Дело № 2-1064/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Березовка 15 октября 2010 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Верхотурова И.И., при секретаре Титаренко Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1064/2010 по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> <данные изъяты> в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении (плотине), расположенной на <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении (плотине), расположенной на <адрес>.
Свои требования прокурор Березовского района Красноярского края обосновывает тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования <данные изъяты> находится бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина <адрес>, расположенное на <адрес>, которая в реестре государственной собственности <адрес> и реестре федерального имущества не зарегистрирована, сведений о зарегистрированных правах на указанный объект не имеется, записи о регистрации прав на данный объект отсутствуют. Данный объект на техническом учете не стоит, технический паспорт в <данные изъяты> БТИ отсутствует. В состав муниципальной собственности муниципального образования <данные изъяты>, указанное гидротехническое сооружение, не включено.
Плотина (ГТС) <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, разрушение плотины может привести к затоплению (подтоплению) пойменной части <данные изъяты>
Таким образом, отсутствие собственника либо владельца указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования <данные изъяты>.
Со стороны муниципального образования <данные изъяты> действий, направленных на постановку указанного объекта гидротехнического сооружения как бесхозяйного на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, до настоящего времени не принято. Сложившаяся ситуация нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Просит обязать администрацию <данные изъяты> <данные изъяты> осуществить действия по постановке гидротехнического сооружения (плотины), расположенного: <адрес>, как бесхозяйного объекта недвижимости на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> <данные изъяты>, выразившееся в непостановке в соответствии со ст.225 ГК РФ к постановке как бесхозяйного объекта недвижимости на учет в <данные изъяты> отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> гидротехнического сооружения (плотины), расположенного: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Шукан А.Н. заявленные требования поддержал по указанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации <данные изъяты> <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. До начала рассмотрения дела от представителя администрации Зыковского сельсовета поступило ходатайство о назначении рассмотрения дела после ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением представителя Тункеевой Н.В. на лечении.
Суд, признает причину неявки представителя администрации <данные изъяты> неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <данные изъяты>, поскольку в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствие с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, в связи с чем назначение судебного заседания после ДД.ММ.ГГГГ суд полагает невозможным.
Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Березовского района Красноярского края подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 9 Устава <данные изъяты> к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как установлено в судебном заседании <адрес> имеет гидротехническое сооружение – плотину (длина по гребню № м).
Согласно акта проверки <данные изъяты> управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (<данные изъяты> управления Ростехнадзора) №/ГТС-№ от ДД.ММ.ГГГГ, гидротехническое сооружение - плотина пруда на <адрес>, является бесхозяйным сооружением. Разрушение плотины может привести к затоплению пойменной части <данные изъяты>, с дальнейшим «каскадным» разрушением плотины <адрес>, последующим затоплением пойменной части <адрес>, с возможными человеческими жертвами.
Из справок <данные изъяты> отделения филиала по <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», администрации <данные изъяты>, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты> - сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: гидротехнического сооружения (плотины) на <адрес>, <адрес>, не имеется, записи о регистрации прав на данный объект отсутствуют. Данный объект на техническом учете не стоит. В состав муниципальной собственности муниципального образования <данные изъяты>, указанное гидротехническое сооружение, не включено. В реестре государственной собственности <адрес> и в реестре федерального имущества не значится.
В соответствии с положениями статей 1 и 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно статьям 3 и 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения (далее ГТС) понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте и реконструкции; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидросооружения, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий ГТС, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Таким образом, отсутствие собственника либо владельца указанного гидротехнического сооружения - плотины пруда на <адрес> <адрес>, влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования <данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 указанной статьи ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку гидротехническое сооружение - плотина <адрес> расположено в административных границах <данные изъяты>, необращение администрации <данные изъяты> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в пункте 3 статьи 225 ГК РФ.
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что у суда нет сведений о проведении администрацией <данные изъяты> <данные изъяты> на день рассмотрения гражданского дела мероприятий по постановке на учет гидротехнического сооружения – плотины <адрес>, как бесхозяйного, суд считает необходимым предоставить администрации <данные изъяты> срок для проведения указанных действий, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление прокурора Березовского района Красноярского края.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>», в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного на <адрес>
Обязать администрацию <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в порядке ст.225 ГК РФ в <данные изъяты> отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения (плотины), расположенного на <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Березовского районного суда И.И.Верхотуров