Решение по иску о взыскании причиненного вреда за незаконное получение социальной выплаты



Дело № 2-744/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» июля 2010 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Яловка С.Г.,

при секретаре Резановой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края к Дорофееву Анатолию Михайловичу о взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного вреда,

у с т а н о в и л:

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Дорофееву А.М. о взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного вреда, с учетом заявления об уменьшении размера исковых требований (ответчик частично возместил ущерб), в размере - 1 529 432 руб.

В обоснование заявленных требований указали, что в рамках реализации Закона Красноярского края от 26.12.2006 № 21-5624 «О краевой целевой программе «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы» (далее Программа) Дорофееву А.М. за счет средств федерального и краевого бюджетов предоставлена социальная выплата в размере 1 629 432 руб. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (свидетельство от 29.05.2009 № 040-к).

Средства социальной выплаты в размере 1629 432 руб. хх.хх.хх года перечислены на счет подрядной организации, которая на основании договора, заключенного с ответчиком, приняла на себя обязательство по строительству жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ....

В соответствии с пунктом 1 раздела 3.5. Программы, в случае соблюдения в совокупности ряда условий, право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В целях получения указанной выплаты ответчик хх.хх.хх года обратился с заявлением в администрацию Березовского района Красноярского края, представив требуемые документы, в том числе, и постановление администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года nnn о принятии ответчика с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На момент издания указанного постановления ответчик имел в собственности совместно с членами семьи жилое помещение, о чем администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края не была поставлена в известность.

Таким образом, правовые основания для признания ответчика совместно с членами семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали, как следствие, отсутствовали правовые основания для получения социальной выплаты и фактического использования денежных средств.

Действиями ответчика, направленными на незаконное получение средств социальной выплаты, бюджету Красноярского края причинен вред. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со ст. 269 БК РФ, и осуществляя контроль за соблюдением получателями средств из бюджета условий их предоставления, просит взыскать с ответчика в пользу министерства 1 529 432 руб. в счет возмещения причиненного вреда.

В судебное заседание ответчик Дорофеев А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, до начала судебного заседания представил заявление о признании исковых требований в сумме 1529 432 руб., поскольку 100 000 руб. он уже перечислил на счет Министерства сельского хозяйства Красноярского края хх.хх.хх года, сообщил что признание иска сделано им добровольно и что он понимает правовые последствия признания иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя - адвоката Васильева М.Н.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Представитель истца - Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края - Кокорина С.В., действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хх года, в судебном заседании заявила об уменьшении размера исковых требований с суммы 1629 432 руб. до 1529 432 руб. в связи с частичным возмещением ответчиком причиненного вреда в добровольном порядке. Просит взыскать указанную сумму с ответчика, поскольку факт причинения им вреда и его размер установлены вступившим в законную силу приговором Березовского районного суда Красноярского края от хх.хх.хх года.

Представитель ответчика Дорофеева А.М. - адвокат Васильев М.Н., действующий на основании ордера от хх.хх.хх года nnn, подтвердил факт добровольного признания ответчиком иска Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в размере 1529 432 руб. Пояснил, что ответчик намерен возместить причиненный ущерб в полном размере, однако сделать это в настоящее время не имеет возможности по причине нахождения в затруднительном материальном положении, в связи с чем Дорофеев А.М. обратился в министерство с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате взыскиваемой с ответчика суммы, заявление находится в стадии рассмотрения.

Выслушав представителя истца Кокорину С.В., представителя ответчика - адвоката Васильева М.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно положению о министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2008 года N 57-п (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 18.05.2010 N264-п), свидетельству о государственной регистрации юридического лица, свидетельству Федеральной налоговой службы о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, является юридическим лицом, которое на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава Красноярского края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, а также в области ветеринарии;

2) разработку проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края и Правительства края в сфере агропромышленного комплекса края, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, использования земель сельскохозяйственного назначения, племенного животноводства, семеноводства, а также в области ветеринарии, технического состояния самоходных машин и других видов техники;

3) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сфере агропромышленного комплекса края;

4) координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов исполнительной власти края.

Министерство обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах, имеет гербовую печать со своим наименованием и изображением герба края, лицевые счета, открытые в казначействе края, Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю и иные счета в соответствии с действующим законодательством. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете. Осуществление реализации целевых и иных программ в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Красноярского края, правовыми актами Правительства края. Осуществление распределения и предоставления средств государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса края в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

В соответствии с Законом Красноярского края от 16.12.2006 года №21-5624 «О краевой целевой программе «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы» (далее Закон о целевой программе), главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, является Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.

Согласно пункту 1 статьи 269 БК РФ, главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

В соответствии с пунктом 1 раздела 3.5. Паспорта краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы, утвержденного Законом о целевой программе, право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Красноярского края имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности, документально подтвердившие наличие собственных и(или) заемных средств в размере части стоимости строительства(приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как видно из дела Постановлением администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края от хх.хх.хх года nnn Дорофеев Анатолий Михайлович с семьей из 4 человек был принят на учет нуждающихся в жилищных помещениях с хх.хх.хх года., в последствии данное постановление как противоречащее действующему законодательству было отменено постановлением того же органа от хх.хх.хх года nnn.

Как следует из заявления, поданного ответчиком в администрацию Березовского района Красноярского края, он просит включить его в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы и федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия планировал улучшить путем строительства индивидуального жилого дома.

Как следует из свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности nnnк, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, Дорофеев А.М. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», в соответствии с условиями которой ему предоставляется социальная выплата в размере 1629 432 руб. на строительство жилого дома в ... ....

Согласно договору строительного подряда nnn от хх.хх.хх года Дорофеев А.М. (заказчик) поручил ООО «КБ» (подрядчику) строительство жилого дома по адресу: ..., ..., ..., .... Цена работ определена по договору в сумме 1 680 578,42 руб., из которых сумма в размере 1 629 432 руб. на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности nnn от хх.хх.хх года, выданного Агентством сельского хозяйства администрации Красноярского края в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», должна быть перечислена путем безналичного перечисления суммы денежных средств с банковского счета получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности nnn, открытого хх.хх.хх года на имя Дорофеева Анатолия Михайловича в Красноярском региональном филиале ... на счет подрядчика.

Согласно платежным поручениям nnn, 412557 от хх.хх.хх года, с расчетного счета nnn Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края были перечислены суммы в размере 698 328 руб. и 931 104 руб. (всего 1 629 432 руб.) на расчетный счет nnn Дорофеева Анатолия Михайловича, банк получатель - ОАО ....

Вступившим в законную силу приговором Березовского районного суда Красноярского края от хх.хх.хх года, Дорофеев А.М. признан виновным в совершении мошенничества, то есть хищении чужого имущества путем обмана и злоупотреблением доверием, совершенного в крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Приговором суда установлено, что в результате преступных действий, совершенных путем обмана и злоупотреблением доверием, Дорофеев А.М. похитил денежные средства в размере 1 629 432 руб., принадлежащие государству (Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края).

В материалах дела имеется копия чека-ордера, из которого следует, что Дорофеев А.М. произвел операцию по возврату социальной выплаты на строительство дома в ... за nnn год в сумме 100000 руб. на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Судом установлено, что последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и на основании части 3 статьи 173 ГПК РФ принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При данных обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу приговором суда от хх.хх.хх года установлена вина Дорофеева А.М. в причинении вреда юридическому лицу - Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и установлен размер данного вреда, а также с учетом частичного возмещения вреда ответчиком в добровольном порядке (100 000 руб.), суд считает необходимым взыскать с Дорофеева А.М. в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края сумму в размере 1529 432 руб. в счет возмещения причиненного вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с Дорофеева А.М. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15 847,16 руб. в доход местного бюджета, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края к Дорофееву Анатолию Михайловичу о взыскании денежных средств в счет возмещения причиненного вреда

удовлетворить.

Взыскать с Дорофеева Анатолия Михайловича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в счет возмещения вреда 1529 432 (один миллион пятьсот двадцать девять тысяч четыреста тридцать два) рубля.

Взыскать с Дорофеева Анатолия Михайловича в доход бюджета Березовского района Красноярского края 15 847,16 (пятнадцать тысяч восемьсот сорок семь) рублей 16 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий

судья: С.Г. Яловка

...

...