Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2010 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.Н.,
при секретаре Облаевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» о признании незаконными бездействий Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» и устранении допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1».
В обоснование своих требований Управление Роспотребнадзора ссылается на то, что на основании распоряжения nnn от 09.10.2008 заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Д.В. Горяева, специалистами Управления Роспотребнадзора но Красноярскому краю в период с 20.10.2008 по 19.12.2008 года проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм санитарного законодательства в КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» (далее КГБУЗ ККТБ № 1), расположенном по адресу ..., ..., ..., ... «а».
При проведении данного мероприятия, среди прочих, выявлены нарушения СанПиН 2.хх.хх.хх-99 «Правила сбора, хранения, и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (далее СанПиН 2.хх.хх.хх-99) и СанПиН 2.хх.хх.хх-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (далее СанПиН 2.хх.хх.хх-03), а именно:
п. 3.4 - не обеспечены площади в 2-х и 4-х местных палатах nnnnnn, 10, 11, 12, 13 отделения nnn,. палатах nnn, 3, 4, 7 отделения nnn, палатах nnnnnn, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 гигиеническим требованиям 7,5 кв.м. на 1 койку;
п. 8.1 - не установлены стулья по числу коек в палатах отделений nnnnnn, 3;
п. 6.5 - отсутствует система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении nnn, в процедурном кабинете отделения nnn, в помещении ЦСО;
п. 5.6 - посты медсестер в отделении nnnnnn, 3, 4 не оборудованы умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала - педальными спусками для смывных бачков;
п. 3.27.1 - женские санузлы в отделении nnn не оборудованы кабинами гигиены женщин с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов (унитазами);
п. 5.5 - палаты для больных в отделениях nnnnnn, 4 не оборудованы умывальниками с подводкой холодной и горячей воды;
п. 9.7 - в отделении nnn не выделено помещение для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м., оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, хх.хх.хх заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Д.В. Горяевым КГБУЗ ККТБ nnn выдано предписание об устранении выявленных нарушений nnnз со сроком исполнения до хх.хх.хх года.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от хх.хх.хх nnnФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Руководствуясь данным положением, хх.хх.хх года в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении мероприятия по надзору от хх.хх.хх nnn), предметом которой являлась проверка исполнения предписания от хх.хх.хх nnnз. В ходе проведения данного мероприятия обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания, в частности:
п. 1 - не обеспечены площади в 2-х и 4-х местных палатах nnnnnn, 10, 11, 12, 13 отделения nnn, палатах nnn, 3, 4, 7 отделения nnn, палатах nnnnnn, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 гигиеническим требованиям 7,5 кв.м на 1 койку;
п. 2 - отсутствует система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении nnn, в процедурном кабинете отделения nnn, в помещении ЦСО;
п. 3 - посты медсестер в отделении nnnnnn, 3, 4 не оборудованы умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала -педальными спусками для смывных бачков;
п. 5 - не установлены стулья по числу коек в палатах отделений nnnnnn, 3;
п. 7 - отделения nnnnnn, 3 не обеспечены специальными стойками-тележками для сбора и транспортировки отходов КГБУЗ ККТБ nnn;
п. 8 - женские санузлы в отделении nnn не оборудованы кабинами гигиены женщин с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов (унитазами);
п. 12 - палаты для больных в отделениях nnnnnn, 4 не оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды;
п. 15 - в отделении nnn не выделено помещение для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м., оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной.
По факту неисполнения выданного предписания составлен протокол об административном правонарушении nnn от хх.хх.хх года в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На момент предъявления искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нрав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от хх.хх.хх nnnФЗ (далее Закон) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).
Согласно ч. I ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Допущенные ответчиком нарушения свидетельствует о невыполнении данного требования и создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Больницы относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье пациентов при несоблюдении санитарного законодательства. Неисполнение п. 3.4, 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 влечет угрозу распространения внутрибольничной инфекции. Внутрибольничная инфекция - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за лечебной помощью. Несоблюдение указанного требования может повлечь за собой распространение среди больных КГБУЗ ККТБ № 1 таких вирусных и инфекционных заболеваний как грипп, ОРВИ и др., передающихся воздушно-капельным путем. Более того, нахождение в зоне дыхания больного с заразной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза, негативно сказывается на здоровье больных с внелегочными локализациями процесса и приводит к ухудшению их здоровья. Таким образом, занижение площади на 1 койку и отсутствие системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением создает особую опасность для здоровья как самих больных, так и медицинского, обслуживающего персонала КГБУЗ ККТБ № 1.
Неисполнение п.п. 5.5, 5.6, 3.27.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 препятствует соблюдению правил личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала больницы. Согласно требованиям санитарного законодательства, врачи, медицинские сестры, акушерки обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения «грязных процедур». При нахождении в лечебном учреждении, с целью недопущения распространения инфекционных заболеваний, больным должна быть предоставлена возможность для своевременного ухода за лицом, руками и другими частями тела, а также для удовлетворения биологических потребностей пациентов. Отсутствие умывальников с подводкой горячей и холодной воды, оборудованных смесителями, умывальников с установкой локтевых кранов со смесителями, необходимого количества санитарных приборов (унитазов), кабины гигиены женщин с восходящим душем делает невозможным соблюдение данных требований, что может также привести к распространению внутрибольничных инфекций внутри КГБУЗ ККТБ № 1.
Неисполнение п. 9.7 СанПиН 2.1.3.1375-03 создаст неблагоприятные условия труда работников КГБУЗ ККТБ № 1, оказывает негативное влияние на их работоспособность и здоровье. Отсутствие помещения для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м., оборудованного холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной может привести к изменению функционального состояния организма, невозможности восстановления во время регламентированного отдыха и оказывает неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих, что напрямую влияет па качество оказания медицинской помощи больным.
Деятельность ответчика связана с оказанием специализированной (фтизиатрической) медицинской помощи всему населению Красноярского края (неопределенному кругу лиц). Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1.2 Устава КГБУЗ ККТБ № 1 учредителем ответчика является Министерство здравоохранения Красноярского края. Ответчик находиться в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Красноярского края, в компетенцию которого входит осуществление управления в установленном порядке краевыми государственными учреждениями здравоохранения и краевыми государственными образовательными учреждениями среднего профессионального, дополнительного профессионального образования в сферах здравоохранения и лекарственного обеспечения, подведомственными Министерству. Следовательно, ввиду того, что в настоящий момент собственником имущества КГБУЗ ККТБ № 1 является Министерство здравоохранения Красноярского края, вынесение судебного постановления может существенно повлиять на его права и обязанности.
Управление Роспотребнадзора просит признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор № 1/з от 01.01.2009 года, противоправным.
Обязать ответчика исполнить п. 1 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 3.4 СанПиН 2.1.3.1375-03 - обеспечить площадь в 2-х и 4-х местных палатах №№ 9, 10, 11, 12, 13 отделения № 2; палатах № 2, 3, 4, 7 отделения № 3, палатах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 гигиеническим требованиям 7,5 кв.м на 1 койку в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 2 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 - обеспечить систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении № 2, в процедурном кабинете отделения № 3, в помещении ЦСО в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 3 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 5.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 - оборудовать посты медсестер отделения №№ 2,3,4 умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала - педальными спусками для смывных бачков в срок до 01.05.010 года;
обязать ответчика исполнить п. 5 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 8.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 - установить стулья по числу коей в палатах отделений №№ 2, 3 в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 7 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п.5.4.3, п. 7.6 СанПиН - обеспечить отделения №№ 2, 3 специальными стойками - тележками для сбора и транспортировки отходов в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 8 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушения п. 3. 27.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 - оборудовать женские санузлы в отделении № 3 кабинами женской гигиены с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов (унитазами) в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 12 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 оборудовать палаты для больных в отделениях № 3 и № 4 умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, оборудованные смесителями в срок до 01.05.2010 года;
обязать ответчика исполнить п. 15 предписания № 1/з от 01.01.2009 года: устранить нарушение п. 9.7 СанПиН 2.1.3.1375-03 - выделить в отделении № 3 помещения для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м, оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной в срок до 01.05.2010 года.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования. Просит:
1. признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 1/з от 01.01.2009 г. незаконным;
2. обязать ответчика обеспечить соответствие площади в 2-х и 4-х местных палатах №№ 9, 10, 11, 12, 13 отделения № 2, палатах № 2,3,4,7 отделения № 3, палатах № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 гигиеническим требования 7,5 кв. м на 1 койку в срок до 1 июля 2011 года;
3. обязать ответчика обеспечить систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении № 2, в процедурном кабинете ЦСО в срок до 1 декабря 2010 года;
4. обязать ответчика оборудовать посты медсестер отделений №№ 2,3,4 умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала - педальными спусками для смывных бачков в срок до 1 июля 2011 года;
5. обязать ответчика установить стулья по числу коек в палатах отделений №№ 2,3 в срок до 1 декабря 2010 года;
6. обязать ответчика обеспечить отделения №№ 2,3 специальными стойками-тележками для сбора и транспортировки отходов в срок до 1 декабря 2010 года;
7. обязать ответчика оборудовать женские санузлы в отделении № 3 кабинами женской гигиены с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов в срок до 1 декабря 2010 года;
8. обязать ответчика оборудовать палаты для больных в отделениях №№ 3,4 умывальниками с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, в срок до 1 июля 2011 года;
9. обязать ответчика выделить в отделении № 3 помещение для отдыха персонала площадью не менее 12 кв. м, оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной в срок до 1 декабря 2010 года.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора Осипенко Д.И., действующая на основании доверенности № СК-10496 от 13.05.2010 года заявленные исковые требования поддержала в полном объеме с внесенными уточнениями. Дополнительно суду пояснила, что в ходе проверки соблюдения норм санитарного законодательства в КГБУЗ ККТБ № 1 были выявлены нарушения СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения, и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 01.01.2009 заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю КГБУЗ ККТБ № 1 выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 1/з со сроком исполнения до 01.12.2009 года. По истечению срока выданного предписания, Управлением Роспотребнадзора в КГБУЗ ККТБ № 1 была проведена внеплановая проверка исполнения выданного ранее предписания, в ходе которой было установлено невыполнение в установленный срок выданного предписания. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении. Кроме того, Управление Роспотребнадзора обратилось в суд в порядке искового производства с заявлением в защиту нрав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства, поскольку допущенные ответчиком нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Поскольку ответчик - КГБУЗ ККТБ № 1 является бюджетным учреждением, учредителем которого является Министерство здравоохранения Красноярского края, и не имеет достаточно средств для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, а Министерством здравоохранения Красноярского края разработаны мероприятия по устранению выявленных недостатком, с указанием времени их финансирования, Управление Роспотребнадзора полагает возможным скорректировать сроки устранения выявленных нарушений санитарного законодательства и обязать КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.7.728-99 СанПиН 2.1.3.1375-03, которые указаны в исковом заявлении, в указанные в уточненных исковых требованиях сроки.
Представитель ответчика - КГБУ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» Подрезов С.А. - главный врач КГБУЗ ККТБ № 1 в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме. Дополнительно пояснил суду, что Управлением Роспотребнадзора в КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» действительно была проведена проверка соблюдения норм санитарного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства и было выдано предписание об устранении этих нарушений. Часть нарушений они устранили, но все устранить не смогли в связи с отсутствием финансирования, так как собственных средств у больницы на это нет, здание больницы очень старое, а для выполнения некоторых требований указанных в предписании требуются большие финансовые затраты. В настоящее время Министерство здравоохранения Красноярского края, которое является учредителем КГБУЗ ККТБ № 1, приняло решение о финансировании мероприятий по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора нарушений санитарного законодательства, установлены сроки и суммы финансирования этих мероприятий. С учетом уточнения сроков устранения выявленных Управлением Роспотребнадзора нарушений, они постараются устранить все выявленные нарушения санитарного законодательства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства здравоохранения Красноярского края Бытаева А.В., действующая на основании доверенности от 14.04.2010 года, в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела была надлежаще извещена. До начала судебного заседания направила в суд возражения по иску, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в части признания противоправными бездействия ответчика и продлить сроки исполнения пунктов 2, 3, 5, 7, 8 до конца 2010 года, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные учреждения осуществляют расходование денежных средств на основании сметы, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств, устранение нарушений, указанных в предписании № 1/з от 01.01.2009 года возможно не ранее 4 квартала 2010 года. В 2010 году план финансирования ответчика составляет 650000 рублей, из которого на приобретение мебели предусмотрено 126800 рублей, сантехники - 81800 рублей, освоение средств запланировано на 4 квартал 2010 года.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, с учетом внесенных уточнений, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, которое затрагивает основы жизнедеятельности человека, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от хх.хх.хх nnnФЗ, где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, то есть такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
При этом, в соответствии со ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39). Согласно ч. I ст. 24 указанного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно подпунктам 1, 2 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации nnn от хх.хх.хх года, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из Положения об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, п. 8.2, видно, что управление в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также принимает меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Как видно из представленных суду документов, 01.01.2009 года заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. в адрес КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» вынесено предписание № 1/з, согласно которому Управлением Роспотребнадзора, по результатам мероприятий по надзору от 19. 12. 2008 года, в указанном учреждении здравоохранения, были выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения, и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, с целью устранения которых КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» было предписано в срок до 01 12. 2009 года устранить выявленные нарушения.
02.12.2009 года заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица - КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» с целью проверки выполнения предписания № 1/з от 01.01.2009 года
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14.12.2009 года, акт проверки № 1834 от 23. 12. 2009 года свидетельствуют о том, что юридическим лицом - КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» не было в полном объеме в установленный срок исполнено предписание № 1/з от 01.01.2009 года, не устранены нарушения СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения, и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»,
18.12.2009 года специалистом - экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Соколовой М.П. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» за невыполнение законного предписания № 1/з от 01.01.2009 года заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, судом установлено, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, в пределах своей компетенции, были осуществлены надзорные действия в отношении КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1», в ходе которых выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.7.728-99 и СанПиН 2.1.3.1375-03, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю было вынесено предписание об устранении указанных нарушений, которые, как показала дополнительная проверка, в полном объеме устранены не были.
Вместе с тем, в соответствие с Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2003 года «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН», указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 г. N 554. Санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией лечебных учреждений, устанавливают требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях.
Из устава Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» видно, что указанное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является агентство здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество и т.д. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств краевого бюджета по утвержденной учредителем смете расходов. Целью создания и деятельности учреждения является оказание специализированной (фтизиатрической) медицинской помощи населению Красноярского края, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения туберкулеза и снижение заболеваемости туберкулезом на территории Красноярского края.
Таким образом, КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» является учреждением здравоохранения, которое обязано руководствоваться санитарными правилами, предназначенными для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях, однако, в ходе проверки соблюдения указанных правил, было установлено, что в КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» имеются их нарушения, чем созданы условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Выявленные Управлением Роспотребнадзора нарушения, несмотря на выданное предписание об их устранении, до настоящего времени не устранены.
В частности в КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» выявлены нарушения СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения, и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», а именно:
п. 3.4 СанПиН 2.1.3.1375-03 - не обеспечены площади в 2-х и 4-х местных палатах №№ 9, 10, 11, 12, 13 отделения № 2; палатах № 2, 3, 4, 7 отделения № 3, палатах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 гигиеническим требованиям 7,5 кв.м на 1 койку;
п. 6.5 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не обеспечена система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении nnn, в процедурном кабинете отделения nnn, в помещении ЦСО;
п. 5.6 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не оборудованы посты медсестер отделения nnnnnn,3,4 умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала - педальными спусками для смывных бачков;
п. 8.1 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не установлены стулья по числу коей в палатах отделений nnnnnn, 3;
п.5.4.3, п. 7.6 СанПиН - не обеспечены отделения nnnnnn, 3 специальными стойками - тележками для сбора и транспортировки отходов;
п. 3. 27.1 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не оборудованы женские санузлы в отделении nnn кабинами женской гигиены с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов (унитазами);
п. 5.5 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не оборудованы палаты для больных в отделениях nnn и nnn умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, оборудованные смесителями;
п. 9.7 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - не выделены в отделении nnn помещения для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м, оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной.
Указанные нарушения санитарного законодательства, создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и должны быть устранены, а требования Управлением Роспотребнадзора должны быть удовлетворены в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая, что КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств краевого бюджета по утвержденной учредителем смете расходов, в настоящее время решается вопрос с финансированием затрат по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора нарушений, стороны договорились о сроках устранения указанных нарушений, суд полагает возможным установить сроки устранения выявленных в КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» нарушений санитарного законодательства, согласно уточнения исковых требований, представленного Управлением Роспотребнадзора.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной части удовлетворенных исковых требований, в соответствующий бюджет. Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с КГБУЗ «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» должна быть взыскана в бюджет муниципального района государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать бездействие Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1», выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 1/з от 01.01.2009 г. незаконным.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «...вая туберкулезная больница nnn»:
устранить нарушение п. 3.4 СанПиН 2.хх.хх.хх-03 - обеспечить площадь в 2-х и 4-х местных палатах №№ 9, 10, 11, 12, 13 отделения № 2; палатах № 2, 3, 4, 7 отделения № 3, палатах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 гигиеническим требованиям 7,5 кв.м на 1 койку в срок до 1 июля 2011 года;
устранить нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 - обеспечить систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в отделении № 2, в процедурном кабинете отделения № 3, в помещении ЦСО в срок до 1 декабря 2010 года;
устранить нарушение п. 5.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 - оборудовать посты медсестер отделения №№ 2,3,4 умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а санузлы для персонала - педальными спусками для смывных бачков в срок до 1 июля 2011 года;
устранить нарушение п. 8.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 - установить стулья по числу коек в палатах отделений №№ 2, 3 в срок до 1 декабря 2010 года;
устранить нарушение п.5.4.3, п. 7.6 СанПиН - обеспечить отделения №№ 2, 3 специальными стойками - тележками для сбора и транспортировки отходов в срок до 1 декабря 2010 года;
устранить нарушения п. 3. 27.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 - оборудовать женские санузлы в отделении № 3 кабинами женской гигиены с восходящим душем и необходимым количеством санитарных приборов (унитазами) в срок до 1 декабря 2010 года;
устранить нарушение п. 5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 оборудовать палаты для больных в отделениях № 3 и № 4 умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, оборудованные смесителями в срок до 1 июля 2011 года;
устранить нарушение п. 9.7 СанПиН 2.1.3.1375-03 - выделить в отделении № 3 помещения для отдыха персонала площадью не менее 12 кв.м, оборудованное холодильником, электронагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной в срок до 1 декабря 2010 года.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 1» государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Березовский районный суд, в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.Н. Попова