учреждению. Медицинская деятельность осуществляется МУЗ «...» на основании лицензии nnn от хх.хх.хх года.

Истица М. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «...» с хх.хх.хх года. В nnn году, на основании дополнительного соглашения к трудовому договору от хх.хх.хх года, она выполняла в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени дополнительный объем работы на закрепленном за ней участке, ей выплачивалось вознаграждение за выполнение дополнительного объема работы в размере nnn рублей, на размер указанного вознаграждения начислялся районный коэффициент 20 %.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами – терапевтами, врачами участковыми врачами - педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, врачей – педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики семейных врачей)», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1087, действовавшими с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, был определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат перечисленному в Правилах медицинскому персоналу, согласно которому субсидии предоставлялись из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и(или) иные нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по денежным выплатам медицинским работникам, при этом субсидии предназначались для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10000 рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5000 рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи с учетом предоставления указанным медицинским работникам гарантий, установленных ТК РФ.

При этом Постановлением Правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года № 73-п «О финансовом обеспечении оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Красноярского края № 61-п от 16 февраля 2010 года) установлен Порядок и условия финансового обеспечения оказания муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими краевыми государственными учреждениями здравоохранения либо при отсутствии на территории муниципального образования краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения - медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), дополнительной медицинской помощи, согласно которому перечисление денежных средств бюджету КФОМС на финансовое обеспечение оказания организациями здравоохранения дополнительной медицинской помощи осуществляется министерством финансов Красноярского края ежемесячно до 25 числа в размере 10 000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), 5 000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). При этом предоставление средств осуществляется с учетом предоставления указанным работникам, установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на денежные выплаты. В свою очередь КФОМС ежемесячно перечисляет организациям здравоохранения средства для оказания дополнительной медицинской помощи.

В силу статьи 146 Трудового кодекса РФ, статей 10, 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

В силу статей 315-317 Трудового кодекса РФ, статей 10, 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.

Согласно пункту 1 Постановления администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» применяется повышающий коэффициент 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций расположенных на территории края, в том числе на территории Березовского района Красноярского края.

Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06 апреля 1972 года № 255 (в последующих редакциях), Приказом министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 3 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в … Южных районах Красноярского края…» установлено, что выплаты процентных надбавок к заработной плате за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах … Красноярского края, производятся пропорционально непрерывному стажу работы, но не свыше 30 % заработка.

Таким образом, истица М., являясь медицинским работником, участвующим в реализации национального проекта «Здоровье», имеет право на получение дополнительных денежных выплат за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, с учётом районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации в размере 30 %. Ответчиками указанное право истицы также не оспаривается.

Из имеющихся в материалах дела документов видно, что стимулирующие выплаты истице за оказание дополнительной медицинской помощи выплачивались в хх.хх.хх году с учётом районного коэффициента 1.2, то есть в размере 20 %.

Ответчиками не оспаривалось, что не начисление и не выплата процентной надбавки к выплате за оказание дополнительной медицинской помощи, в размере, установленном вышеназванными нормативными актами, являлось незаконным.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Из пояснений представителя МУЗ «...» К., истицы М. судом установлено, что работник должен был узнать о нарушении своего права не позднее хх.хх.хх года, то есть месяца следующего за первым месяцем (хх.хх.хх года) начисления дополнительных выплат. Несмотря на это, М. за судебной защитой своих прав в суд не обращалась, прокурор в защиту интересов М. обратился в суд лишь хх.хх.хх года.

Доводы прокурора, истицы М. о том, что о нарушении прав истица узнала в хх.хх.хх, не может являться основанием к неприменению судом срока исковой давности, о котором просит ответчик, поскольку из расчетных листов, выдаваемых ответчиком, истица видела, что стимулирующие выплаты ей выплачиваются с учетом 20 % районного коэффициента. Каких-либо доказательств пропуска срока обращения в суд по уважительным причинам, суду не представлено.

Таким образом, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям срок исковой давности и взыскать в пользу М. невыплаченные денежные суммы за оказание дополнительной медицинской помощи за хх.хх.хх года, в размере nnn рубля, которые в силу статьи 20 ТК РФ и статьи 120 ГК РФ подлежат взысканию в полном размере с работодателя - муниципального бюджетного учреждения, при этом отсутствие (недостаточность) финансирования и его источник, в силу действующего законодательства, не имеют правового значения для разрешения трудового спора.

Требования прокурора Березовского района Красноярского края о взыскании невыплаченных денежных сумм за оказание дополнительной медицинской помощи за счет средств, поступающих из КФОМС в рамках реализации Постановления правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года № 73-п, суд считает необоснованными.

КФОМС не является распорядителем или получателем бюджетных средств при осуществлении функции финансового обеспечения выполнения медицинскими организациями государственного задания, в связи с чем у фонда отсутствует право самостоятельно распределять бюджетные ассигнования и лимиты получателям, а также принимать на себя исполнение обязательств федерального бюджета. Обязательство по перечислению средств федеральных субсидий установлено в договоре о выполнении учреждением здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, согласно которому КФОМС осуществляет ежемесячное перечисление учреждению средств на оплату дополнительной медицинской помощи при условии получения денежных средств из краевого бюджета. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Кроме того, обязанность по выплате задолженности по заработной плате лежит на работодателе – МУЗ «...» (статья 56 ТК РФ), а поскольку работодатель является муниципальным бюджетным учреждением, то при отсутствии средств у работодателя, субсидиарную ответственность несет учредитель, каковым является администрация Березовского района Красноярского края, а не КФОМС.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со статьей 333.19. Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере nnn) рублей в бюджет Березовского района Красноярского края.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «...» Березовского района Красноярского края в пользу М. невыплаченные денежные суммы за оказание дополнительной медицинской помощи в размере nnn nnn) рубля, и государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере nnn nnn) рублей.

В остальной части, в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Березовского районного суда И.И.Верхотуров