Гр дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования Кр.края к администрации Маганского с/с об обязательстве исполнить требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды. Дело № 2-635/11



.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 года                                                                                         п. Березовка

Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего    судьи                                 Романовой О.А.,

при секретаре:                                         Титаренко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края об обязательстве исполнить требования Федерального законодательства в области охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края об обязательстве исполнить требования Федерального законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Конституционное положение определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Закон об охране окружающей среды, регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Ст. 10 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»          установлено, что:

территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного    самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок     сбора     отходов     на     территориях     муниципальных     образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, статья 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий были выявлены нарушения экологического законодательства, а именно на территории Березовского района Красноярского края не определен Порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администраций муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Однако до настоящего времени на территории Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края не разработан порядок сбора вывоза, бытовых и промышленных отходов.

Полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению нарушений по сбору, вывозу, утилизации отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности, наделены органы местного самоуправления.

На территории Красноярского края, субъектом, в силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии co статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики. В области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно пункта 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения организации.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 №19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Просит обязать администрацию Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения: разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов и создать на территории Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края персональный состав комиссии. Решение о создании комиссии опубликовать в СМИ.

Представитель истца в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом. До начала судебного разбирательства представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом. До начала судебного разбирательства представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ, административные комиссии создаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 «О наделении    органов    местного    самоуправления    муниципальных    образований    края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» органы местного    самоуправления муниципальных образований края наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, включающими в себя:

а) создание административных комиссий в соответствии с Законом края «Об административных комиссиях в Красноярском крае»;

б) определение персонального состава административных комиссий;

в) обеспечение деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом края «Об административных правонарушениях».

На территории Красноярского края, субъектом, в силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии co статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики. В области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно пункта 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения организации.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 №19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно решения «Об административной комиссии Маганского сельсовета» №57-6Р от 04.12.2009 года создана административная комиссия Маганского сельсовета в составе пяти человек указанными в приложении.

Решениями №2-4Р от 23.04.2010 года и №11-1Р от 01.04.2011 года состав административной комиссии Маганского сельсовета был изменен.

Ответчиком не представлены доказательства о наличии на территории Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края действующего порядка сбора и вывоза отходов.

Приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что администрацией Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края создана административная комиссия Маганского сельсовета и определен ее персональный состав. Доказательств об опубликовании решения о создании данной комиссии в СМИ ответчиком не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковое заявления службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту неопределённого круга лиц к администрации Маганского сельсовета Берёзовского района Красноярского края в части обязывания администрацию Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Обязать администрацию Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать администрацию Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края опубликовать решение о создании административной комиссии с имеющимися изменениями в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                                                О.А. Романова