Р Е Ш Е Н И Е nnn
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
хх.хх.хх года ...
Березовский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.Н.,
при секретаре Облаевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «Птицефабрика Бархатовская» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО «Птицефабрика Бархатовская» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства.
В обоснование своих требований Управление Роспотребнадзора ссылается на то, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поводом для обращения в суд с иском, послужило невыполнение в течение длительного периода времени норм санитарного законодательства Российской Федерации, соблюдение которого обязательно для юридических лиц и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленное на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
Так, основным видом деятельности ответчика является производство и реализация яиц и мяса птицы. Общее количество работающих на момент проведения мероприятия по надзору, проведенного в декабре 2008 года, во вредных условиях труда составило 488 человек, в т.ч. 240 женщины. В частности, вредные производственные факторы, такие как работа с химическими препаратами, шум, пыль, вибрация и др. имеются в различных структурных подразделениях птицефабрики по следующим профессиям: птицевод (8 человек); оператор птицефабрики (63 человека); слесарь-ремонтник (43 человека); аппаратчик сушки яичной массы (4 человека); меланжист (4 человека); обработчик птицы (15 человек); изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы (9 человек); оператор цехов по приготовлению кормов (4 человека); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (1 человек); машинист дробильных установок (3 человека); водитель автомобиля (34 человека); тракторист - машинист сельскохозяйственного производства (15 человек); столяр (3 человека); плотник (1 человек); штукатур - маляр (4 человека); бетонщик (2 человека); электромонтер (1 человек); тракторист (2 человека); машинист - кочегар (36 человек); электрогазосварщик (7 человек); машинист насосных установок (4 человека); сантехник (5 человек); газоэлектросварщик (1 человек); электромонтер (14 человек); электрослесарь (1 человек); обмотчик (1 человек); токарь (1 человек); электросварщик (1 человек); слесарь (5 человека); слесарь по ремонту топливной аппаратуры (1 человек) аккумуляторщик (1 человек), пользователи ПЭВМ (всего 19 человек).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе с проведением лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок организации и проведения производственного контроля регламентирован санитарными правилами СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в редакции Изменений и дополнений nnn, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от хх.хх.хх nnn) (далее СП хх.хх.хх-01), п. 14.4. СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
В частности, в соответствии с п. 1.5. СП хх.хх.хх 8-01, юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. П. 2.1. указанных правил устанавливает, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. П. 2.3. определено, что объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг.
В силу п. 2.4 СП хх.хх.хх-01 производственный контроль включает:
А) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
При этом, общие методические подходы к контролю факторов рабочей среды и трудового процесса указаны в разделе 6 Руководства (Р хх.хх.хх-05) по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (далее Руководство). В соответствии с: п. 6.1 которого, лаборатории, выполняющие измерение и оценку вредных факторов рабочей среды, должны быть аккредитованы в установленном по
рядке; п. 6.2 - план контроля условий труда составляется на год, дополняется или изменяется в случае реконструкции или замены оборудования, изменения или интенсивности производственных процессов, выявленных профессиональных заболеваний или отравлений; п. 6.3 - при проведении измерений используются методы контроля и средства измерений, предусмотренные соответствующими нормативно-методическими документами; п. 6.6 - аппараты и приборы, используемые для измерения параметров внешней среды, должны пройти государственную метрологическую поверку в установленные сроки и поименованы в перечне Госреестра рекомендуемых приборов для контроля.
Б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на рабочих местах с целью оценки влияния производства на человека и его здоровье. В соответствии с п. 6.7 Руководства, данные инструментальных замеров оформляются протоколами в соответствии с нормативно-методической документацией, определяющей порядок проведения измерений или протоколами, разработанными на их основе, которые должны содержать следующие данные (наименование подразделения организации, где проводится измерение; дата проведения измерений. Наименование организации, выполняющей измерения, сведения о ее аккредитации, наименование измеряемого фактора, место и средство проведения измерений, нормативное и фактическое значение, заключение о соответствии уровня фактора гигиеническому нормативу);
В) организацию медицинских осмотров;
Г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, иных документов, подтверждающих качество, безопасность готовой продукции и технологий их производства, предусмотренных действующим законодательством;
Ж) своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
3) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Номенклатура, объем, и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п. 2.5 СП хх.хх.хх-01). Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица (п. 2.7. СП хх.хх.хх-01). Юридические лица представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 2.8. СП хх.хх.хх-01).
В силу п. 14.4 СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03) производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить периодические профилактические медицинские осмотры. В силу ч. 3 ст. 34 указанного Закона юридические лица обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В соответствии с п. 2.13 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам» - рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок прохождения медицинских осмотров регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от хх.хх.хх г. nnn «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее Приказ \2 83). Частота проведения этих осмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но они должны проводиться не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения nnn к Приказу nnn). Периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности (п. 5 приложения nnn к Приказу nnn).
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (п. 7 приложения nnn к Приказу nnn). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (п. 8 приложения nnn к Приказу nnn).
В силу п. 11.2 приложения nnn к вышеуказанному приказу медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
Статьей 25 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что: условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований унитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ст. 27 указанного Закона: условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека; критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
В силу п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, разработанные с учетом категории тяжести и напряженности труда.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызывать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние оказывает шум на нервно-психологическую деятельность организма. Процесс нервно-психологических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжёлым нервным расстройствам. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторной деятельности. Шум способствует увеличению числа всевозможных заболеваний ещё и потому, что он угнетающе действует на психику, способствует значительному расходованию нервной энергии, вызывает душевное недовольство и протест.
В силу п. 7.27 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» при организации технологических процессов, создающих шум, следует предусматривать применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения: применение малошумных технологических процессов, машин и оборудования; применение дистанционного управления и автоматического контроля; применение звукоизолирующих ограждений-кожухов, кабин для наблюдения за ходом технологического процесса; устройство звукопоглощающих облицовок и объемных поглотителей шума; применение вибропоглощения (достигается покрытием вибрирующих частей оборудования и машин специальными демпфирующими материалами, имеющими высокое внутреннее трение) и виброизоляции (для снижения уровня шума вибрирующие агрегаты устанавливают на амортизаторы или на специальные фундаменты); установка глушителей аэродинамического шума, создаваемого пневматическими ручными машинами, вентиляторами, компрессорными и другими технологическими установками; рациональные архитектурно-планировочные решения производственных зданий, помещений, а также расстановки технологического оборудования, машин и организации рабочих мест; использование рациональных режимов труда; применение средств индивидуальной защиты от шума.
Однако, на момент проведения мероприятия по надзору хх.хх.хх г. было установлено, что юридическим лицом
- не было организовано проведение периодического профилактического медицинского осмотра всех работающих с вредными производственными факторами в ОАО ««Птицефабрика Бархатовская», что является нарушением п.п. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» п. 13.1 СанПиН хх.хх.хх.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ», п. 12.4 СП 5160-89 «Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)»;
не был организован производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах токаря, пользователей ПЭВМ, операторов птичниц, электросварщика, моториста, автослесаря, машиниста кочегара, (т. е не были проведены инструментальные измерения и исследования вредных производственных факторов, указанных в таблице 1, которые подтверждаются протоколами соответствующих исследований и измерений), что является нарушением п. 1 ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- не были доведены эквивалентные уровни звука до норм ПДУ на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка (эквивалентные уровни звука по результатам протокола измерений физических факторов nnn от хх.хх.хх г. составили 92 дБА, при норме 80 дБ А, превышение на 12 дБ А), что является нарушением п. 2.8 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»,
о чем хх.хх.хх г. были составлены протоколы об административных правонарушениях nnnnnn, 6223, 6224 в отношении директора ОАО «Птицефабрика Бархатовская» по ст. 6.3 КоАП РФ, т. е. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам рассмотрения данных дел, хх.хх.хх года вынесено постановление по делу об административном правонарушении nnn, директор ОАО «Птицефабрика Бархатовская» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В соответствии с ч. 2 статьи 50 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, хх.хх.хх года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор было вынесено предписание nnnз ОАО «Птицефабрика Бархатовская», для исполнения его директором, об устранении выявленных нарушений санитарных правил со сроком исполнения до хх.хх.хх года. Однако в указанный в предписании срок все вышеуказанные мероприятия выполнены не были, о чем хх.хх.хх г. специалистом Управления был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, т. е. невыполнение в срок законного предписания.
хх.хх.хх года материалы данного дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье в Березовском районе Красноярского края. Постановлением мирового судьи судебного участка nnn в ... Красноярского края от хх.хх.хх года по делу об административном правонарушении, директор ОАО «Птицефабрика Бархатовская» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Указанные факты стали возможными, из-за бездействия ответчика, не принятия соответствующих мер к недопущению данных нарушений санитарного законодательства, а именно ответчиком:
не было организовано проведение периодического профилактического медицинского осмотра всех работающих с вредными производственными факторами в ОАО ««Птицефабрика Бархатовская», что является нарушением п.п. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» п. 13.1 СанПиН 2.2.2./2А 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ», п. 12.4 СП 5160-89 «Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)»;
не был организован производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах токаря, пользователей ПЭВМ, операторов птичниц, электросварщика, моториста, автослесаря, машиниста кочегара, что является нарушением п. 1 ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
не доведены эквивалентные уровни звука до норм ПДУ на рабочем месте
аппаратчика цеха яичного порошка, что является нарушением п. 2.8 СП
2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Таким образом, как указывает истец, ответчик продолжает нарушать вышеуказанные требования норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные интересы всех работающих в ОАО «Птицефабрика Бархатовская»; не обеспечиваются безопасные для человека условия труда, установленные санитарными правилами, а именно:
отсутствует возможность своевременного выявления физических факторов (освещенность, микроклимат, шум, вибрация), превышающих предельно-допустимые уровни, а также химических факторов (смесь углеводородов нефти, пыль древесная, пыль растительного и животного происхождения, сероводород, аммиак, сварочный аэрозоль, пыль угольная, сварочный аэрозоль, оксид углерода, оксид азота, диоксид серы, формальдегид и другие химические факторы, указанные в таблице 1), превышающих предельно-допустимые концентрации, а также создание оптимальных и допустимых условий труда работающих в ОАО «Птицефабрика Бархатовская», с целью установления количественной характеристики вредного фактора производственной среды в динамике за максимально возможный период в определенной профессии, в соответствии с п. 6 Инструкции по составлению санитарно - гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления), утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от хх.хх.хх г. nnn, возможность выявления и устранения причины возникновения профессионального заболевания;
отсутствует возможность оценить состояние их здоровья в динамике, своевременно выявить начальные формы профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья, формирования групп риска, выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности;
отсутствует возможность выявления условий и причин развития заболеваний у работающих на ранних стадиях (например, тугоухость, при повышенных уровнях шума).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Однако, ОАО «Птицефабрика Бархатовская» не соблюдает требования санитарного законодательства Российской Федерации, а именно не выполняет требования ч. 1 ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2,8, 2.13 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СанПиН хх.хх.хх/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ», п. 12.4 СП 5160-89 «Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)», п. 1.5 СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Учитывая приведенные выше обстоятельства истец просит:
признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор nnnз от хх.хх.хх г. незаконным;
обязать ответчика организовать периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- определить контингент профессий, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, согласовать их с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
-заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности на проведение периодических медицинских осмотров работающих, направить за 2 месяца до начала осмотра в данную медицинскую организацию согласованные в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам (обследованиям);
-утвердить совместно с медицинской организацией и работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и в срок до хх.хх.хх года получить заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников;
обязать ответчика довести эквивалентные уровни звука до предельно допустимых уровней или разработать мероприятия, направленные на снижение эквивалентных уровней звука на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка в соответствии с п. 7.27 СП 2.2.2Л327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» и представить утвержденный план данных мероприятий, а также документы, удостоверяющие установку соответствующего оборудования в срок до хх.хх.хх года;
обязать ответчика организовать в соответствии с СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в редакции Изменений и дополнений nnn, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от хх.хх.хх nnn) проведение лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах токарей, пользователей ПЭВМ, операторов птичниц, электросварщика, моториста, автослесаря, машиниста кочегара, в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной директором КГУП «Птицефабрика Бархатовская» ФИО2 хх.хх.хх года. Заключить договор с аккредитованной лабораторией и провести лабораторно-инструментальные исследования факторов производственный среды с предоставлением протоколов исследований в срок до хх.хх.хх года.
Представитель Управления Роспотребнадзора Прохорова А.С., действующая на основании доверенности от хх.хх.хх года, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что Управлением Роспотребнадзора по ... в ОАО «Птицефабрика Бархатовская» была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности не организован периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в соответствии с действующим законодательством, а именно: не определен контингент профессий, не составлен и не согласован с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; не заключен договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности на проведение периодических медицинских осмотров работающих, который необходимо направить за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, не согласованны в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам (обследованиям); не утвержден совместно с медицинской организацией и работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и не получен заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников. Также не доведены эквивалентные уровни звука до предельно допустимых уровней и не разработаны мероприятия, направленные на снижение эквивалентных уровней звука на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка в соответствии с п. 7.27 СП 2.2.2Л327-03 и не представлен утвержденный план данных мероприятий, а также документы, удостоверяющие установку соответствующего оборудования. Кроме того, ответчик не организовал в соответствии с СП хх.хх.хх-01 проведение лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах токарей, пользователей ПЭВМ, операторов птичниц, электросварщика, моториста, автослесаря, машиниста кочегара, в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной директором КГУП «Птицефабрика Бархатовская» ФИО2 хх.хх.хх года и не заключил договор с аккредитованной лабораторией на проведение лабораторно-инструментальных исследований факторов производственный среды. По результатам проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ОАО «Птицефабрика Бархатовская», он был привлечен к административной ответственности и ему было назначено административное наказание в виде штрафа. Также было внесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил и установлен срок его исполнения - до 01. 12. 2009 года. Однако, в установленный в предписании срок выявленные нарушения устранены не были, как не были они устранены до обращения в суд. Таким образом, ответчик продолжает нарушать требования норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные интересы всех работающих в ОАО «Птицефабрика Бархатовская»; не обеспечиваются безопасные для человека условия труда, установленные санитарными правилами,
Просит обязать ОАО «Птицефабрика Бархатовская» устранить данные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сроки, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Рукосуев Е.А., действующий на основании доверенности от хх.хх.хх года, в судебном заседании заявленные исковые требования признал частично. Суду пояснил, что выявленные Управлением Роспотребнадзора нарушения действительно имелись. Однако, в настоящее время принимаются меры по их устранению. В частности, направлены заявления в ФГУЗ «Центр эпидемиологии в Красноярском крае» о проведении лабораторных исследований по инструментальному измерению факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, а также в Управление Роспотребнадзора для согласования списка контингента профессий ОАО «Птицефабрика Бархатовская» на прохождение периодического профилактического медицинского осмотра работающих. Проведение медицинского осмотра работников производственных цехов на «Птицефабрике Бархатовской» проводится на основании договора на оказание услуг nnn от хх.хх.хх года МУЗ «Березовская центральная районная больница». Кроме того, на предприятии были изучены факторы, позволяющие снизить уровень шума на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка, и приобретены наушника для защиты от шума. Согласен с тем, что выявленные Управлением Роспотребнадзора нарушения надо устранять, они уже устраняются и будут устранены к сроку, указанному в исковом заявлении.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации nnn от хх.хх.хх года, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из Положения об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, п. 8.2, видно, что управление в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также принимает меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона nnnФЗ от хх.хх.хх года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от хх.хх.хх года), юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как видно из представленных суду документов, в частности из свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ОАО «Птицефабрика Бархатовская» является юридическим лицом с хх.хх.хх года, зарегистрировано в МИФНС nnn по Красноярскому краю, ТАО и ЭАО.
Из Устава ОАО «Птицефабрика Бархатовская» следует, что оно является юридическим лицом, предметом деятельности которого является производство и реализация продукции полеводства, растениеводства и животноводства.
На основании Устава ОАО «Птицефабрика Бархатовская», утвержденного хх.хх.хх года под nnnп, хх.хх.хх года, на заседании совета директоров ФИО2 избран директором ОАО «Птицефабрика Бархатовская».
хх.хх.хх года nnn заместителем главного государственного санитарного врача по ... Горяевым Д.В., в пределах его полномочий, вынесено распоряжение о проведении планового мероприятия по надзору в отношении ОАО «Птицефабрика «Бархатовская» с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, реализуя задачи по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации: по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания; по профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) человека.
Из акта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю видно, что по результатам проведения планового мероприятия по надзору на ОАО «Бархатовская птицефабрика» установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в частности Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения от хх.хх.хх года; СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; СП 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях на территории жилой застройки»; СП 5160-89 «Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием) и других санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.
На основании указанного акта специалистом - экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю хх.хх.хх года составлены протоколы об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ОАО «Птицефабрика «Бархатовская». На основании указанных протоколов хх.хх.хх года вынесено постановление nnn по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ОАО «Птицефабрика Бархатовская», который был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
хх.хх.хх года заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. выдано предписание nnnз, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до хх.хх.хх года.
На основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от хх.хх.хх года nnn, с хх.хх.хх года по хх.хх.хх года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Птицефабрика Бархатовская», целью которой явилось проверка исполнения предписания 16/з от хх.хх.хх года, выданного заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В.
По результатам проверки 22. 12. 2009 года был составлен акт, в котором указаны установленные нарушения предписания заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. от хх.хх.хх года. Кроме того, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ОАО «Птицефабрика Бархатовская».
Определением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от хх.хх.хх года материалы дела об административном правонарушении переданы по подведомственности мировому судье судебного участка nnn в Березовском районе Красноярского края. Согласно постановлению мирового судьи судебного участка nnn в Березовском районе Красноярского края от хх.хх.хх года директор ОАО «Птицефабрика Бархатовская» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что ответчиком - ОАО «Птицефабрика Бархатовская» было допущено бездействие, выраженное в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Кроме того, были допущены нарушения требования Федерального закона nnnФЗ от хх.хх.хх года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требований санитарных правил.
В частности, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить периодические профилактические медицинские осмотры. В силу ч. 3 ст. 34 указанного Закона юридические лица обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В соответствии с п. 2.13 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам» - рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок прохождения медицинских осмотров регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от хх.хх.хх г. nnn «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
Однако, в нарушении требований указанных нормативных актов, ответчиком не определен контингент профессий и не составлен поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, которые должны быть согласованы с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направлены за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, имеющую лицензию на указанный вид деятельности, с которой должен быть заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров, не утвержден совместный с медицинской организацией календарный план проведения медицинских осмотров. Соответственно не имеется возможности обобщить результаты проведенных медицинских осмотров работников ответчика и составить заключительный акт, который должен быть представлен, в том числе в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
Ответчиком был представлен суду договор на оказание услуг, заключенный 02. 04. 2010 года между МУЗ «Березовская ЦРБ» и ОАО «Птицефабрика Бархатовская», счет- фактура от 02. 04. 2010 года и списки работников для прохождения полного медицинского осмотра, однако указанные документы не соответствуют требованиям нормативных документов, которые приведены выше, в частности первоначально не определен контингент профессий, работа на которых требует прохождение обязательного медицинского осмотра, списки лиц для прохождения полного медосмотра не согласованны с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, не представлена лицензия медицинского учреждения, в котором будут проводиться медосмотры, на осуществление этой деятельности, не составлен совместный календарный план проведения медицинских осмотров, заключительный акт, составленный по результатам проведенных медосмотров не соответствует требованиям нормативных актов и не представлен в установленные нормативными актами органы.
В силу ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе с проведением лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок организации и проведения производственного контроля регламентирован санитарными правилами СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Согласно указанным нормативным документам, юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг.
Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, при этом, общие методические подходы к контролю факторов рабочей среды и трудового процесса указаны в разделе 6 Руководства (Р хх.хх.хх-05) по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах с целью оценки влияния производства на человека и его здоровье, при этом данные инструментальных замеров должны оформляться протоколами в соответствии с нормативно-методической документацией, определяющей порядок проведения измерений или протоколами, разработанными на их основе, и ряд других мероприятий.
При этом мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами. Также юридические лица несут ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного. Кроме того, они обязаны представлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
В силу п. 14.4 СанПиН 2.2.2/хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
Однако, в нарушение требований указанных нормативных актов, ответчиком не был организован производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, т. е. не были произведены инструментальные измерения и исследования вредных производственных факторов.
Директором ОАО «Птицефабрика Бархатовская» хх.хх.хх года утверждена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил за выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, которая согласована хх.хх.хх года с Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю Кураковым С.В., которая представлена в материалы дела, однако сведений о том, что указанная программа выполняется ответчиком и на предприятии были произведены инструментальные измерения и исследования вредных производственных факторов у суда не имеется. Ответчиком такие доказательства представлены не были.
Статьей 25 Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что: условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований унитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ст. 27 указанного Закона: условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации и т.д.), не должны оказывать вредное воздействие на человека; критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
В силу п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.хх.хх.хх-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, разработанные с учетом категории тяжести и напряженности труда.
В силу п. 7.27 СП 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» при организации технологических процессов, создающих шум, следует предусматривать применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения.
Однако, в нарушении требований указанных нормативных актов, ответчиком не были доведены эквивалентные уровни звука до норм ПДУ на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка, что подтверждается протоколом измерений физических факторов от 27. 11. 2008 года.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Вольф Н.А. пояснила, что работает в ОАО «Птицефабрика Бархатовская» инженером по охране труда. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю на птицефабрике проводилась проверка, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушения санитарных правил и были выданы предписания по устранению указанных нарушений. В настоящее время нарушения не устранены в полном объеме, но они принимают меры к устранению указанных нарушений. В частности, в настоящее время представлен на согласование список профессий, работая на которых обязательно проходить регулярный медицинский осмотр, они договорились с Березовской ЦРБ, у которой есть лицензия на данный вид деятельности о прохождений у них медосмотров, составляются поименные списки лиц, которые должны проходить медосмотр. Что касается производственного контроля, то план его проведения у них уже есть, в настоящее время они заключили договор с организацией, которая будет проводить необходимые инструментарные измерения и лабораторные исследования. Относительно уровня шума в цехе яичного порошка, они обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что единственное, что они могут сделать в этом направлении - закупить наушники для работников цеха, что уже сделано.
При данных обстоятельствах, учитывая, что специалистами Управления Роспотребнадзора но Красноярскому краю в ОАО «Птицефабрика Бархатовская» выявлены нарушения требования законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от хх.хх.хх г. nnnФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарных правил, которые являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не устранены не смотря на предписание, вынесенное уполномоченным должностным лицом на законном основании, суд полагает необходимым обязать ответчика устранить выявленные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ОАО «Птицефабрика Бархатовская» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей в доход федерального бюджета, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать бездействие Открытого акционерного общества «Птицефабрика Бархатовская», выраженное в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор nnnз от хх.хх.хх года незаконным.
Обязать Открытое акционерное общество «Птицефабрика Бархатовская» организовать периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в соответствии с действующим законодательством, а именно:
определить контингент профессий, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, согласовать их с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности на проведение периодических медицинских осмотров работающих, направить за 2 месяца до начала осмотра в данную медицинскую организацию согласованные в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам (обследованиям);
утвердить совместно с медицинской организацией календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и в срок до хх.хх.хх года получить заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников.
Обязать Открытое акционерное общество «Птицефабрика Бархатовская» довести эквивалентные уровни звука до предельно допустимых уровней или разработать мероприятия, направленные на снижение эквивалентных уровней звука на рабочем месте аппаратчика цеха яичного порошка в соответствии с п. 7.27 СП 2.2.2Л327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» и представить утвержденный план данных мероприятий, а также документы, удостоверяющие установку соответствующего оборудования в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в сроку до хх.хх.хх года.
Обязать Открытое акционерное общество «Птицефабрика Бархатовская» организовать в соответствии с СП хх.хх.хх-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» проведение лабораторных исследований, инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах токарей, пользователей ПЭВМ, операторов птичниц, электросварщика, моториста, автослесаря, машиниста кочегара, в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной директором «Птицефабрика Бархатовская» ФИО2 хх.хх.хх года. Заключить договор с аккредитованной лабораторией и провести лабораторно-инструментальные исследования факторов производственный среды с предоставлением протоколов исследований в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в срок до хх.хх.хх года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Птицефабрика Бархатовская» государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Березовский районный суд, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.Н. Попова